Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
26 мая 2009, 11:51 • Культура

Четвертый рейх

«Терминатор-4»: Шварценеггер помолодел на 25 лет

Четвертый рейх
@ Кадр из фильма

Tекст: Дмитрий Дабб

У Кристиана Бэйла усталый вид, он слишком часто спасает человечество. Убедиться в этом все желающие смогут в начале июня, когда «Терминатор-4: Да придет спаситель» выйдет в российский прокат. С одной стороны, понятно: создатели «Т-4» банально «куют железо», благо продолжение культовой саги просто не может не принести финансовой отдачи. С другой – памятуя о холодной реакции на «Т-3», франшизе вернули все лучшее, что было в изначальных «Терминаторах», включая помолодевшего на 25 лет Шварца.

Соавторам сценария «Т-3: Восстание машин» Джону Бранкато и Майклу Феррису, судя по всему, не оторвали руки за глумление над любимыми героями детства. Иначе чем бы они писали сценарий к «Т-4: Да придет спаситель».

Спустя 20 лет мы узнали, что «железный Арни» – изделие того же порядка, что и абажуры из человеческой кожи от комендантши концлагеря Бухенвальд Ильзы Кох

Сие не пустое ехидство, а существенная ремарка. «Т-3» был объективно плох даже не тем, что отказался от стилистики первых двух фильмов в пользу сеченого монтажа и бессмысленно дорогого фотошопа, а просто по факту. Причем плох настолько, что фанаты договорились меж собой считать «Терминатора» законченной дилогией, благо в режиссерской версии «Судного дня» был явлен в финале мир без Скайнета и фашиствующих железяк, но с сорокалетним Джоном Коннором.

Решив, однако, что за одного битого двух небитых дают, правообладатели всё-таки перезапустили франшизу с теми же сценаристами и продюсерами, хотя и сменили режиссера. Вместо Мостоу за пульт сел МакДжи, которого тоже вполне можно считать битым: в свое время он немало огреб от кинокритиков за «Ангелов Чарли», то есть за дело.

Наконец, как это теперь принято при перезапуске разного рода франшизы, в проект пригласили Кристиана Бэйла. Сменив плащ и мышиные уши на униформу «Сопротивления» с каплей крови на рукаве, он с новыми силами взялся за спасение людишек. Параллели с «Темным рыцарем» напрашиваются еще и потому, что «первую скрипку» Бэйла вновь сделали мебелью: как и в случае с Леджером-Джокером, визави Джона Коннора Маркус Райт (Сэм Уортингтон) главную звезду проекта переиграл вчистую.

Впрочем, для культовых техносаг актерские работы – дело десятое (так, обсуждать оные работы применительно к, допустим, «Звездным войнам» не умнее, чем к «Обитаемому острову»), а на первый план выходит «верность традициям», за измену которым «Т-3» и подвергли остракизму. В случае с «Терминаторами» – это особый ритм, претензия на философию, реалистичные спецэффекты, женщины с тестикулами, слезливый конец и Арнольд Шварценеггер. С бюрократической точки зрения придраться не к чему: продукт вышел в означенной комплектации.

Итак, несмотря на все усилия «железного Арни», искусственный разум Скайнет всё-таки шарахнул ядерными ракетами по России, и Россия, не будь дурой, шарахнула в ответ. На календаре уже 2018 год, и пережившие ядерную зиму остатки человечества ведут войну с оккупантами, предпочитающими «млеку и яйкам» дизель и уран. Фрагменты этого безрадостного будущего были явлены нам еще в «Т-1» и «Т-2» с помощью красных и синих светофильтров, теперь же фильтр беспросветно-пепельно-серый, и иного не дано: кино про путешествия во времени закончилось, на экранах суровое кино «про войну» (обещают как минимум два продолжения – роботов человечество одолеет только к 2029-му году).

К слову сказать, из «кино про войну» в «Т-4» взяли действительно многое, случайно аль нет воспев осанну партизанщине, осудив полицайщину и соскользнув к известной морали о вреде коллаборационизма среди тех, кто унтерменш по определению и кому отсидеться получиться лишь до поры до времени.

Причем «скотопрогонники» для унтерменшей выдержаны – ни много, ни мало – в стиле «Списка Шиндлера», разве что вертухаи на вышках цельнометаллические. Роботы практичны, как немцы, и предпочитают брать живую ткань для апгрейда резиноволицых Т-600 до шварценеггеровских Т-800 у непосредственных носителей. Так, спустя 20 лет мы узнали, что «железный Арни» – изделие того же порядка, что и абажуры из человеческой кожи от бухенвальдской суки Ильзы Кох.

Далее по классике: «Один народ, одна империя…». Один Скайнет.

Подобная стилистика явно не приемлет той беличьей динамики, на которой погорел «Т-3». Так что в «Т-4» нашлось место и для рефлексии, и для рефрена про «будущее, за которое мы в ответе», и для фиделовской неспешной темы, где «тадам-та-тада». По старинке сверстана и большая часть спецэффектов: всамделишные взрывы, алюминиевые роботы, сизый дым и горящее масло в лучших традициях бородатых клипов для хэви-металл-групп – это, конечно, хлопотнее и дороже, чем съемки на зеленом фоне, но чего не сделаешь для потворства фанатам, проклявшим «Т-3» за видеоряд, близкий к компьютерной игре.

Что до женщин с тестикулами и, собственно, Арнольда-воеводы, в фильме есть и то, и другое. Как мы помним, на вопрос «Каковы девушки твоего времени?» сержант Кайл Риз отвечал: «Хорошие воины», – что Сара Коннор восприняла как руководство к действию. В данной рекомендации персонаж Мун Бладгуд и выдержан: та же Линда Гамильтон, но без пергидроли. Наконец, помолодевший на 25 лет Шварц, этот ненадеванный в масле Т-800 в прямом смысле слова сойдет с конвейера под аплодисменты, что есть хороший пример того, как компьютерную графику можно использовать рачительно и по назначению.

Вообще, в четвертой части с избытком цитат и аллюзий на первые две, включая хрестоматийную сцену с прессом и не менее хрестоматийное «I’ll be back». Печалит, однако, что цитатами и обошлись, не продолжив философский ряд с круговой порукой. «Надвигается буря», – сказала первая часть. «Будущее – это ответственность и выбор», – поддакнула вторая. Третья что-то крикнула о «неизбежности» и кассовых сборах. Четвертая отозвалась детским лепетом. Сформулировать новый рефрен силенок не хватило.

Именно не хватило, потому что, на беду свою, пытались. К счастью, обошлось. Без рефрена, но и без крестного хода к дверям Sony и Columbia Pictures. Стоит пояснить, что «Да придет спаситель» – сугубо изыск отечественных переводчиков, на языке оригинала к паровозику «Т-4» цепляют вагончик «Salvation», то есть просто «Спасение». Также можно закрыть глаза на совпадение инициалов у John Connor и Jesus Christ, списав это на чувство юмора Кэмерона. Но в «Т-4» Коннору ровно 33 года, и, согласно рабочему варианту сценария, в конце он погибает, но «воскресает» в виде робота, чтобы служить людям символом борьбы за добро и справедливость. Словом, некрасивый скандал, аналогичный скандалу с «Кодом да Винчи», стоял на повестке дня.

От анафемы и клюквы развесистой фильм уберегла утечка в Интернет, по факту которой последнюю треть сценария пришлось полностью переписывать. Но это-то и обнаружило формальный подход создателей: в итоге название плохо сочетается с остатками сюжета, рефрен выглядит жалко, а пафосная концовка – надуманно.

#{movie}Много вопросов вызывает также Скайнет, упоминавшийся в предыдущих частях и наконец-то явленный зрителю в виде Хелены Бонэм Картер. Жена Тима Бертона давно доказала, что умеет играть сложные по эмоциональной составляющей роли, но эмоциональная составляющая идет искусственному интеллекту, как Шварценеггеру – розовые очки в сердечко (см. «Т-3»). Кроме того, Скайнет в «Т-4», что ваш Нострадамус, видит будущее и знает о нем то, чего знать не может по определению, а к фальсификации истории (равно как к Интернету и инновационным роботехнологиям) Россия с некоторых пор относится трепетно. Так что оставьте ваше «робот тоже хочет баиньки» и ясновидение от г-жи Бертон-Картер для фильмов с Робином Уильямсом и Эваном Макгрегором, там им самое место.

В любом случае, в сравнении с «Т-3» четвертой части простить можно многое, и успешный перезапуск франшизы остается только констатировать. Это уже не «старый, добрый Арни», но самостоятельная и, в общем, самодостаточная эпопея, продолжение коей уже обещало быть – на радость любителям ретро-фантастики и самолюбию сисадминов, киноколлегам которых удалось создать такую компьютерную сеть, что кожу с людей живьем сдирает.

Только не говорите мне, что появление в 1994 году на российском рынке группы компаний «Скайнет» – всего лишь совпадение.

Комментарии экспертов

Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог
Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог
При том, что Терминатор – герой культовый, наш массовый зритель именно с героя Шварцнеггера начинал смотреть американские блокбастеры, четвертая часть саги вряд ли станет событием российского проката. <a href=http://www.actualcomment.ru/news/3075.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>.
..............