Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
22 мая 2011, 20:52 • Культура

Дяденька, достал воробышком

«Пираты Карибского моря – 4»: Суши весла

Дяденька, достал воробышком
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Дабб

Четвертая часть «Пиратов Карибского моря» собрала в РФ за один день без малого 5 млн долларов, чем и поставила национальный рекорд. Ввиду таких барышей не заметить данный фильм невозможно. Хотя и хотелось бы: Пенелопа Крус с усами, Джеффри Раш с деревянной ногой и Джонни Депп с нерастраченным обаянием еще не повод, чтобы перезапускать пиратониаду.

У любого состоявшегося киносериала есть свои традиции, у «Пиратов Карибского моря» их не так чтобы много, но имеются: рубись, пей да табань, как хочешь, однако первое появление в кадре капитана Джека Воробья должно быть эффектным. Сойдя на причал прямо с мачты в первой части, пробив рукой крышку гроба во второй и размножившись в третьей, четвертую он откроет вместе с заседанием суда в Лондоне над собой же. Да простят меня фанаты саги, но оригинальный ход напрашивался: Воробья чин по чину отправляют на виселицу, после чего перезагружают франшизу уже с чистой совестью. Вот это было бы эффектно!

#{image=519305}За всем тем создатель «Пиратов» Джерри Брукхаймер в первую очередь бизнесмен, а не экспериментатор. Курочку, что золотом несется, он не задушит, не убьет, так что Деппа (ввиду отсутствия персонажей Блума и Найтли) на «странных берегах» будет даже больше, чем в предыдущих частях. Тем более что, на пару с Джеффри Рашем, он выступал и выступает индульгенцией всему проекту в глазах снобов: хорошие актеры резвятся в симпатичных образах, искупая тем самым любые сценарные огрехи и избыточность картинки. А коли оба капитана на месте, так и поднять паруса: забудьте, что в 2007 году в проекте вроде бы была поставлена вполне эффектная точка.

За четыре прошедших года заклятые коллеги Воробей и Барбосса не сильно продвинулись в поисках источника молодости, к водам которого отплывали на титрах. С тех пор легендарным фонтаном Понсе де Леона успели заинтересоваться британская и испанская монархии, а также Черная Борода – прославленный пират, дочку которого Воробей однажды успешно совратил. В атмосфере тотального недоверия, двойной интриги и тройных предательств (еще одна традиция «ПКМ»), действуя по системе «погоня-драка-монолог-реприза» (традиция номер три) все они разменяют воду на джунгли и исполнят несколько коронных номеров. Под занавес же зрителя ждет понимание, что сценарию не хватает осмысленности (четвертая традиция) и что главное в жизни настоящего пирата не вечная молодость, а риск, попутный бриз и соленые брызги, словом, свобода. Одна беда: проведя свою «Жемчужину» меж мелей, скал и водовертей, капитан Воробей, кажется, всё-таки напоролся на смертельно опасный риф – на бабу (точнее, на Пенелопу Крус). Сказка близится к концу, но еще на пару фильмов её явно хватит.

Общеизвестно, что выросли «Пираты Карибского моря» из одноименного диснейлендовского аттракциона, так что половой вопрос в картине решался максимально корректно: отдав его на откуп Блуму и Найтли, режиссер Вербински старательно разводил влюбленных по разным углам (и в итоге развел на целых десять лет). Сменщик Вербински – Роб Маршалл – более всего известен как постановщик мюзиклов, и хотя его кабарешная сущность проскочила лишь однажды (Депп и Крус таки станцуют на палубе танго), внимание «зефирам и амурам» он уделяет не в пример большее. К примеру, не одному Воробью подкинули «фам фаталь», коварных чаровниц – русалок обнаружится в фильме целая стая. С русалками в «ПКМ-4» вообще многое связано: и наиболее зрелищная сцена, и наиболее тоскливый сюжетный поворот (любовная линия между священником и лоскотухой). А мораль всё та же: нет для моряка хищника опасней, чем красотка, до костей обглодает.

#{movie}Вкупе всё это мельтешение ботфорт, рыбьих хвостов и деревянных протезов не слишком веселит и – что еще хуже – не даёт ответа на принципиальный вопрос: а зачем вообще нужно смотреть четвертых «Пиратов»? Не то чтобы они были радикально хуже предыдущих, но в случае с предыдущими этот вопрос как-то не стоял – мы с удовольствием впадали в детство. Тремя фильмами подряд дуэт Брукхаймер Вербински создали полноценную вселенную со своими законами, к которой было не придраться по части правдоподобности: из жизни реальных буканьеров взяли лишь общие места вроде Тортуги, а всё остальное затыкали решительным крибле-крабле-бумсом. Разумеется, заходы вроде «а тут я типа как бы ожил» даже и сказке простительны далеко не всегда, но на фоне зрительных излишеств «ПКМ» они смотрелись вполне уместно. В конце концов, инфантилизировать кинозрелище начали не при Брукхаймере, но лишь он умудрился успешно и нестыдно доить пиратскую тему – столь же святую для детства и юношества, как темы динозавров, ковбоев и роботов.

Взявшись за перепаханное предшественником поле, Маршалл явно старался сдюжить, но на своем втором круге история пиратов выглядит недопустимо вторичной и плоской, и от очевидного провала её спасают только Депп и Раш. Первый всё так же умильно вихляет бедрами, второй, войдя во вкус и потеряв ногу, старается вылезти на первый план, но всё это мы уже видели. Да, к атмосфере оригинальной трилогии режиссер отнесся очень бережно, но коли уж речь о «свежей струе» это скорее минус, чем плюс. Не считать же, в самом деле, новацией пару пинков, которые Маршалл на правах типичного американца отвесил британской монархии и католикам, монастыри коих «не отличишь от борделей». А учитывая, что открывается фильм двумя узнаваемыми цитатами из «Шерлока Холмса» Ричи и «Сонной лощины» Бартона, ощущение дежавю становится особенно тоскливым.

В этой связи Маршалла можно сравнить с циркачом, жонглирующим скамейками. Неплохо в целом жонглирует, но до него семь часов совокупно жонглировали, допустим, табуретками (периодически – чтоб зритель не скучал – подбрасывая также обезьяну, карлика, человека-Ктулху и парня с деревянным глазом), и теперь очевидец требует если не смены жанра, то новшества как минимум. Ситуация еще не патовая, но все ходы просчитаны наперед. Самый смак пиратских легенд – от проклятого золота до кракена и «Летучего голландца» уже использовал Вербински, Маршалл с переменным успехом зашел с Черной Бороды и его «Мести королевы Анны». Далее, видимо, в дело пустят Рока Бразильца, Френсиса Дрейка, Генри Моргана и Гийома Шампаня – головорезов куда более скучных, чем эксцентричный Блекберд, вплетавший при жизни в бороду огненные фитили и кастующий в своем экранном воплощении очень сильное колдунство.

Увы, тема практически неисчерпаема: русалки уже были, а морских змеев не было, китайское пиратство окучили, барбаресок пока не успели, источник молодости искали, Атлантида в предвкушении. В космос Джеку Воробью тоже никто не мешает слетать. К тому идет.

На здоровье, в общем-то, но в кино, как и в политике, прощаться нужно вовремя. Откланяйся Юрий Михайлович лет восемь назад, остался бы в истории Москвы любимым мэром. Оборвись «Пираты» на «Краю Света», вспоминали бы их как ровный и законченный аттракцион типа «Назад в будущее»: тот проект тоже выдохся на третьей части, но – к счастью – не дождался реаниматора.

Не зря капитан Барбосса еще три фильма назад отметил: «жадность – большой грех».