Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

9 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
25 мая 2009, 14:22 • Культура

Ханеке напомнил о фашизме

Каннские итоги: обиженные и оскорбленные

Ханеке напомнил о фашизме
@ Reuters

Tекст: Екатерина Хрущ

62-й Каннский фестиваль закончил работу, наградил лучших и в очередной раз продемонстрировал миф о беспристрастности жюри. У «Пророка» Жака Одияра, которому пророчили победу, унесли «Золотую пальмовую ветвь» прямо из-под носа. Фаворит фестиваля Педро Альмодовар вообще ушел с пустыми руками. А триумфатором международного кинофорума, несмотря на разногласия, стал Михаэль Ханеке, любимый режиссер председателя жюри Изабель Юппер, которая вернула свой долг «пальмой»

Вечером 24 мая председатель жюри 62-го Каннского кинофестиваля Изабель Юппер объявила имена лауреатов. Обладателем главного приза «Золотой пальмовой ветви» стал Михаэль Ханеке с картиной «Белая лента».

После объявления итогов фестиваля стали поговаривать о необъективности жюри и предвзятости мнения председателя

Согласно отзывам критиков, картина впечатляет, но до «Золотой пальмы» слегка не дотягивает. Пресса в качестве фаворита почти безоговорочно признала испанского режиссера Педро Альмодовара с лентой «Разомкнутые объятия». Восторженные рецензии смутили чувствительного испанца, и тот, чтобы не давить своим присутствием на членов жюри, с фестиваля удалился.

У жюри был свой любимчик – это фильм «Пророк» Жана Одияра, который отстаивался почти всеми судьями. Но мнение председателя – французской актрисы Изабель Юппер – расходилось с оценками своих коллег, ее безапелляционным вердиктом стало награждение фильма «Белая лента».

Ханеке в Каннах всегда везло. Его три фильма «Скрытое», «Код неизвестен» и «Пианистка» собрали приличную коллекцию каннских статуэток. «Белая лента» стала четвертой победоносной картиной в фильмографии немецкого режиссера. Повезло Ханеке и в этот раз. Давнее знакомство и расположение председателя принесли свои плоды.

Именно «Пианистка» Ханеке когда-то принесла самой Юппер вторую «Пальмовую ветвь» за лучшую женскую роль. После объявления итогов фестиваля стали поговаривать о необъективности жюри и предвзятости мнения председателя. Разногласия внутри жюри действительно были.

Один из судей режиссер Джеймс Грэй сказал, что кроме «Пророка» приза не достоин никто. Всех рассудила Юппер. Победитель выбран и награжден. Обвинения в предвзятости дальше кулуарных разговоров не пошли.

«Военная драма «Белая лента» – фильм непростой. Он возвращает нас в Германию 1910-х годов и приглашает к размышлению о жизни в тоталитарном обществе того времени, – резюмируют журналисты, сравнивая художественную ценность двух соперников. – «Пророк» – эстетская современная картина, поднимающая актуальные проблемы на примере французских тюрем».

«Белая лента» рассказывает историю подростков глухой немецкой деревни накануне Первой мировой войны. Картина выполнена в черно-белом цвете.

«Пророк», оказавшийся на подступах к золоту, удостоился так называемого серебряного приза – Гран-при Каннского фестиваля.

Одним из самых дискуссионных фильмов Каннского кинофорума стала лента Ларса Фон Триера «Антихрист», которая вызвала отторжение у кинокритиков. Его ругали и поносили, обвиняли в жестокости и психологическом насилии над зрителем. Триер ответил на все упреки, заявив, что фильм он снимал для себя, а другим суть его просто недостижима. Такому мастерству, по его словам, он учился по фильмам Тарковского.

Единственным плюсом «Антихриста» пресса единодушно объявила игру Шарлоты Генсбур. Она же без сюрпризов стала обладательницей «Золотой пальмовой ветви» за лучшую женскую роль. Кстати, Юппер и тут оказалась оригинальной, заявив, что ей-то «Антихрист» очень даже понравился.

Другой участник основного конкурса «Бесславные ублюдки» – работа любимца каннской публики Квентина Тарантино отмечена в номинации «Лучшая мужская роль», которую продемонстрировал австриец Кристоф Вальц. Его же признали главным открытием Каннского фестиваля – 2009.

Французский классик Ален Рене получил специальный приз «За совокупность заслуг». Он участвовал в этом году с лентой «Сорняки». Рене приветствовали овациями.

Педро Альмодовар, который привез в Канны «Разомкнутые объятия» с Пенелопой Крус, как и язвили критики, уехал ни с чем, несмотря на то что именно его фильм отмечался как лучшее произведение конкурсной программы. Журналисты нашли этому традиционное объяснение – лучшие картины лучших режиссеров, как и прежде, игнорируются каннским жюри.

Большой приз жюри разделили между двумя конкурсантами: картиной «Аквариум» Андреи Арнольд и фильмом Пак Чхан-Вука «Жажда».

Призом за лучший сценарий наградили Фенг Мей за фильм «Весенняя лихорадка».

Приз за режиссуру в этом году вручили Данте Мендоза за его «Kinatay». Фильм стал настоящим сюрпризом фестиваля, который также разделил кинокритиков на два лагеря.

Лучшим дебютом и обладателем «Золотой камеры» признан фильм австралийца Урвика Торнтона «Самсон и Далила».

В секции «Особый взгляд», в которой были представлены две картины от России («Царь» Павла Лунгина и «Сказка про темноту» Николая Хомерики), лучшим фильмом был выбран «Kynodostas» Иоргаса Латинмоса. Россию даже специальными наградами не удостоили.

Президент Франции Николя Саркози в своем обращении поздравил французских кинематографистов, премированных в Каннах. Особую признательность Саркози выразил Шарлоте Генсбур. В свою очередь признанные режиссеры Ален Рене и Жак Одияр подчеркнули, что нынешний фестиваль «в очередной раз доказал силу и процветание французского кинематографа».

..............