Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
8 мая 2009, 14:15 • Культура

Памятник неизвестному рейдеру

Александр Молчанов: Памятник неизвестному рейдеру

Памятник неизвестному рейдеру
@ личный архив Александра Молчанова

Tекст: Евгений Харитонов

В ближайшие дни в эфире канала НТВ состоится премьера остросюжетного телесериала «Захватчики». Герои, а точнее, антигерои сериала – рейдеры, захватчики, которые специализируются на отъеме чужой собственности. Сценарист сериала Александр Молчанов рассказал газете ВЗГЛЯД о том, как создавалась эта криминальная сага.

– Почему вы выбрали именно рейдеров в качестве главных действующих лиц фильма?
– Потому что они – одни из главных действующих лиц в нашей жизни. Главное пугало наших дней. Я видел на одном московском здании плакат: «Помогите, нас атакуют рейдеры»!
Кого все боялись в 90-е? Бандитов, «бригаду». А «бригада» нулевых закончила институты, защитила диссертации, надела модные костюмы и уничтожает врагов не ножами и пистолетами, а взятками и постановлениями суда.

Нулевые были веселые годы, жаль, что закончились слишком быстро, в августе 2008-го

– Во время написания сценария вы изучали методы «работы» рейдеров?
– Разумеется. Мне очень пригодился мой журналистский опыт – в свое время я очень много писал о рейдерах, в частности о захватах промышленных предприятий в Вологодской области.
Один мой соавтор – Андрей Фадеев – бывший адвокат, ему случалось сталкиваться с рейдерами на своей прежней работе. А второй – Михаил Климов – встречался с бывшими и действующими рейдерами и брал у них интервью. Фактически четвертым соавтором стала главред кинокомпании «Твинди» Юля Шагинурова, которая не просто принимала работу, а вместе с нами полгода жила жизнью наших героев. И должен сказать, это была весьма интересная жизнь.
Например, однажды мы с одним из соавторов бродили вечером вокруг Останкинского пруда и, размахивая руками, обсуждали что-то вроде: «Закрываем его в подвал и начинаем колоть героин. Через неделю перестаем колоть и смотрим, что получается». Прохожие от нас шарахались во все стороны. Но не будешь же всем объяснять, что мы сценарий обсуждаем. Сцена, кстати, не вошла в итоге в сценарий.

– Сценарий-то хороший получился?
– Во всяком случае, мы старались сделать так, чтобы зрителю было все время интересно, что будет дальше, придумывать непредсказуемые повороты сюжета. В итоге девушки из бухгалтерии кинокомпании вырывали сценарий друг у друга: «Дай, я тоже хочу почитать», – «Нет, сначала я хочу узнать, чем там дело кончится». По-моему, это о чем-то говорит.

– Бывает же такое, сценарий интересный, а потом режиссер все испортит?
– Надеюсь, это не наш случай. Режиссер «Захватчиков» Радда Новикова – крутой профессионал. У нее получилось действительно очень динамичное кино. И мне кажется, она сохранила все лучшее, что было в сценарии, и добавила несколько своих фишечек. И в диалогах, и в поступках героев.

– Какое в «Захватчиках» соотношение реальности и выдумки?
– Мы показываем несколько действительно существующих схем захвата предприятий, а также рассказываем, как можно отбить атаку рейдеров. Наши герои говорят языком реальных рейдеров, используя профессиональную лексику.
Другое дело, что это все-таки кино. Большую часть своего рабочего времени настоящие рейдеры проводят за компьютером, изучая документы. Конечно, смотреть на это в кино было бы не очень интересно. Поэтому наши рейдеры одинаково уверенно пользуются и компьютерами, и документами, и пистолетами.

– Не боитесь, что ваше кино будут использовать как пособие по захвату предприятий?
– Это все равно что пытаться собрать атомную бомбу по чертежам из фильмов про Джеймса Бонда. Мне кажется, что главный эффект от нашего фильма состоит в том, что предприниматели увидят, что рейдеры тоже люди. А значит, от них можно отбиться.

– Вы так про них рассказываете, такое ощущение, что вы им симпатизируете…
– Скорее сочувствую. Это только кажется, что у них хорошая жизнь – деньги рекой, спортивные машины, девушки, выпивка, наркотики. На самом деле все они заплатили большую цену за свой успех. Получали деньги, но теряли – друзей, любовь, самоуважение, многие – здоровье, жизнь. И потом вдруг оказывалось, что деньги – это не главное. А главное как раз – любовь, дружба.

– Не боитесь, что в разгар кризиса такая мысль может показаться несколько… вызывающей?
– Да, нулевые были веселые годы, жаль, что закончились слишком быстро, в августе 2008-го. На самом деле все наоборот. Закончилось угарное, дурное время, когда состояния и авторитеты надувались из воздуха. Сейчас пора понять, что такое это было. Трезво посмотреть вокруг себя и внутрь себя.

– Почему фильм снимался в Белоруссии?
– Действие происходит в некоем неназванном областном городе в средней полосе России. Один из главных объектов, на котором происходит довольно большая часть действия, – вагоноремонтный завод, который захватывают наши рейдеры. Такой завод, какой нам был нужен, искали сначала по всей России, потом – по всему СНГ. И наконец нашли – в Минске. А потом оказалось, что снимать в Белоруссии намного дешевле, чем в Москве. И в итоге режиссер смогла, например, привлечь каскадеров и снять потрясающие трюки.
Кроме того, мы смогли собрать большую массовку – например, в одной из сцен у нас снимались около сотни эмо, которых привозили со всей Белоруссии. Главные роли исполняли ведущие российские актеры.

– Кто именно?
– Главных героев играли Дарья Чаруша («Мертвые дочери») и Виталий Емашов. Очень интересного персонажа сыграл Владимир Толоконников («Собачье сердце»). И совсем с неожиданной стороны открылся Алексей Нилов («Улицы разбитых фонарей»).

– Не боитесь, что, как и создателей «Бригады», вас будут обвинять в создании апологии рейдерства?
– Я могу рассказать, как сложилась судьба прототипов наших героев. Один убит, другой спился, третий попал в психушку, четвертый в бегах, скрывается. Ни одному из них эта работа не принесла счастья. Наших героев тоже в финале ждет расплата за все, что они сделали. И такая, что мало никому из них не покажется.
В Москве, на проспекте Мира, есть здание, которое называют «памятник черному рейдеру». За это здание бились несколько рейдерских контор. И все они там сложили головы. Вот мне хотелось бы, чтобы и наше кино стало таким же памятником неизвестному рейдеру. И пусть люди встречаются с рейдерами в кино, а не в жизни.