Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

0 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

14 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов Мечте Сергея Галицкого не суждено сбыться

Российский футбол продолжит вариться в собственном соку, что, надо отметить, получается очень неплохо. Количество юных игроков, стабильно играющих в основных составах, регулярно растет. Растет и их уровень.

11 комментариев
4 февраля 2010, 14:30 • Культура

Они хотели выжить

«Кандагар»: История реального подвига

Они хотели выжить
@ kinopoisk.ru

Tекст: Денис Шлянцев

В основе картины «Кандагар» – реальная история о пленении российских летчиков боевиками движения «Талибан*», их сенсационном освобождении и героическом возвращении на родину. Со времени тех событий минуло 15 лет, четыре из которых ушло на съемки фильма. Получилось не без огрехов, но стоит признать: режиссер Андрей Кавун, ранее известный по трэш-боевику «Охота на пиранью» с тем же Владимиром Машковым в главной роли, сработал на совесть.

3 августа 1995 года самолет Ил-76, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Шарджа — Кабул. Над Афганистаном борт был перехвачен истребителями движения «Талибан*» и вынужденно совершил посадку в районе Кандагара. Более года члены экипажа находились в плену. Таковы факты, как излагает их «Википедия», не говоря, впрочем, о грузе, который перевозил самолет (в фильме – патроны, приравниваемые к «гуманитарной помощи», но вопрос этот весьма темный), и о том, как именно Россия, помимо дипломатических усилий, способствовала освобождению летчиков.

Когда самолет поднялся в воздух, зал с облегчением разразился аплодисментами

Известно, что все требования мирового сообщества (включая Совет Безопасности ООН и президента США) были захватчиками проигнорированы, экипажу пришлось действовать самостоятельно. Усыпив бдительность талибов-охранников и применив физическую силу, им удалось сбежать на своем же самолете, после чего указом президента РФ командиру судна и второму пилоту было присвоено звание Героев России (все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества).

Еще в августе 1996 года «Коммерсантъ» писал о том, что вся эта история – отличный, почти готовый сценарий для крутого боевика. Видимо, эта фраза запала в душу авторам сценария «Кандагара» – Олегу и Андрею Кавунам (последний, большой «поклонник жанрового кино», также выступил режиссером проекта). Они изучили дневниковые записи командира экипажа Владимира Шарпатова, добавили в сценарий несколько простительных для художественного кино вольностей (вроде вылета из Турции, а не Албании) и пригласили на главные роли ведущих актеров страны: Александра Балуева, Владимира Машкова (с ним Кавун сработался еще в «Охоте на пиранью», многими почитаемую как образец отечественного «экшн-трэша») и Андрея Панина.

Обещанного «крутого боевика», впрочем, не получилось. Изначально материала было отснято чуть ли не в два раза больше, чем вошло в картину, но «Кандагару» все равно не повредили бы монтажные ножницы: большая часть фильма объективно провисает на фоне эффектного финала. Другой вопрос, что так случилось не из-за непрофессионализма режиссера или актеров.

Возможно, год в плену и впрямь оказался не столь уж захватывающим времяпрепровождением, как думают о том обыватели. По крайней мере, в фильме талибы показаны не особо агрессивными (хотя и могут сорвать с шеи крестик, распороть футбольный мяч, избить или разорвать альбом с семейными фотографиями), более того, даже индифферентными к русским пленным. Другое дело – походя подорвать жену-изменщицу или расстрелять с десяток своих же – мусульман.

Что до российского экипажа, он, как оказалось, нужен талибам для тренировки будущих пилотов, становления собственной авиации, а там и до 11 сентября рукой подать.

Психологическая составляющая «Кандагара» впечатляет сильнее: конфликт разных характеров, вынужденных сосуществовать в условиях, далеких от человеческих, тоска по родине, семье, сопряженная с вынужденным бездельем, апатия капитана и отчаяние членов экипажа – все это превосходно показано и сыграно.

Самое же удивительное (и приятное) в фильме – отсутствие фальшивого квасного патриотизма и какой-либо установки на пропаганду («Кандагар», напомним, массированно рекламируется по телеканалу «Россия»). Пятеро (вместо семерых) летчиков – прежде всего, люди, скучающие по своим семьям, а уже потом граждане своей страны.

Интересен и другой момент: в картине фигурирует сильно напоминающий бен Ладена идеолог, говорящий о том, что врагов ислама, будь то россияне, европейцы или американцы, не спасут ни технологическое преимущество, ни богатство. Они, мол, устраивают свадьбы гомосексуалистов и танцы в церквях, ведь у них нет ИДЕИ.

Идеи, как выясняется, нет и у членов российского экипажа: один готов цинично прочитать вслух Коран, другой – принять ислам, чтобы его выпустили из плена. Лишь командир экипажа тихо помыслил вслух: «Они не за ислам воюют. Ислам – предлог, мусульмане у них убивают мусульман, тут не в этом дело...» В чем «тут» дело, предстоит выяснить зрителю самостоятельно – как российскому, так и мировому (в международном прокате лента пройдет под названием «The Crew», то есть «Экипаж»).

Кстати, несмотря на то что финал истории был известен заранее, создателям фильма удалось снять настолько зрелищную и напряженную развязку, что, когда самолет наконец поднялся в воздух, зал на премьере с облегчением разразился аплодисментами.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............