Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
31 августа 2009, 12:41 • Культура

Будь тряпкой

«Девять»: Человечество должно умереть

Будь тряпкой
@ kinopoisk.ru

Tекст: Денис Шлянцев

Начало осени в российском кинопрокате дает богатую пищу для нумерологических изысканий. Практически в одно время в кинотеатрах запускаются «Район № 9», «Дело № 39», «13-й район: ультиматум», «Опасные пассажиры поезда 123» и, наконец, мультбастер с лаконичным название «9». Дата выхода в прокат постапокалиптического мультфильма от продюсеров Тима Бертона и Тимура Бекмамбетова также символична донельзя: 09.09.09.

Слоган его («Наш огромный мир в их маленьких руках») обнадеживает, но не успокаивает, ведь за судьбу человечества отвечают не только девять кукол из мешковины, но и продюсеры Тим Бертон и Тимур Бекмамбетов, а также адаптировавший мультфильм специально для русского зрителя писатель Дмитрий Глуховский, известный своей любовью к постапокалипсису. То есть катастрофе быть.

В голове остаются не отсылки к Оруэллу и Замятину, а эпизод, в котором Восьмой, озвученный Владимиром Турчинским, ловит кайф при помощи магнита

Когда до кинокритиков впервые дошли известия о возможном творческом альянсе Бертона и Бекмамбетова, одни приняли эту новость за абсурдную утку, другие начали упражняться в остроумии, изобретать бастардов вроде Антона Городецкого Руки-ножницы. В общем, мало кто верил в жизнеспособность проекта, основанного на анимационной короткометражке Шейна Эккера, которая в 2006 году была номинирована на «Оскар».

Тем не менее получившийся в итоге плод альянса – Девятый – вполне себе харизматичен, пригоден для различного мерчендайза, хотя и недостаточно готичен, чтобы поселиться на сумках и рюкзачках неполовозрелых дев, как это сделали персонажи «Кошмара перед Рождеством» и «Трупа невесты».

Даром, что именно «9» своей пугающей мрачностью заткнет за пояс любой голливудский хоррор последних лет, что тут говорить о детских страшилках Генри Селика. Создатели роботов-монстров явно решили, что давненько в кино не пользовали старую добрую инсектофобию во всем ее многообразии, и породили крайне отталкивающих и завораживающих своей пластичностью чудовищ: паучков, стрекоз и шелкопрядов.

Вообще, все эти куклы, мешковина, торчащие иголочки-ниточки, сварганенные из ложек-вилок чудо-механизмы, весь этот мир с высоты 25 см может напомнить сюрреалистическую анимацию Яна Шванкмайера, Стефена и Тимоти Квай, Дэйва Бортвика («Секретные приключения Мальчика-с-пальчик») и даже видеоклипы группы Tool, что более чем странно и, наверное, символизирует сближение массового кинематографа (в данном случае – анимации) с совсем уж экстремальным артхаусом. В любом случае, персонажи и атмосфера «9» впечатляют даже самого «насмотренного» зрителя.

В техническом плане фильм попросту совершенен. Кажется, на стоп-кадре его можно смотреть часами, вылавливая мельчайшие детали и восхищаясь продуманностью всего и вся. Во время многочисленных и разнообразных экшн-сцен порой забываешь выдыхать, а ненависть (и страх) к машинам, вселяемая с экрана, пробуждают дремлющего в каждом внутреннего луддита. Если использовать «громкие слова» и «смелые сравнения», то – да, «9» – лучший техногенный слэшер со времен «Терминатора-2» и один из самых зрелищных постапокалиптических фильмов в истории жанра.

Что касается интересующих многих причин появления «российской адаптации» фильма, то в пресс-релизе утверждается буквально следующее: «Темы и идеи, заложенные Эккером в этот фильм, порой неоднозначны. А при накладывании на российский контекст – наши культурные, религиозные, исторические реалии – они приобретают новый смысл, наверное, в чем-то даже исключительный только для нашей страны. Например, авторы оригинальной версии никогда не испытывали на себе гнета диктатуры, в то время как для российского зрителя эта тема имеет сильную эмоциональную окраску».

В связи с этим в российской версии «9» появилась предыстория, рассказанная от лица Профессора, пожалуй, единственного человека, который появляется в фильме. Называется она «Дневник Ученого» и повествует о противостоянии науки (Профессор, изобретший Машину, способную плодить роботов) и власти в лице почему-то маоцзедуноподобного Канцлера, стремящегося поставить Машину на службу государству.

Машина питается душами людей, война с роботами уничтожает всех не съеденных, и только Профессор, найдя волшебный таинственный артефакт (без артефактов нынче никуда), разделяет свою душу на девять частей и помещает эти части в куклы (крестражи, если пользоваться терминологией Джоан Роулинг), которые персонифицируют его семью, друзей, врагов и самого себя.

Однако ж крайне хочется посмотреть и на «буржуйское» обоснование происходящего, так как сюжет Глуховского, мягко говоря, не нов и не особенно логичен. И это раздражает, особенно на фоне уверений создателей фильма и принимавших участие в озвучивании актеров, что, дескать, это «не про танцующих пингвинов», а «заставляет задуматься» и «оставляет что-то в голове». Возможно, это и так – на общем фоне засилья экранизаций комиксов, компьютерных игр и ремейков старых фильмов.

Однако, к сожалению, в голове остаются не отсылки к Оруэллу и Замятину, а эпизод, в котором Восьмой (озвученный Владимиром Турчинским – полное попадание в комплекцию куклы) ловит кайф при помощи магнита.

Хотя, возможно, эта ирония и все придирки к сюжету обусловлены элементарной обидой. Человечество со всей его историей и культурным багажом волею режиссера и продюсеров было уничтожено на раз-два-три. А финал не дает однозначного ответа на вопрос: дан ли homo sapiens, в отличие от кукол из мешковины, второй шанс или нет.

Обидно, не правда ли?