Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
6 декабря 2011, 20:47 • Культура

«Ожидается много блокбастеров»

Екатерина Манахова: 3D – отмирающий формат в кино

«Ожидается много блокбастеров»
@ proficinema.ru

Tекст: Кирилл Решетников

«В Америке 3D – уже отмирающий формат, аттракцион перестал быть интересным. Чтобы привлекать зрителей в кинотеатры, необходимо постоянно придумывать новые «фишки». Может быть, вскоре нам предложат что-то еще», – объяснила в интервью газете ВЗГЛЯД гендиректор российского международного Кинорынка Екатерина Манахова.

5 декабря в Москве открылся российский международный Кинорынок – профессиональный смотр новой кинопродукции, от результатов которого зависит репертуар кинотеатров. О настоящем и ближайшем будущем российской прокатной индустрии газете ВЗГЛЯД рассказала Екатерина Манахова – генеральный директор Кинорынка.

Зритель в России пока что реагирует на кино в 3D адекватно, то есть здесь оно не перестало быть развлечением

ВЗГЛЯД: Какого кино ждать в будущем году? Ясно ли уже сейчас, какие фильмы станут сенсацией?

Екатерина Манахова: Следующий год – очень многообещающий как с точки зрения российских релизов, так и с точки зрения американских. Ожидается много блокбастеров и много картин, которых давно ждут, в том числе франшиз, то есть продолжений – например, «Елки-2». Перечислять конкретные фильмы не берусь – будет несправедливо, если что-то окажется не названным.

ВЗГЛЯД: Можно ли констатировать, что технология 3D окончательно победила и вошла в обиход повсюду в России, в том числе и за пределами крупных городов?

Е.М.: Да, сейчас 3D вполне доступно во многих нестоличных городах, это уже не новинка. Другой вопрос – насколько далеко продвинутся эти технологии. В Америке 3D – уже в какой-то степени отмирающий формат, аттракцион уже перестал быть интересным. Кино – это развлечение, и чтобы привлекать зрителей в кинотеатры, необходимо постоянно придумывать новые «фишки». Может быть, вскоре нам предложат что-то еще – скажем, фильм «Дети шпионов» в 2011 году вышел в формате 4D.

ВЗГЛЯД: Но, по крайней мере, в России эпоха 3D еще какое-то время продлится?

Е.М.: Думаю, что да, потому что кинотеатры закупают оборудование, оно достаточно дорогое, и необходим какой-то период, чтобы это окупить. Кроме того, зритель в России пока что реагирует на кино в 3D адекватно, то есть здесь оно не перестало быть развлечением. Сколько времени эта эпоха будет продолжаться, сказать трудно. И что придет на смену 3D, тоже пока непонятно.

ВЗГЛЯД: А IMAX – это, насколько можно понять, не принципиальное новшество, а лишь модификация уже существующего формата?

Е.М.: Да, это специальный вид съемок, особая дополнительная технология, позволяющая смотреть фильмы в 3D на очень большом экране.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: В сфере кино сейчас возникают те же вопросы в отношении дистрибуции и доступности, что и, например, в сфере музыки. Многие фильмы, выходящие в прокат, оказываются в Интернете, благодаря чему любой желающий при наличии минимальных пользовательских навыков может посмотреть их бесплатно. Может ли это как-то повлиять на посещаемость кинотеатров?

Е.М.: Пиратство, естественно, существует и никуда не девается. Раньше боролись с нелегальной продажей DVD, устраивали антипиратские рейды. Сейчас, когда все переместилось в Интернет, бороться с незаконной дистрибуцией стало сложнее. Но что и где смотреть – это, во-первых, вопрос сознательности зрителя, а во-вторых, вопрос полноценности восприятия. Все-таки есть фильмы, которые однозначно требуют широкоэкранного воспроизведения – звук и спецэффекты там такого качества, что домашнее видео не может их в полной мере передать. Интернет, конечно, наносит определенный ущерб кинопрокату, но не в критичном масштабе. Посещаемость кинотеатров снижается, но реальной угрозы их функционированию нет.

ВЗГЛЯД: Но речь не только о пиратстве – некоторые авторы сами выкладывают свои фильмы в Сеть.

Е.М.: Если контент оказывается в Сети легально, это совсем другое дело. Все-таки у нас в стране всего две с небольшим тысячи залов, а на рынок выходит огромное количество проектов. Далеко не все доходит до зрителя через кинотеатры. Кинопрокат связан с определенными затратами – в частности, на рекламу. А также на выпуск и тиражирование копий (в случае цифрового носителя, где этой статьи расходов нет, какие-то технические затраты все равно присутствуют). Поэтому некоторые продюсеры считают, что им выгоднее использовать интернет-платформу и получать прибыль с этого сегмента рынка. Как вариант это работает. Если же фильм появляется в Сети без ведома продюсера за неделю до выхода на широкие экраны, то это, само собой, портит его прокатную судьбу.

ВЗГЛЯД: Иногда, хоть и редко, некоммерческие российские картины получают призы на зарубежных фестивалях – скажем, в этом году широко обсуждавшийся фильм Андрея Звягинцева «Елена» был премирован в Каннах, хоть это была и не главная премия. Такие «галочки», свидетельствующие о мировом признании, по-прежнему никак не влияют на прокат и на сборы?

Е.М.: Конечно, они дают какой-то импульс, но напрямую на результаты бокс-офиса влияния не оказывают. Есть, правда, отдельные интересные примеры из истории проката зарубежных картин – скажем, фильм «Миллионер из трущоб» получил массу «Оскаров», и это подстегнуло интерес к нему в России.  Но в большинстве случаев, особенно когда дело касается российских проектов, международные призы – это лишь некий плюс к реноме фильма, к его имиджу, но они не меняют его судьбу и не влияют на капитализацию.

ВЗГЛЯД: То есть фильм Звягинцева, к примеру, всегда будет занимать принципиально иную нишу, чем «Высоцкий».

Е.М.: Да, конечно. «Высоцкий» вышел тиражом более тысячи копий и с огромной рекламной поддержкой. А картины Звягинцева, безусловно, интересны, и их художественная ценность неоспорима, но здесь нет сопоставимого рекламного ресурса и нет настолько массовой аудитории, которая бы эти картины смотрела.

ВЗГЛЯД: Что представляет собой Кинорынок как мероприятие в отличие от кинофестивалей, и какие результаты он дает?

Е.М.: Ну вот, скажем, сочинский «Кинотавр» – это крупнейший смотр российского кино, Московский международный кинофестиваль – это фестиваль категории А, на котором представлены фильмы со всего мира. А Кинорынок – это бизнес-мероприятие, на котором кино продается и покупается. Компании, которые представляют на рынке свои фильмы, заявляют о намерении показать то или иное кино, и делается это задолго до перехода к стадии проката. Фильмы демонстрируются профессиональной аудитории – представителям кинотеатров, чтобы они могли спланировать свой репертуар. Вся программа Кинорынка составляется из того, что в ближайшее время выйдет на экраны, а что, где и как конкретно будет показываться, как раз зависит от реакции представителей кинотеатров.

ВЗГЛЯД: С мая 2010-го в кинотеатрах страны введена единая система учета продажи билетов. Оправдала ли она себя?

Е.М.: Да, контролировать денежные потоки стало легче, и данные по продажам стали доступнее.

..............