Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

8 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

17 комментариев
29 января 2010, 13:31 • Культура

«В Мариинском – лучшая акустика в мире»

Чаз Дженкинс: У России - все шансы на победу

«В Мариинском – лучшая акустика в мире»
@ Фото из личного архива

Tекст: Кирилл Решетников

Россию на «Грэмми» в этом году представляют релизы лейбла Mariinsky, принадлежащего петербургскому Мариинскому театру: запись оперы Шостаковича «Нос» и диск, представляющий первую и пятнадцатую симфонии того же композитора. Эти альбомы значатся в четырех номинациях «Грэмми», включая «Лучший классический альбом» и «Лучшая оркестровая запись». Лондонский продюсер лейбла Mariinsky Чаз Дженкинс рассказал ВЗГЛЯДу о перспективах нового проекта, каковы шансы мариинских записей на «Грэмми» и как воспринимают русскую классическую музыку на Западе.

– Правда ли, что лейбл Mariinsky – первый российский лейбл, релизы которого номинированы на «Грэмми»? Как вы думаете, почему американская Академия звукозаписи включила продукцию нашего лейбла в шорт-лист?

То, что они вышли в финал, можно считать выдающимся достижением – ведь изначально в каждой номинации часто фигурируют сотни записей

– Первый ли это лейбл из России, участвующий в конкурсе «Грэмми», я не знаю. Но причина, по которой записи представлены в таком количестве номинаций, проста – эти записи великолепны!

– Как вам кажется, имеют ли мариинские релизы реальные шансы на премию? Они ведь номинированы в четырех категориях, так что вполне вероятно, что по крайней мере в одной из них будет одержана победа?

– Шансы, несомненно, велики. Уже одно то, что они вышли в финал, можно считать выдающимся достижением – ведь изначально в каждой номинации часто фигурируют сотни записей.

– Знакомы ли вы с другими релизами, представленными в тех же номинациях, составляющими конкуренцию дискам лейбла Mariinsky? Можно ли как-то прокомментировать интригу этого сезона?

– Один из значимых сюжетов года вот какой: многие из номинированных записей представлены лейблами, принадлежащими оркестрам. LSO live, лейбл Лондонского симфонического оркестра, стал первым оркестровым лейблом, который удостоился номинаций на «Грэмми» и оказался в числе победителей (в 2002 году премией была отмечена запись оперной дилогии Гектора Берлиоза «Троянцы», исполненной под руководством дирижера Колина Дэвиса). А сегодня среди самых лучших релизов уже много таких, которые выпущены лейблами, находящимися в ведении оркестров или конкретных артистов.

– Один из альбомов лейбла Mariinsky, участвующих в конкурсе «Грэмми», – опера Шостаковича «Нос» – номинирован также на премию журнала BBC Music Magazine. Велики ли его шансы здесь?

– Думаю, что опять-таки велики.

– Можно ли ожидать, что в ближайшем будущем присутствие России на ведущих музыкальных конкурсах звукозаписи станет более заметным?

– Успех лейбла Mariinsky связан с глобальным экономическим ростом. Если вы посмотрите, что происходило лет 30 назад, то обнаружите, что тогда премии «Грэмми» давали чуть ли не исключительно американским исполнителям. Сегодня слушатели способны воспринимать и ценить музыку со всего света. Полагаю, что и неакадемических музыкантов из России в будущем ждет аналогичный успех.

– То обстоятельство, что лейбл Mariinsky представляют только записи Шостаковича, обусловлено организационными причинами – в период, подлежавший рассмотрению номинаторов «Грэмми», лейблом не было выпущено других релизов. Но, так или иначе, в финал «Грэмми» вышел именно Шостакович, а не кто-либо из более ранних русских классиков. Можно ли считать этот факт по-своему знаковым?

– Не думаю. Дело именно в том, что только эти записи лейбла соответствовали условиям номинирования по срокам, а также в их высоком качестве.

– А вообще, что бы вы сказали о степени востребованности русской классической музыки на Западе? Скажем, Шостакович популярен так же, как классики XIX века, или кто-то кого-то опережает?

– К русским композиторам XX века, несомненно, интерес больше, но, скажем, Чайковский по-прежнему очень популярен.

– По-вашему, лейбл Mariinsky – перспективный проект?

– Мы работали со множеством других оркестров и оперных компаний, основавших свои собственные лейблы, и считаем, что Mariinsky – один из самых многообещающих. Валерий Гергиев – главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, под его руководством проходят записи лейбла LSO live, так что для нас имело всяческий смысл помочь Мариинскому театру, оказав менеджерскую поддержку его лейблу.

– Насколько я знаю, вы не раз бывали в Санкт-Петербурге. Была ли у вас возможность оценить акустику концертного зала Мариинского театра? Каковы ваши впечатления?

– Я считаю, что в этом концертном зале лучшая в мире акустика – лучше, чем в других знаменитых залах мира, будь то Золотой зал Венской филармонии, амстердамский «Консертгебау», нью-йоркский Карнеги-Холл или токийский Сантори-Холл.

– В каталоге лейбла уже значатся записи произведений Чайковского, Рахманинова и Щедрина. По каким принципам отбирается материал для записи?

– Отбором репертуара для лейбла занимается Валерий Гергиев. Он наиболее компетентен в этом деле, так как знает и музыку, и оркестр Мариинского театра гораздо лучше, чем кто-либо другой.

– Что планируется выпустить в ближайшее время?

– В этом году появится еще одна пластинка, на которой будут звучать фортепианные концерты Шостаковича в исполнении Дениса Мацуева. Также планируется выпустить второй диск из серии, посвященной симфониям Шостаковича – на очереди вторая и одиннадцатая. Наконец, ожидается самый крупный релиз – вагнеровский «Парсифаль» с участием Рене Папе, Виолеты Урманы и Гэри Лемана.