Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
4 марта 2010, 14:31 • Культура

Антикризисный театр

Фестивалю "Золотая маска 2010" кризис не страшен

Антикризисный театр
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Аида Таги-заде

Открытие «Золотой маски» состоится только 27 марта, но показы уже начались. Лучшие спектакли, оперы и балеты сезона представят в этом году более 50 театров со всей страны и не только из нее. Масштаб фестиваля в этот не самый радужный для подобных проектов год внушает уважение. Причем нынче на театральном форуме ожидается еще больше внеконкурсных программ, чем на предыдущем. Газета ВЗГЛЯД рассказывает о самых ярких проектах «Маски-2010».

Если в 1994 году первый фестиваль охватывал лишь театры Москвы, то в XXI веке «Золотая маска» стремительно расширяет границы. Это международные и региональные проекты, самые яркие премьеры в рамках Russian Case, программа для «неформата» «Маска Плюс» и спецпроект – «Премьеры Мариинского тетра». Более чем приятный бонус фестиваля – «Легендарные спектакли», в рамках которых показывают знаменитые постановки «Карьера Артура Уи» Хайнера Мюллера, «Братья и сестры» Льва Додина, «Арлекин – слуга двух господ» Джорджо Стреллера. Есть еще совместные итало-русские учебные программы для студентов. В общем, если тогда, в 1994 году, фестиваль шел всего около двух недель, традиционно начинаясь 27 марта, в Международный день театра, то в последние годы он длится больше месяца. И как никогда насыщен действительно интересными работами.

В спектакле «Троил и Крессида» Туминаса Елена Троянская за годы войны превратилась в тучную женщину с болезненными глазами

Один из главных гостей «Маски» – Мариинский театр (кстати, в 2003 году фестиваль проходил в Санкт-Петербурге). В рамках спецпрограммы будет показан «Конек-Горбунок». Для Родиона Щедрина этот балет, написанный в 1955 году, стал удачным дебютом. Для Алексея Ратманского «Конек» – пятая работа в Мариинке и первая после ухода его с должности худрука в Большом театре. Балет вошел в основную программу фестиваля и представлен сразу в трех номинациях. Наряду с ним на соискание «Золотой маски» претендует еще одна постановка Ратманского – «Русские сезоны» композитора Леонида Десятникова.

Наиболее яркие премьеры традиционно представлены в проекте Russian Case. «Медея» Камы Гинкаса, «Дядя Ваня» Римаса Туминаса и «Трехгрошовая опера» Кирилла Серебренникова – главные участники программы. Также здесь будет представлен спектакль-перформенс «Антидот» Liquid Theatre – лауреатов прошлого года в номинации «Эксперимент». Изначально это был уличный перформанс, который показывали в парках, на площадях и даже в торговых центрах. Актеры сочиняют свой спектакль спонтанно, именно на той территории, на которой находятся здесь и сейчас.

Римас Туминас, прогремевший недавно спектаклем «Маскарад», в котором под звуки вальса Хачатуряна кружатся обманутые жены, ревнивые мужья, гадкие сплетники, дамы приятные и неприятные во всех отношениях и даже трупы, представит на фестивале сразу несколько постановок: хорошо известного театралам «Дядю Ваню» и - в основной программе - спектакль «Троил и Крессида». Это первая работа режиссера в качестве худрука театра Вахтангова. Туминас поставил малоизвестную пьесу Шекспира в жанре трагифарса. Прославленные троянские воины здесь – смехотворны, а Елена за долгие годы войны превратилась в тучную от лени и недвижимости женщину с почерневшими болезненными глазами, рыжими выцветшими волосами и дребезжащим голосом. У этого спектакля Туминаса есть все шансы на победу, если только жюри не остановит свой выбор на не менее сильных конкурентах: Валерии Фокине («Ксения. История любви»), Евгении Каменьковиче («Улисс»), новосибирском режиссере Тимофее Кулябине («Макбет») или Анатолии Праудине («Месяц в деревне»).

Среди работ большой формы и «Рассказы Шукшина» латышского режиссера Алвиса Херманиса с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой. Этот спектакль представлен в нескольких номинациях: «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», – а Миронов и Хаматова номинированы на лучшие мужскую и женскую роли.

На «Золотую маску» помимо прочих претендуют Константин Богомолов со своим «Старшим сыном» в театре Табакова и Сергей Женовач – частый гость и номинант «Маски». Режиссер представит обезоруживающую своей хрупкой интимностью постановку «Река Потудань».

«Маска-2010», как и подобает карнавальному аксессуару, таинственна и непредсказуема. Однако на сегодняшний день неизменной и важной остается суть самого фестиваля. Какие бы эксперименты ни проводились на отдельных площадках, изгнать дух чеховского психологизма из русского театра сложно. Артисты по-прежнему учатся в вузах по той же технике, что и их педагоги. Но это не свидетельствует об архаичности преподавания. Это говорит о том, что в России есть и остается своя школа. Молодые драматические актеры по-прежнему ставят пресловутые этюды в предлагаемых обстоятельствах, изображают многострадальных кроликов, удавов и чайники. И, в отличие от европейского театра, который чем дальше, тем больше уходит в танец, пластические эксперименты и цирк, продолжают тем самым традиции старших поколений.