Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
26 февраля 2010, 12:00 • Культура

Время гадких утят

Маргарита Симоньян: Это история моего поколения

Время гадких утят
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ксения Поддубова

Название книги «В Москву!» не призыв и не руководство к действию. Многие, кто родился в провинции и в 90-е рванул в столицу, так и не смогли достичь своих высоких целей. Кто-то от безнадеги покончил с собой, кто-то подсел на наркотики. Маргарите Симоньян повезло в разы больше, чем героям ее романа. Она тележурналист, главный редактор телеканала Russia Today, член Общественной палаты РФ. В интервью газете ВЗГЛЯД Маргарита вспомнила, чего боялась, когда сама в 2002 году перебралась в столицу.

− Вы писали книгу 10 лет. Почему так долго?
− Причина прозаическая: я работала над ней в отпусках, ночами писала. Этим летом поняла, что все, так больше невозможно! Взяла волю в кулак и закончила ее, наконец. Созрела.

− Роман написан по следам собственного опыта? Вы, конечно, не стали любовницей опального олигарха, как ваша героиня, но, как и она, рвались в свое время «в Москву!» из родной Кубани.
− Это – Боже упаси! – не автобиография, там нет ни слова из моей настоящей жизни, но там есть история моего поколения. История о ребятах, выросших в эти сумасшедшие 90-е. С миллионом плохих и хороших возможностей, но без моральных ориентиров, в атмосфере почти хаоса. Я писала о молодых людях, которые искали себя, хотели чего-то добиться, найти смысл в жизни, и о том, что из этого вышло. А вышло не у всех хорошо. Сбывшиеся мечты бывают страшнее, чем не сбывшиеся.

− Но у вас-то получилось все, о чем мечтали?
− Разные есть мнения на этот счет! Хотя, если сравнивать с судьбами героев книги, то – да, конечно.

− Вы уже в 18 лет стали заниматься тележурналистикой, что вами тогда двигало? Или это была просто случайность?
− Думаю, главная движущая сила – здоровое честолюбие и желание добиваться целей. Я на телевидение попала, представьте, благодаря сборнику стихов. Съемочная группа приехала делать о моей книжке сюжет, я к ним и напросилась работать. И, на самом деле, тех, у кого получилось пробиться, сделать карьеру, тоже достаточно. На современном телевидении, например, очень много молодых менеджеров. С другой стороны, пока я училась в университете, в течение двух лет два однокурсника покончили с собой. Были и еще такие случаи на других курсах. А сколько ребят стали наркоманами…

Среди героев Маргариты Симоньян фашист и любовница опального олигарха (фото: poplit.ru)
Среди героев Маргариты Симоньян фашист и любовница опального олигарха (фото: poplit.ru)
− В 10-м классе вы учились в США по школьному обмену. Помните свои впечатления от американских ровесников? Они совсем не похожи на ваше «потерянное поколение».
− Ну почему потерянное? Скорее, растерянное. Мне было 15−16 лет, когда я там жила, и я очень чувствовала разницу. Моим одноклассникам было по 18−19, и они были совсем не взрослые. Почти дети. Это замечала не только я, об этом говорили учителя. Ясно, что условия взросления среднего американского юнца в те годы были несоизмеримо более тепличными, чем нашего. В то время система координат сдвинулась. Многие основополагающие для представителей старшего возраста вопросы родившимся в 80-е вообще непонятны. Представьте, это люди, которые вообще не помнят Советский Союз, они о нем в лучшем случае в книжках читали. Эти ребята не переживали за судьбу демократии в 90-е, просто потому что были слишком маленькими. Я хотела описать ту совершенно отдельную атмосферу взросления в провинции в то время. Была такая пора – не эпоха, это слишком громкое слово, – которая перемалывала судьбы, делала из гадких утят не только лебедей, но и погремушки или просто лужицы.

#{interview}− Что стало решающим лично для вас при переезде в Москву?
− Я хотела сделать карьеру. Меня пригласили на работу на РТР, и я, конечно, с криком «Ура!» собрала вещи и приехала буквально на следующий день. В провинции и сейчас та же ситуация. Недавно я была председателем жюри «ТЭФИ-регион» в Ставрополе. И подавляющее большинство вопросов, которые задавали ребята даже старше меня: как переехать в Москву, как сделать карьеру в Москве? Это остается огромной мечтой регионального журналиста. Конечно, это не только проблема журналистики, и уж тем более не моя лично. Просто у нас очень централизованная страна. Если ты хочешь чего-то добиться, нужно ехать в Москву. В своем регионе ты можешь быть кум королю и сват министру, но в какой-то момент тебе становится не у кого учиться, не с кем соревноваться, и деньги ты будешь другие получать. Когда тебе 22, и ты понимаешь, что в своем регионе ты достиг профессионального потолка, это страшно.

− Поделитесь опытом с теми, кто сегодня жаждет перебраться в столицу из провинции?
− Я не чувствую себя вправе советовать. Но могу сказать, что я не решилась бы переехать в чужой город, когда тебя там никто не ждет. Помню, в Краснодаре, где я родилась, мы спорили с десятком знакомых, которые переезжали в Москву просто так – на ура. Они говорили – я поеду, а там посмотрим, буду ходить, искать работу, устраиваться. Мне на это не хватило решительности. Я ждала, пока меня позовут, чтобы было конкретное место работы. Мне кажется, тележурналистам сначала нужно добиться чего-то в своем регионе, чтобы московские каналы тебя заметили: смотрите, есть в Краснодаре Маша Иванова, она делает хорошие сюжеты, почему бы нам не заказать у нее историю? И наращивать-наращивать свою узнаваемость. И, поверьте, ежегодно с десятками людей в провинциях это происходит – их приглашают в Москву. А наобум не стоит. Дорогой город, сложный. Хотя, может быть, дело в моей нерешительности.

Комментарии экспертов

Тина Канделаки, телеведущая
Тина Канделаки, телеведущая
У Маргариты Симоньян есть все шансы стать великой армянской женщиной в русской литературе. Про таких, как Марго, армяне говорят «кянк». Это значит «жизнь». Переворачиваешь последнюю страницу ее романа и понимаешь, что тебе хочется пить, есть, заниматься любовью и рожать детей.

Натан Дубовицкий, писатель
Прочитал около половины. Хватило, чтобы быстро обжиться среди героев, привыкнуть к ним и заинтересоваться их жизнью. Не поклонник реалистических, натуралистических и сатирических произведений, должен признаться, что и реализма, и натурализма, и сатиры в прочитанном нашел в избытке. Тем не менее читать было легко и интересно, тепло и ясно. Где второе дно? Фальшивый потолок? Нарисованные окна? Их правда нет, или автор хитрит? Хорошо бы не было. Чту дальше.