Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

6 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
22 марта 2011, 18:56 • Культура

Искусство под подозрением

Глава Третьяковки ответила на обвинения в коррупции

Искусство под подозрением
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Иван Чернов

Руководитель Третьяковки Ирина Лебедева созвала брифинг. Больше всего от Лебедевой ждали реакции на коллективное письмо ее подчиненных с обвинением в коррупции. На прямой ответ она, однако же, не решилась, хотя и прокомментировала эту ситуацию в целом. Как и ситуацию с возможным задержанием российских предметов искусства в США.

Анонимная история

На прошлой неделе в Интернете в блоге сотрудников Третьяковской галереи, предпочитающих не называть своих имен, было опубликовано анонимное письмо, адресованное министру культуры, в администрацию президента и в Генеральную прокуратуру, в котором «вскрывалась» «коррупционная составляющая в действиях руководства Третьяковки». В частности, авторы рассказывали о якобы имевших места фактах злоупотребления директором Ириной Лебедевой служебными полномочиями, о незаконном распределения премий между «близким кругом» сотрудников музея и т.д.

Анонимка – это никакой не документ, я могу сказать на это только одно: анонимки не комментирую

Сейчас письмо в блоге уже не прочитать. На это там есть следующее пояснение: «Поскольку письмо дошло до адресата, оно удаляется из журнала. Надеемся, что наше мнение позволит улучшить работу, а также сохранить и преумножить фонды одного из величайших музеев страны».

Отметим, что министр культуры России Александр Авдеев практически сразу отреагировал на анонимное письмо, обличающее директора Третьяковской галереи. Обвинения в ее адрес чиновник назвал беспочвенными. «Ирина Лебедева прекрасный, компетентный руководитель и мужественная женщина. В Третьяковской галерее при предыдущем директоре хозяйство было предельно запущено. Лебедева за короткий период расчистила все завалы, в том числе и финансовые, сделала деятельность музея прозрачной», высказал свое мнение министр.

Разговор о скандальном анонимном письме почти сразу зашел и на вторничном брифинге в Третьяковке. Однако Ирина Лебедева объяснила, что комментировать изложенные в послании обвинения, которые, по ее словам, «безграмотны как по форме, так и по сути», она не будет. Однако свое мнение о том, от чего подобное письмо могло появиться, у нее есть.

«Хотела бы напомнить, как я стала директором. Это произошло летом 2009-го. Моя кандидатура была не единственной, она долго согласовывалась на самых разных уровнях. Когда меня утвердили, первым, кто поздравил и представил меня коллективу, был предыдущий директор Валентин Родионов», приводит слова Лебедевой «Московский комсомолец». Но потом прежний руководитель передумал. «Он приходит в галерею, когда я в командировках, для него некоторые сотрудники снимают с важных документов копии это факт», пожаловалась новый директор.

Позже, по словам Лебедевой, появились и обвинения в ее адрес, о том, что она не считает себя ученицей Родионова. «У каждого нового руководителя есть собственная концепция деятельности. Сегодня условия жизни музея, в том числе и в законодательной сфере, таковы, что приходится многое менять. А это не может всем нравиться», объяснила она.

Как выяснилось, первое обвинительное письмо в адрес Лебедевой появилось в корпоративной почте музея еще 17 января.

Ранее директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева рассказывала РИА «Новости», что не рассматривает всерьез анонимное письмо с обвинениями. «Анонимка это никакой не документ, подобное письмо появляется не впервые, и я могу сказать на это только одно: анонимки не комментирую», отрезала она и объяснила, что любой человек сам от себя может написать что-то и сказать, что под этим подписались 46 человек.

Директор петербургского «Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что доподлинно не знает, что происходит «за кулисами» Третьяковской галереи, однако к анонимным письмам неких неназванных сотрудников тоже относится скептически.

«Я ничего не могу сказать о деятельности директора Третьяковской галереи, хотя дистанционно отношусь к ней с большим уважением. Что касается анонимных авторов, то я всегда призываю сбросить маску анонимности, и когда делаешь серьезные заявления, советую все-таки легализоваться. У нас сейчас не те времена, чтобы бояться после этого какой-то страшной смертельной опасности, мести и так далее. Музей не то пространство, где друг в друга стреляют», подчеркнул он.

По мнению Бурова, раньше существовало хорошее правило: «анонимка без прочтения комкается и опускается в мусорное ведро».

Искусствовед Марат Гельман* в свою очередь в интервью газете ВЗГЛЯД высказал мнение о том, что конфликт вокруг нового директора Третьяковки стал следствием внутренних аппаратных интриг: «Обличительное письмо писали люди, которые пытаются отстаивать свои интересы, кто-то из сотрудников галереи подвинут, кто-то метит на место Лебедевой, неслучайно письмо было анонимным. Лебедева, может быть, и не идеальный директор, но уж точно сильнее предыдущего и явно сложно ее подозревать именно в том, в чем ее упрекают неназванные критики», полагает эксперт.

Музей – не то пространство, где друг в друга стреляют

В этой ситуации он, «скорее, на стороне Лебедевой, чем ее обличителей», признается Гельман.

Напомним, Ирина Лебедева возглавила Третьяковскую галерею в июле 2009 года, сменив на этом посту Валентина Родионова, ушедшего со скандалом. В мае 2009 года он неожиданно распространил заявление о том, что уходит в отставку не по своей воле, а под давлением министра культуры Александра Авдеева.

Позже министр заявил, что Валентин Родионов должен уйти на пенсию достойно. Авдеев пообещал, что лично будет присутствовать на проводах Родионова на пенсию. А еще через какое-то время экс-директор музея заявил, что не будет оспаривать решение о своей отставке.

О сотрудничестве с США

Впрочем, брифинг Лебедевой был посвящен не столько скандальным обвинениям анонимных сотрудников, но и жизни галереи в целом.

Третьяковка не станет выдавать свои произведения на выставки в США из-за угрозы претензий третьих лиц в связи с делом «библиотеки Шнеерсона», заявила, в частности,  Ирина Лебедева, передает РИА «Новости».

Летом 2010 года вашингтонский суд постановил вернуть расположенной в США организации «Агудас Хасидей Хабад» часть семейного архива Шнеерсонов. Однако Россия заявила, что ничего возвращать не будет, так как решение суда неправомерно. После этого ряд крупных российских музеев, в том числе ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаж, по рекомендации Минкультуры отказались участвовать в выставках в США из опасений, что на картины наложат арест.

Теперь и Третьяковка встала с ними в один ряд.

«У нас планировалось предоставление произведений на две выставки, которые должны состояться в Нью-Йорке в этом году, но мы сняли эту возможность», сказала Ирина Лебедева.

Во вторник эта ситуация получила и дальнейшее развитие, сообщает ИТАР-ТАСС: владелец частного музея в Клинтоне (штат Массачусетс, США) Гордон Лэнктон, где экспонируются 37 икон из собрания московского Музея им. Андрея Рублева, отказался досрочно возвратить коллекцию в Россию, несмотря на то, что они были отозваны российскими владельцами.

О рекордах

По словам Ирины Лебедевой, выставка, состоящая из 300 картин Исаака Левитана, завершившая свою работу 21 марта, побила рекорд посещаемости галереи.

«Выставку посетило 300 тысяч человек беспрецедентная для нашего музея, да и многих других ситуация», отметила директор.

По ее мнению, этот феномен еще предстоит осмыслить. В последние дни работы выставка была открыта до десяти часов вечера, но все равно очередь в музей выстраивалась до Садового кольца.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............