Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
4 марта 2010, 14:31 • Культура

Антикризисный театр

Фестивалю "Золотая маска 2010" кризис не страшен

Антикризисный театр
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Аида Таги-заде

Открытие «Золотой маски» состоится только 27 марта, но показы уже начались. Лучшие спектакли, оперы и балеты сезона представят в этом году более 50 театров со всей страны и не только из нее. Масштаб фестиваля в этот не самый радужный для подобных проектов год внушает уважение. Причем нынче на театральном форуме ожидается еще больше внеконкурсных программ, чем на предыдущем. Газета ВЗГЛЯД рассказывает о самых ярких проектах «Маски-2010».

Если в 1994 году первый фестиваль охватывал лишь театры Москвы, то в XXI веке «Золотая маска» стремительно расширяет границы. Это международные и региональные проекты, самые яркие премьеры в рамках Russian Case, программа для «неформата» «Маска Плюс» и спецпроект – «Премьеры Мариинского тетра». Более чем приятный бонус фестиваля – «Легендарные спектакли», в рамках которых показывают знаменитые постановки «Карьера Артура Уи» Хайнера Мюллера, «Братья и сестры» Льва Додина, «Арлекин – слуга двух господ» Джорджо Стреллера. Есть еще совместные итало-русские учебные программы для студентов. В общем, если тогда, в 1994 году, фестиваль шел всего около двух недель, традиционно начинаясь 27 марта, в Международный день театра, то в последние годы он длится больше месяца. И как никогда насыщен действительно интересными работами.

В спектакле «Троил и Крессида» Туминаса Елена Троянская за годы войны превратилась в тучную женщину с болезненными глазами

Один из главных гостей «Маски» – Мариинский театр (кстати, в 2003 году фестиваль проходил в Санкт-Петербурге). В рамках спецпрограммы будет показан «Конек-Горбунок». Для Родиона Щедрина этот балет, написанный в 1955 году, стал удачным дебютом. Для Алексея Ратманского «Конек» – пятая работа в Мариинке и первая после ухода его с должности худрука в Большом театре. Балет вошел в основную программу фестиваля и представлен сразу в трех номинациях. Наряду с ним на соискание «Золотой маски» претендует еще одна постановка Ратманского – «Русские сезоны» композитора Леонида Десятникова.

Наиболее яркие премьеры традиционно представлены в проекте Russian Case. «Медея» Камы Гинкаса, «Дядя Ваня» Римаса Туминаса и «Трехгрошовая опера» Кирилла Серебренникова – главные участники программы. Также здесь будет представлен спектакль-перформенс «Антидот» Liquid Theatre – лауреатов прошлого года в номинации «Эксперимент». Изначально это был уличный перформанс, который показывали в парках, на площадях и даже в торговых центрах. Актеры сочиняют свой спектакль спонтанно, именно на той территории, на которой находятся здесь и сейчас.

Римас Туминас, прогремевший недавно спектаклем «Маскарад», в котором под звуки вальса Хачатуряна кружатся обманутые жены, ревнивые мужья, гадкие сплетники, дамы приятные и неприятные во всех отношениях и даже трупы, представит на фестивале сразу несколько постановок: хорошо известного театралам «Дядю Ваню» и - в основной программе - спектакль «Троил и Крессида». Это первая работа режиссера в качестве худрука театра Вахтангова. Туминас поставил малоизвестную пьесу Шекспира в жанре трагифарса. Прославленные троянские воины здесь – смехотворны, а Елена за долгие годы войны превратилась в тучную от лени и недвижимости женщину с почерневшими болезненными глазами, рыжими выцветшими волосами и дребезжащим голосом. У этого спектакля Туминаса есть все шансы на победу, если только жюри не остановит свой выбор на не менее сильных конкурентах: Валерии Фокине («Ксения. История любви»), Евгении Каменьковиче («Улисс»), новосибирском режиссере Тимофее Кулябине («Макбет») или Анатолии Праудине («Месяц в деревне»).

Среди работ большой формы и «Рассказы Шукшина» латышского режиссера Алвиса Херманиса с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой. Этот спектакль представлен в нескольких номинациях: «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», – а Миронов и Хаматова номинированы на лучшие мужскую и женскую роли.

На «Золотую маску» помимо прочих претендуют Константин Богомолов со своим «Старшим сыном» в театре Табакова и Сергей Женовач – частый гость и номинант «Маски». Режиссер представит обезоруживающую своей хрупкой интимностью постановку «Река Потудань».

«Маска-2010», как и подобает карнавальному аксессуару, таинственна и непредсказуема. Однако на сегодняшний день неизменной и важной остается суть самого фестиваля. Какие бы эксперименты ни проводились на отдельных площадках, изгнать дух чеховского психологизма из русского театра сложно. Артисты по-прежнему учатся в вузах по той же технике, что и их педагоги. Но это не свидетельствует об архаичности преподавания. Это говорит о том, что в России есть и остается своя школа. Молодые драматические актеры по-прежнему ставят пресловутые этюды в предлагаемых обстоятельствах, изображают многострадальных кроликов, удавов и чайники. И, в отличие от европейского театра, который чем дальше, тем больше уходит в танец, пластические эксперименты и цирк, продолжают тем самым традиции старших поколений.

..............