Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

21 комментарий
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

40 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

14 комментариев
29 декабря 2010, 18:02 • Культура

Караван идет

«Непоседа» Лукьяненко: Главная новогодняя сказка

Караван идет
@ nachalnikov.net

Tекст: Кирилл Решетников

«Непоседа» – давно обещанное Сергеем Лукьяненко продолжение романа «Недотепа», который был опубликован в конце весны 2009 года. Новый роман полностью вписывается в концептуальную рамку, заданную предыдущим: это подростковое фэнтези, насыщенное «взрослыми» подтекстами.

Пока любители недетских историй о свете и тьме ждут запланированного на будущий год «Нового дозора», многосторонний автор развлекает читателей хитроумными сказками. «Непоседу» в силу некоторых сюжетных деталей можно смело объявлять не просто сказкой, но сказкой новогодней – недаром книжка вышла в декабре.

Некоторые ружья, извлеченные на свет в «Недотепе», выстреливают в «Непоседе

В «Непоседе» появляются те же ключевые персонажи, что и в «Недотепе»: сообразительный юноша Трикс Солье, сын герцога, цветочная фея-помощница Аннет, волшебник Радион Щавель, злой рыцарь-маг Гавар Вилорой, а также сирота Иен, бродячие актеры и прочие знакомые лица. Мир, в котором они обитают, – все тот же: вымышленная дотехнологическая ойкумена, разукрашенная перлами узаконенной магии и характерными книжными образами в духе европейского Средневековья.

Как и следовало ожидать, два романа прочно связаны между собой не только общими героями, но и сюжетом: некоторые ружья, извлеченные на свет в «Недотепе», выстреливают в «Непоседе». Характеры демонстрируют свою скрытую доселе изнанку, законы обнаруживают диалектическую природу, а упомянутые в первом романе религиозно-политические проблемы одного южного государства развертываются в полновесную интригу.

Роман выстроен довольно остроумно и не лишен настоящих неожиданностей (обложка книги)

Роман выстроен довольно остроумно и не лишен настоящих неожиданностей (обложка книги)

Для некоторых предметов придумана отдельная извилистая судьба: перстень с изумрудом, подаренный Триксу Солье королем Маркелем Веселым, достается ушлому работорговцу, но затем, само собой, все же возвращается к законному владельцу-протагонисту.

Под Новый год к Триксу Солье, ставшему учеником мага, является небольшой дракон и, сославшись на законы магической чести, убеждает недоросля отправиться в государство Самаршан, похожее одновременно на какую-то среднеазиатскую республику и на умеренно консервативную арабскую страну. Последние самаршанские новости не сулят ничего хорошего: к власти вот-вот придет вождь кочевников, объявивший себя ни много ни мало Прозрачным Богом, а это грозит прямой опасностью как соседнему королевству – родине Трикса, так и кое-кому из жителей Самаршана. Трикс, как и подобает уважающему себя фэнтезийному герою, должен спасти если не мир, то по крайней мере существенную его часть, и если не от гибели, то как минимум от больших неприятностей.

История выстроена довольно остроумно и не лишена настоящих неожиданностей. Впрочем, матерые читатели фэнтези и в особенности давние поклонники Лукьяненко уже успели высказать массу претензий к сюжету. Но к сюжету и вообще ко всему действию здесь, собственно, вполне можно отнестись как к своего рода новогоднему «Огоньку», взвешенно срежиссированному в расчете на все возрастные категории, – в этом случае многие придирки отпадут сами собой. В программе – эффектно обставленные перемещения во времени, не слишком злые репризы на национально-политические темы, театральное срывание злодейских масок и даже драконий брейн-ринг, слегка отдающий схоластикой.

В «Непоседе» нет трагизма и неразрешимых конфликтов, а подразумеваемые смертельные опасности оказываются в некоторой степени иллюзорными. Любителям «взрослого» Лукьяненко при таком раскладе будет недоставать напряжения, серьезности, глобальности и, как бы это сказать, «жести». Но создатель «Дозоров» просто действует по законам жанра, ведь «Непоседа» и «Недотепа», вообще-то говоря, проходят по ведомству литературы для детей и юношества.

В качестве компенсации тотальной «детскости» по тексту рассыпано несчетное количество явных и скрытых аллюзий, цитат и пародий (а также идущих специальным бонусом ехидных подколок, в том числе и весьма прямолинейных, вроде упоминания о магических словах «перестройка» и «политкорректность», которые производят исключительно негативный эффект). Сходство Трикса с Гарри Поттером очевидно, параллели такого рода неизбежны и банальны; веселее обнаруживать реминисценции из Толстого, Эдуарда Успенского и Гоголя. Последнему посвящается смешная переделка хрестоматийного пассажа о птице-тройке: «Караван верблюжий, кто тебя выдумал?».

Очевидно, что Лукьяненко пишет цикл; за «Непоседой», скорее всего, последует еще одна книга. Какой смысл имеет вся эта затея? Предварительный ответ может быть таким: что ни говори, а это все-таки русское фэнтези с человеческим лицом, к тому же основанное не только на перекличке с западными бестселлерами, но и на советской традиции авторских сказок и подростковой фантастики (Владислав Крапивин – далеко не единственное из имен, которые можно упомянуть в этой связи). Это уже неплохо, хотя потенциал гипотетического цикла, похоже, гораздо больше.

..............