Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
9 февраля 2011, 17:58 • Культура

«Я не готова просвещать умы»

Марта Кетро: Вести блог гораздо проще, чем писать

«Я не готова просвещать умы»
@ Ольга Паволга

Tекст: Кирилл Решетников

«Ой, мне кажется, я пишу о женщинах такие простые вещи, что если мужчины прежде до них не додумались, то вряд ли я до них что-то донесу», – призналась газете ВЗГЛЯД звезда блогосферы, одна из самых модных писательниц начала года Марта Кетро.

В последние годы в ряду самых популярных писателей все явственнее присутствуют те, что пришли в литературу из блогов. Эмблематичный пример блогера-литератора – звезда блогосферы Марта Кетро, автор книг «Горький шоколад», «О любви ко всему живому», «Магички» и нескольких других.

Пишу безответственно, как птичка поет (а на гендерные темы еще и с изрядной долей ехидства), а кто-то возьмет да изменит свою жизнь

В преддверии выхода новой книги «Знаки любви и ее окончания» Марта Кетро рассказала газете ВЗГЛЯД, в чем залог блогерской популярности и чем посты в ЖЖ отличаются от художественной прозы.

ВЗГЛЯД: В то время когда вы были только автором блога, была ли у вас идея стать писателем или, скажем так, превратить ваши записи в литературу?

Марта Кетро: Никаких подобных амбиций не было, ведь писать я начала только с появлением блога, в то время как приличные люди идут в эту профессию с призванием практически от горшка. Когда обнаружила, что получается связно выражаться, то максимум, на что рассчитывала, – это на колонки в журналах. Предложения от издательств принимала с большим сомнением, но потом оказалось, что конструирование текстов, сюжетов и характеров невероятно увлекает.

Ведение блога гораздо проще, и в литературу оно так и не превратилось. Книжки на гендерные темы, тексты из которых сначала появляются в «Живом Журнале», – отдельно, проза – отдельно

ВЗГЛЯД: Как вы думаете, за счет каких качеств человек в своей «блоговой» ипостаси постепенно становится интересен массам?

М. К.: Я скромно полагаю, что дело в умении транслировать личное обаяние через блог. То есть на свете полно симпатичных людей и много хорошо пишущих, но в Сети везет тем, кто умеет создать притягательный персонаж. Так, чтобы пользователь жаждал не просто интересного контента, но именно от этого конкретного человека, с отпечатком его личности. Иногда этот отпечаток едва уловим, но он есть. Возьмите блог mi3ch – всего лишь картинки и забавные сентенции, но за ними ощущается честный, мыслящий и несколько простодушный человек. drugoi – это прежде всего благородство, dolboeb – эпатаж и так далее.

ВЗГЛЯД: В России существует особая литературная епархия, определяемая словами «женская проза». Явлений, имеющих к ней отношение, множество, диапазон широк – от Виктории Токаревой до Оксаны Робски. Вы как писатель чувствуете себя в этом контексте или за его пределами?

М. К.: Если говорить о пишущих женщинах, чья деятельность меня занимает, это Лена Элтанг, Анна Ривелотэ, Людмила Улицкая. Не умею отличить, насколько их проза женская, насколько общечеловеческая. Но я так, как они, не смогу и даже не знаю, хочу ли. У меня свои рабочие задачи и свои приемы, и я не понимаю, каковы их половые признаки.

ВЗГЛЯД: В ваших текстах множество цитат и немало литературных (и не только) аллюзий: поэт Леонид Губанов, «Молот ведьм», «Песнь песней»... Каков ваш нынешний круг чтения и является ли литература наряду с жизнью действенным стимулом для появления ваших текстов?

М. К.: В данный момент я затеяла роман-путешествие, и потому сейчас вокруг в беспорядке разложены «Послания из вымышленного царства», «Книга о разнообразии мира» Марко Поло, «Книга странствий», ну и «Путь Грааля» заодно. Каждый текст даст два–три штриха, но это будут какие-то важные для меня детали. Говоря вульгарно, пытаюсь «припасть к источникам» – и при этом тщательно избегаю современных книг на ту же тему. Чтобы, знаете ли, не подавило величие чужого замысла. А то, пожалуй, решу, что мне так не по силам, и брошу.

ВЗГЛЯД: Влияет ли ваш писательский статус на дальнейшее ведение блога? Изменился ли ваш блогерский облик с момента вашего вхождения в литературу?

М. К.: Блогерский облик изменился скорее с увеличением числа френдов – теперь ничего личного, торжествует политкорректность и аккуратность высказываний. Собственно «литература» в блоге не появляется – неформат.

«Знаки любви и ее окончания» - самый свежий труд Марты Кетро (обложка книги)

«Знаки любви и ее окончания» – самый свежий труд Марты Кетро (обложка книги)

ВЗГЛЯД: Лежит ли в основе сюжета книги «Магички» личный опыт взаимодействия с той или иной литературной «мастерской»? По-вашему, нужно ли писателю собственно писательское образование?

М. К.: Среда так или иначе необходима, по крайней мере мне бывает полезно встретиться с пишущими друзьями и обсудить какие-то чисто технические вопросы. Человек «в материале» может бросить пару слов, которые все расставят по местам. Что касается образования, то литинститут – прекрасная штука. Мне кажется, он прививает профессиональное мышление и некую внутреннюю дисциплину, которой иначе приходится учиться на своих ошибках.

ВЗГЛЯД: Есть ли возможность судить по читательским откликам о том, помогают ли ваши книги людям в решении конкретных жизненных проблем?

М. К.: Меня до смерти пугает, когда это происходит. Пишу безответственно, как птичка поет (а на гендерные темы еще и с изрядной долей ехидства), а кто-то возьмет да изменит свою жизнь. Нет, я готова нести ответственность только за качество текста, но не за просвещение умов.

ВЗГЛЯД: Как вам кажется, сумели вы сообщить мужчинам нечто новое о женщинах?

М. К.: Ой, мне кажется, я пишу о женщинах такие простые вещи, что если мужчины прежде до них не додумались, то вряд ли я до них что-то донесу.

ВЗГЛЯД: Говорят, одно из непременных качеств успешного блогера – любопытство. Верно ли это в вашем случае и движет ли вами любопытство при написании книг, то есть надеетесь ли вы с их помощью получить ответы на какие-то вопросы, на которые пока ответить не можете?

М. К.: Это определяющая черта моего характера. От любопытства к людям вечно лезу во всякие знакомства, да что там – по-прежнему проглядываю журналы всех, кто добавляет меня в друзья. Ну интересно мне. А текст – это способ удовлетворить любопытство в самом себе: смогу ли я? И что получится?

ВЗГЛЯД: Ваша проза часто оставляет впечатление непринужденной устной речи, разговора или монолога. «Разговорность» ваших текстов – запланированный, концептуальный момент или просто стихийная особенность манеры?

М. К.: В блоге это всегда прямая речь, это принципиально, да. В книгах (тех, что я отношу к прозе: «Госпожа яблок», «Магички») я стараюсь этим приемом не пользоваться. Если он все же преобладает, значит, я пока плохо справляюсь.

ВЗГЛЯД: Традиционный вопрос: как вы относитесь к вашей популярности? Она вас удивляет? Радует? Утомляет?

М. К.: Она обнаружилась у меня совсем недавно, вместе с плакатами на Тверской, так что я пока не осознала. В любом случае, я бы хотела популярности для своих книг, а сама предпочла бы остаться в их тени.