Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

15 комментариев
9 июля 2009, 14:11 • Культура

«Американский пирог» для интеллигенции

«Гарри Поттер - 6»: Новый «Американский пирог»

«Американский пирог» для интеллигенции
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Денис Шлянцев

«Как быстро растут чужие дети» – эта мысль постоянно появляется при просмотре шестой серии франшизы о волшебнике в круглых очках Гарри Поттере. В первом же эпизоде «Принца-полукровки» юный ботаник склеивает сексапильную чернокожую официантку, затем – по мере развития сюжета – накачивается эликсиром удачи и сливочным пивом, а также целует возлюбленную. Складывается впечатление, будто смотришь новую версию «Американского пирога», адаптированную для интеллигентных подростков.

Все эти экранные подвиги, конечно, меркнут на фоне реальных поступков молодого актера, например откровенной фотосессии Дэниэля Рэдклиффа для спектакля «Equus». Да и в последнем номере Esquire он попытался было прогнать закрепленный за ним имидж паиньки, представ на обложке брутальным хулиганом с фингалом и сигаретой. Наконец, дав скандальное интервью журналу Parade, то самое, в котором заявил, что предпочитает женщин постарше, Рэдклифф стал одной из любимых мишеней желтой прессы.

Не отстают от него и другие герои экранизации книги Роулинг – Эмма Уотсон (самая умная в классе волшебница Гермиона) стала лицом сразу двух модных домов – Chanel и Burberry. Долговязый Руперт Гринт (Рон Уизли) «прославился» тем, что успел переболеть свиным гриппом, зато снялся в серьезной драме («Вишневая бомба»). А виновница торжества – писательница Джоан Роулинг – подогрела шумиху вокруг фильма сообщением о том, что, оказывается, директор школы волшебников Альбус Дамблдор – гей.

Как бы там ни было, шестая часть «поттерианы», отснятая еще в прошлом году, но по разным соображениям попридержанная боссами Warner Bros. до нынешнего лета, довольно заметно хромает, пытаясь идти в ногу со стремительно взрослеющими героями.

Место заклинаний, зелий и заговоров в картине заняли интрижки, намеки и романтические обжимания в темных уголках Хогвартса. Мол, даже начинающим волшебникам не чуждо ничто человеческое. Беда лишь в том, что всем этим пубертатным переживаниям отдана львиная доля хронометража, и временами складывается впечатление, будто смотришь новую версию «Американского пирога», адаптированную для интеллигентных подростков.

Небольшое отступление: «поттериана» как никакая другая франшиза интересна тем, что по мере взросления ее героев и без того не слишком оптимистичная сказка становится все жестче, мрачнее, безнадежнее и, как бы странно это здесь ни звучало, реалистичнее.

Возможно, это связано с личностями режиссеров, снимавших картины. Первые две серии, поставленные Крисом Коламбусом (именно он вывел звезду Макколея Калкина своим «Один дома»), оставляли впечатление милой уютной детской сказки, да и герои там были под стать: 10, 11, 12 лет – самый благодатный для лепки материал.

Перелом случился в «Узнике Азкабана», снятом в 2004 году Альфонсо Куароном, в чьем послужном списке к тому моменту находилась культовая молодежная эротическая драма «И твою маму тоже». В третьей части уже были сделаны намеки на сексуальное влечение некоторых персонажей друг к другу (Гарри – к сестре Рона, Гермионы – к Рону), а над главным героем буквально с первых же минут нависает опасность в лице сбежавшего из Азкабана Сириуса Блэка. Данное тягостное чувство довлело и над зрителями.

#{movie}Четвертая часть (режиссер Майк Ньюэлл) подходит к раскрытию вопроса об эротическом потенциале героев уже на полном серьезе (Поттер впервые показан с обнаженным торсом, а бедную Гермиону постоянно рядят в розовые кофточки). Да и градус мрачности был заметно повышен, в то время как иронический тон первых двух серий, кажется, и вовсе исчез.

Наконец, афиша пятого фильма – «Гарри Поттер и Орден Феникса» – сочилась фатализмом в чистом виде: «Выжить суждено только одному». Именно эта серия стала дебютом во франшизе Дэвида Йэтса, которому продюсеры доверили постановку и шестой, и даже седьмой частей. И именно это решение продюсеров вызывает наибольшие вопросы.

Сообщим, что в режиссерское кресло на съемках шестой части метили и Крис Коламбус, и Альфонсо Куарон, но – не судьба. Гильермо Дель Торо («Лабиринт фавна») отказался сам по причине занятости – съемок второй части «Хеллбоя». А Терри Гиллиам («Братья Гримм») и М. Найт Шьямалан («Шестое чувство») предложение продюсеров отклонили вежливо, но сразу. В итоге студия остановила свой выбор на Йэтсе, крепком ремесленнике без ярко выраженного авторского «я».

Прогадал ли от этого зритель, сказать сложно. Среднестатистический посетитель кинотеатра, «отложивший» в памяти любую из ранних серий и способный высидеть два с половиной часа на полудетском фильме, скорее всего, останется доволен. Фанаты, со своей стороны, уже впали в крайность, призывая к немедленному отстранению (хотя это бессмысленно) Йэтса от экранизации последней книги Роулинг.

Не будем кричать «руки прочь от Поттера», но заметим, что «Принц-полукровка» с точки зрения композиции выстроен крайне странно. Тайна, собственно, «принца» раскрыта как-то вскользь, бочком, да и роль его, как кусочка логической мозаики, которую должен собрать Поттер, дабы отомстить за смерть родителей, раздражает своей двусмысленностью. В тот момент, когда должна случиться кульминация – зрелищная битва, в которой побеждает, естественно, добро, а зло, поджав хвост, устремляется в сторону Туманного Альбиона, – не происходит ничего.

Картина как бы говорит зрителям: покупайте билеты на седьмую серию, благо осталось всего ничего. Первая часть «Гарри Поттера и Даров смерти» выйдет 17 ноября 2010 года, вторая (да, продюсеры не смогли справиться с плодовитой фантазией Роулинг за раз) – 14 июля 2011-го.

Комментарии экспертов

Александр Молчанов, сценарист
Александр Молчанов, сценарист
Самое главное - не оттолкнуть зрителей, не напугать их чем-то, не разочаровать. Поэтому каждый следующий фильм все более выхолощенный. <a href=http://www.actualcomment.ru/news/4439.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>
..............