Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
26 марта 2011, 20:47 • Культура

Карнавальное отношение к смерти

«В субботу»: Чернобыль через призму карнавала

Карнавальное отношение к смерти
@ kinopoisk.ru

Tекст: Дмитрий Дабб

Среди популярных в Рунете демотиваторов есть и такой: пьяная компания расслабляется в бассейне, и тут же, в бассейне, плавает резиновый тапочек с закрепленным на нем переходником – господа не страшатся смерти, господа изволят слушать музыку. В узком смысле «В субботу» тоже снят про соискателей премии Дарвина. Только посвящен он не частному случаю идиотизма, а катастрофе мирового масштаба.

В ночь на уикенд комсомольский инструктор Валерка подслушал разговор старших товарищей – на четвертом энергоблоке ЧАЭС случилось то, что в отчетах позднее назовут «следствием маловероятного совпадения ряда нарушений правил и регламентов эксплуатационным персоналом». Асфальта уж не видно под графитом, зашкаливает счетчик Гейгера, на лицах пожарных – нездоровый ночной загар, но начальство в локальный апокалипсис не верит – реактор не может взорваться, потому что не может взорваться никогда. Валерка пока еще не начальство, а потому – верит. Верит и бежит. Спотыкается, падает, ползет по жухлой траве, эротоманом врывается в женское общежитие и хватает под руку давнюю симпатию – всё, чтобы успеть с ней на утренний поезд.

#{image=487845}Не успеет. Ни на утренний, ни на ночной. Сначала у симпатии сломается каблук, потом в магазин завезут румынские «лодочки», следом грянет комсомольская свадьба – бессмысленная и беспощадная. Пляскам, дракам, пьяным мужским объятиям посвящена большая часть хронометража – всё, что осталось после беготни. И лишь трижды в фокус камеры попадет сияние разрушенного реактора, оком Саурона взирающего на Припять – советский город-сад.

«Пусть будет у нас больше радостных глаз», – поют герои. Суббота ведь, в конце-то концов. И металлический привкус во рту уверенно глушится каберне.

Вторая по счету режиссерская работа маститого сценариста Миндадзе вошла в основной конкурс Берлинского кинофестиваля, а то, что наград не взяла, говорит скорее в её пользу. Прогрессорский стиль Берлинале подразумевает куда более лобовое (до дебильности) высказывание на темы зла и политкорректности, чем позволил себе постановщик. Сними он кино про ужасы социализма, про гибельность атомной энергетики, про упырей из обкома – другой был бы разговор. Однако «В субботу» можно трактовать по-разному – есть в нем и то, что оценит славянофил, и то, чему возрадуется русофоб, и то, под чем подпишется «освободитель», и то, что одобрит совок-ностальгиант. Импрессионистский, дерганый стиль делает фильм типичной кляксой Роршаха, в которой каждый видит, что хочет увидеть.

Так, мысль о том, что партийные начальники, опасаясь паники, лишили людей выбора между жизнью и смертью, хотя и озвучена, но как-то невнятно, в проброс. Более того, Миндадзе фактически оправдывает замалчивание катастрофы, ибо его герои об аварии знают, а кто не знает – тот догадывается, только вот не пытаются спастись, закусывая стронций-90 салатом «Мимоза».

Сквозь ресторанный пир во время чумы просматривается вся та «азиатчина», по которой любят пройтись авторы журнала «Сноб»: жадность, ухарство, эгоизм, пьяные в дупель невесты. Но авторы почти любого журнала со словом «русский» в названии вправе, в свою очередь, сделать акцент на «самурайской» составляющей национального характера, который лишь закаляется в огне, не размокает в грязи, словом, «даже тысяча рентген не опустит русский член», как замечает один из героев. В таких раскладах и бухая невеста, априори жалкое и отвратительное существо, получает свою индульгенцию: новоиспеченный муж нежно погладит проявившийся её животик, и отвращение сменится щемящей жалостью у всякого, кто знает, как радиация действует на плод.

#{movie}Одно бесспорно: атмосферу тупого ужаса и надвигающейся смерти Миндадзе передал блестяще. Там, где фильмы-катастрофы подключают компьютерную графику, у него правит бал дрожащая камера гениального румынского оператора Муту. Суета затылков и спин, мельтешение бетона под ногами и ветвей-плёток на уровне лица, гортанные крики и аккорды лабухов сливаются в сплошной danse macabre. Эта пляска гипнотизирует зрителя не хуже, чем персонажей, погребая под собой логику самосохранения, вытаскивает на свет фатализм и прочную ассоциацию с тонущим «Титаником», на палубе которого играл оркестр. «Пусть всё кругом горит огнем, а мы с тобой споем», – замечал затейник Карлсон по другому поводу.

Логика у происходящего, впрочем, есть. История русской нации в XX веке – это выживание на пределе человеческих возможностей, необходимость довольствоваться минимумом комфорта ради достижения великих целей, существование не благодаря, а вопреки. К 80-м люди устали. Надорвались. Махнули рукой. Отказаться от долгожданной сытости, от румынских «лодочек» и мятых, легких рублей, от крепленых вин и танцев до упаду в законный выходной у них уже не было ни сил, ни желания. На взгляд современника, герои «В субботу» вроде бы сходят с ума, но на деле из последних сил хватаются за скудный быт и мещанские радости именно для того, чтобы с ума не сойти. Для них всё это – последняя иллюзия благополучия и стабильности. А бежать, спасаться, воевать, пахать в три смены они больше не могут – моченьки нет. Вслед за моченькой спустя всего несколько лет кончится и страна, что могла существовать лишь благодаря нескончаемым подвигам и человеческому самоотречению.

Другое дело, что подобная оценка – полуправда. За взрывом реактора всё равно последовали самоотречение и подвиг ликвидаторов, в обиде за память которых фильм не допустили к прокату в Белоруссии. Да вот только не великие герои, а именно маленькие люди на фоне катастрофы – излюбленная тема Миндадзе еще со времен дуэта с режиссером Абдрашитовым, причем катастрофа – именно что фон, она вторична, а первичен – человек в своих инстинктах, рефлексиях, шорах. Поступки персонажей не взяты с потолка – в основу картины легли воспоминания жителей Припяти о «том самом дне», когда хотелось погрешить напоследок – задрать лишнюю юбку, затеять лишнюю драку, выпить лишнюю бутылку вина (по признанию самого Миндадзе, узнав о трагедии, он тоже дезактивировался «красненьким»). Экстремальная ситуация несет за собой катарсис, присутствие смерти – инстинктивное желание жить взахлеб, фатализм делает счастливее. Говорят, кровати в женских общежитиях чернобыльской зоны потом фонили особенно – девушки привечали ликвидаторов после тяжелого рабочего дня.

Наконец, стоит учитывать, что трагедия одного человека всегда воспринимается острее, чем трагедия многих, то есть статистика. Смести Миндадзе камеру с изуродованного усами Антона Шагина – Валерки (весьма неожиданная и крайне удачная роль, особенно в свете его статичности в «Стилягах»), дай общий ракурс, чернобыльская катастрофа рисковала бы попросту затеряться. От лучевой болезни погибли «всего лишь» 150 человек (в основном персонал станции и ликвидаторы), тогда как счет жертвам текущей японской трагедии перевалил за десять тысяч, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки – за двести. В этих жутких цифрах невозможно узнать себя, а в мечущемся от чужой любовницы к чужим друзьям Валерке – можно, как узнаешь недавнюю рок-звезду в бессознательно пьяном барабанщике – одном из эпизодических персонажей фильма.

«В субботу» – лента не для всех, но это чрезвычайно сильное высказывание пусть не о Чернобыльской катастрофе, но о непредсказуемости жизни на рандеву со смертью. То, что жизнь в конце концов побеждает смерть, доказала сама катастрофа, правда, если кому и не стоит от этого обольщаться, так это людям: сейчас в зоне отчуждения цветут сто цветов и активно размножаются краснокнижные виды животных. Радиацию они переносят куда менее болезненно, чем соседство с человеческой цивилизацией – шумной, агрессивной, бессмысленной и буквально заточенной на уничтожение себя.