Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
5 апреля 2010, 18:53 • Культура

Луны не будет

Роскон-2010: Свободу фантастам, или командный дух

Луны не будет
@ perumov.com

Tекст: Кирилл Решетников

Лучшие русскоязычные фантасты съехались на юбилейный литературный форум «Роскон», чтобы послушать Вадима Степанцова и обсудить насущные проблемы. Например, как следует относиться к масштабным циклам-проектам вроде «Этногенеза» или S.T.A.L.K.E.R., ценна ли творческая свобода писателя или фантаст больше командный игрок. Вручали на «Росконе» и премии за взятие разнообразных фантастических высот.

В воскресенье в Подмосковье завершился очередной всероссийский форум фантастической литературы «Роскон». Этот съезд фантастов – или, как предпочитают говорить они сами, конвент – был юбилейным, десятым по счету: первый «Роскон» состоялся в 2001-м. В 2010-м здесь было не столь многолюдно, как иной раз прежде, однако, по мнению некоторых участников фестиваля, это лишь пошло ему на пользу.

У тех, кто воспринимает литературный цикл как придаток к компьютерной игре, совсем другие требования к писателям

Одной из центральных тем форума стал вопрос о том, как следует относиться к большим фантастическим циклам-проектам, создаваемым силами нескольких авторов и являющим собой пример масштабной литературной индустрии. Явление это взволновало всех неслучайно, ведь в последнее время проекты завоевывают рынок особенно активно. Помимо успешного мегацикла «Этногенез», начатого знаменитым романом «Маруся» и к настоящему моменту представленного уже семью книгами, в околофантастическом сообществе и за его пределами бурно обсуждается серия S.T.A.L.K.E.R., посвященная войне с чернобыльскими мутантами и отсылающая к одноименной компьютерной игре производства украинской компании GSC Game World.

Среди поклонников фантастики есть немало противников «проектной» деятельности, и причин здесь несколько. Кто-то считает, что в рамках заданной концепции и при работе в команде писатель теряет необходимую ему свободу или, по крайней мере, сталкивается со слишком большими ограничениями, отрицательно сказывающимися на тексте. К работе в проектах, как не раз отмечалось, иногда привлекают авторов, чей уровень литературного мастерства оставляет желать лучшего. Наконец, у тех, кто воспринимает литературный цикл как придаток к компьютерной игре, совсем другие требования к писателям, нежели у остальной части читательской аудитории (последнее относится, прежде всего, к серии S.T.A.L.K.E.R.).

Все это нашло отражение в дискуссии «Проекты против творчества». Сторону творчества в ней отстаивали именитые украинские писатели Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, пишущие в тандеме под псевдонимом Генри Лайон Олди и в 2006-м разделившие титул лучшего фантаста Европы, а сторону проектов – автор «Этногенеза» Юрий Бурносов и редактор одного из столичных издательств Василий Мельник, известный также как писатель-фантаст Василий Орехов. Однако Громов и Ладыженский не стали фанатично защищать светлые идеалы «чистого» творчества и непримиримо атаковать циничные принципы коммерческого литературного производства, поэтому дискуссия вылилась в мирное обсуждение сильных и слабых сторон как коллективной, так и независимой работы.

Острое неприятие проектов – тема действительно устаревшая. Более того, взгляд на них как на неизбежное явление рыночной эпохи, с которым впору мириться скрепя сердце, тоже вряд ли верен. Скорее всего, мы еще узнаем вполне самостоятельных фантастов, чье творчество начиналось с работы в команде.

Другими главными событиями «Роскона-2010» были мастер-классы мэтров фантастики и фэнтези Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, а также круглый стол, посвященный, как бы амбициозно это ни звучало, феномену человеческого сознания. Эта необычная полемика, инициированная автором альтернативно-исторического хита «Малая Глуша» Марией Галиной, была начата под впечатлением от романа Питера Уоттса «Ложная слепота», ставшего сенсацией прошлого года. В романе Уоттса рассказывается о том, как человечество столкнулось с цивилизацией, руководствующейся не разумом, но сложными инстинктами, и неожиданно оказалось в проигрышном положении. Дискуссия окончилась несколько невнятно из-за слишком большого количества участников, но сам факт подобной философской беседы уже выделяет «Роскон-2010» из числа всех прочих: не каждый день люди ставят под вопрос ценность сознания как базовой человеческой черты.

Как всегда, на «Росконе» вручили несколько премий. «Большой Роскон» за вклад в развитие фантастики достался меценату Арсену Авакову и старейшему переводчику фантастической литературы Ирине Гуровой. Мемориальной премией имени Кира Булычева за продолжение гуманистических традиций в фантастике отметили книгу Михаила Успенского «Райская машина». А лучшим романом признали «Кубатуру сферы» Сергея Слюсаренко, что выглядело особенно концептуально в свете полемики о проектах и творчестве, ведь это произведение как раз входит в серию S.T.A.L.K.E.R. Две новые награды – «Час быка» за лучшую остросоциальную фантастику и «Интернет-Роскон» − получили соответственно Александр Громов с романом «Шанс для динозавра» и сетевой ресурс «Лаборатория фантастики».

Отдельная интрига сложилась вокруг финала сетевого конкурса «Роскон-грелка», в рамках которого соревнуются авторы рассказов на одну заданную тему. Тема нынешнего соревнования, в котором победила Анна Игнатенко, звучала так: «Завтра не будет Луны».

«На «Росконе» появляются новые люди, и это самое главное, – считает один из наиболее востребованных участников форума Ник Перумов, по-прежнему живущий в США, но ежегодно посещающий российский конвент. – Хотя вообще-то «Роскон» − довольно консервативное мероприятие, здесь важна традиция».

«Роскон», как всегда, не обошелся без музыкальной программы – на этот раз ее хедлайнером стала группа «Бах. компот» во главе с Вадимом Степанцовым − и закончился фейерверком на берегу Москвы-реки. И, тем не менее, в отличие от того, как порой бывало раньше, съезд прошел в сугубо рабочей обстановке, без эксцессов и чьих-либо неожиданных тусовочных эскапад.