Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

17 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

14 комментариев
10 сентября 2009, 20:32 • Культура

Ницше стал человеком

Любимый философ Гитлера станет героем комикса

Ницше стал человеком
@ wartmag.com

Tекст: Светлана Феоктистова

Гегель объявил о конце истории, Фуко констатировал смерть человека, Ницше провозгласил смерть Бога. Философы всегда предупреждают о конце. В нынешние времена – как персонажи комиксов. Тот, кого обвиняли в фашизме, называли причиной двух войн, провозгласили человеконенавистником и врагом христианства, наконец, стал человеком. Он страдает от любви, сетует на одиночество, переживает смерть близких и теряет рассудок. Ницше сам говорил, что кризис непременно напомнит о нем.

«Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном – о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным. Я не человек, я динамит», − писал философ в своей «Генеалогии морали».

Нарисованный Ницше раним, уязвим, с причудами. У него было трудное детство, он пережил скитания, психические недуги, бедность и забвение, лишь после смерти получив звание «великий

Столь опасным «динамитом», «нечеловеком» Ницше знаком многим. Однако его книги, его мысли и его личность следует изучать отдельно, уверен Максимилиан Лерой, автор комикса о философе, трудами которого в свое время вдохновлялся Гитлер.

«Образ великого немецкого мыслителя расплывчат, его идеи искажены настолько, что в них не осталось самого Ницше, − считает 23-летний французский художник, слова которого приводит Neuvieme art. - И до сих пор немногие сумели докопаться до его тонкой натуры».

Собственно, человечество и убило живого, настоящего Ницше-человека, провозгласившего смерть Бога. Его страсти, надежды, радости и разочарования, семья и друзья мало кого интересовали и всегда оставались в тени его книг. Ввиду этого идея показать философа в повседневной жизни назревала, по словам Лероя, давно:

«В своей книге мы предлагаем портрет, точнее эскиз к портрету. Несколько штрихов карандашом достаточно, чтобы придать ему жизнь. Ницше – поэт и мыслитель, который умел показать разницу между идеей и метафорой, концептом и образами. Ницше – путешественник, одинокий, избегающий стадного мышления и установленной морали, религиозных догм и их фальшивого рая. Он называл себя «динамитом», а человечество − болезнью Земли».

Сам Максимилиан Лерой известен прежде всего как автор комикса-репортажа «Они убили Масуда» (Ахмад Шах Масуд − министр обороны Афганистана, убитый террористами в 2001 году), который правда оказался провальным, так что франко-бельгийское издательство Dargaud в итоге отменило выпуск серии.

Несмотря на неудачу, Лерой продолжил развивать остросоциальную тематику в рисованных историях. Следующей его работой стал двойной альбом о локальных конфликтах: первая история – «Братья по оружию» − посвящена войнам в Алжире и Ираке, вторая – «Палестина» − расскажет о палестино-израильском конфликте.

Однако еще до выхода альбома, запланированного на конец 2009 года, в книжные магазины должен поступить упомянутый выше комикс о Ницше, эдакая биография мыслителя в картинках. Эту историю Лерой подготовил совместно с Мишелем Онфрэ – французским философом, писателем и литературоведом, специализирующимся на творчестве Ницше.

Для Онфрэ это первый опыт работы с комиксами. После того как история была нарисована, он взялся за сценарий. Причем настолько увлекся, что решил выпустить комикс за собственные деньги, дабы не получить вдруг отказ от «осторожных» издательств, пишет Wartmag.

При этом стоит отметить, что в основу истории положена книга популярного писателя Стефана Цвейга «Фридрих Ницше», поэтому образ философа так или иначе будет представлен через восприятие его современника, а не Лероя или Онфрэ.

В своем блоге от 5 сентября Лерой (по прозвищу Cmax) пишет: «Я только что закончил работу над красивой историей о Ницше Стефана Цвейга. Это просто невероятно и даже забавно, что оказалось возможным проложить мост между такими равновеликими мастерами, двумя индивидуальностями. Цвейг выбран неслучайно, он гораздо лучше меня рассказывает, кто такой настоящий Ницше. Он (Ницше) с таким остервенением, жадностью, будто под диктовку писал книгу за книгой. Не имея плана и времени на размышления, ему удавалось создавать поистине великие вещи».

Директора крупнейшего во Франции международного фестиваля комиксов в Ангулеме Бенуа Мушара выбранная Лероем тема не смущает, тем более что современные комиксы становятся все более провокационными. «Сегодня, в отличие от 70-х, когда этот жанр активно развивался в Европе и существовали определенные правила, авторам гораздо проще преступать законы морали во имя художественной цели, несмотря на то, что правил никто не отменял», − рассказал Мушар в интервью Le Monde.

«Я согласен с тем, что авторы комиксов могут позволить себе больше вольности в изображении действительности, нежели авторы книг или фильмов. Особенно это касается жанра карикатуры. Но провокация в комиксах может быть поэтичной. Сейчас комикс стал взрослым и рассудительным, он получил аттестат зрелости и уже не устраивает подростковых бунтов, сегодня гораздо важнее стала не развлекательная функция, а авторский посыл, самоанализ», − подчеркивает специалист.

Комикс выйдет в издательстве Lombard в конце 2009 года. Фридрих Ницше, потерявший в детстве отца и брата, предстанет в нем как крупнейший мыслитель рубежа прошлого века. В лице Рихарда Вагнера он найдет себе лучшего друга, испытает муки неразделенной любви к дочери русского генерала Лу Андреас-Саломе и найдет смерть в психбольнице.

Это совсем не тот «Антихрист», ученик Шопенгауэра и автор «Заратустры», каким его знают. Нарисованный Ницше раним, уязвим, с причудами. У него было трудное детство, он пережил скитания, психические недуги, бедность и забвение, лишь после смерти получив звание «великий».

Отметим, что Ницше – не единственный философ, на которого обратила внимание масс-культура. Вообще, как отмечает Premiere, главное из искусств − кинематограф − традиционно обходит вниманием великих мыслителей: полноценных фильмов, тем более байопиков, практически нет. В этом смысле отличился лишь Оливер Стоун, показавший Аристотеля в фильме «Александр». Подобное невнимание к философии объясняется трудностями в адаптации сложного языка мыслителей (особенно это касается античности), не приспособленного к голливудской школе.

В итоге первопроходцами в освоении жанра философского баойпика стали китайцы. Режиссер Мей Ху в марте 2009 года приступил к съемкам фильма, посвященного жизни самого известного мыслителя на Востоке – Конфуция. Сыграет его актер Юнь-Фат Чоу («Пираты Карибского моря», «Наемный убийца», «Анна и король»).

..............