Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
10 марта 2009, 14:30 • Культура

Мастера вопля

Панки кризиса не боятся

Мастера вопля
@ seattleweekly.com

Tекст: Денис Шлянцев

В московском кинотеатре «Иллюзион» с 5-го по 8 марта прошел первый фестиваль rockumentaries (документальных фильмов о рок-музыкантах) «Музыка.doc», организованный компанией «Кино без границ». В рамках фестиваля было показано десять картин: «Gogol Bordello Non-Stop», «DIG!», «Гластонбери», «Made in Jamaica», «Нью-йоркская куколка», «Скотт Уокер: человек XXX столетия», «Страммер: будущее неизвестно», «Мастера вопля», «Патти Смит: сон о жизни», «Joy Division».

Фестиваль открылся документальным фильмом Маргариты Химено «Gogol Bordello Non-Stop», посвященным цыганской панк-группе Gogol Bordello. Этот мультинациональный коллектив состоит сплошь из эмигрантов, и только в последнее время его лидера – Евгения Гудзя – заметили на высоком уровне.

Мадонна сняла о группе фильм «Грязь и мудрость», а вчерашний выходец из советской Украины попал на страницы модных журналов

Мадонна сняла фильм «Грязь и мудрость» с Гудзем в главной роли, а вчерашний выходец из советской Украины попал на страницы журналов с рекламой брендовых вещей. По словам Антона Мазурова (вице-президент компании), в фильме ясно показано «то глубокое место, из которого Гудзю удалось выбраться». Показано, не спорим, однако уж чересчур скомкано и путано даже для документального биографа.

Сама Маргарита Химено познакомилась с Гудзем в 2000 году и с тех пор в течение пяти лет неотрывно «преследовала» группу с ручной камерой, чтобы запечатлеть угар концертных выступлений и послеконцертного «расслабона». Проблема фильма в том, что он рассчитан только на фанатов группы и всего этого gypsy-punk феномена (например, Manu Chao, Fanfare Ciocarla и местами Beirut). Обычный зритель может оживиться, услышав главную тему мультсериала «Ну, погоди!», которую распевают участники группы перед каждым выступлением.

Показ следующей картины «DIG!» перенесся в клуб «Дума». Выпускница Йеля Одри Тимонер провела семь лет, документируя карьеры двух инди-коллективов The Brian Jonestown Massacre и The Dandy Warhols. Но это не просто фиксирование тех или иных событий, у режиссера была цель – показать, насколько целостными музыканты могут остаться, если они станут популярными. Коммерческое признание VS искусство. The Brian Jonestown Massacre изо всех сил противостояли системе музыкальной индустрии, распространяли свои записи бесплатно и гордо отказывали мейджорам.

The Dandy Warhols, наоборот, сразу же согласились на все: контракт с лейблом Capitol, съемки клипа у модного фотографа Дэвида ля Шапеля, как результат, мировая известность. Впрочем, к моменту окончания съемок фильма и The Brian Jonestown Massacre вовсю начали гастролировать по Австралии и США. Таким образом, противостояние «настоящего искусства» и «бездушного механизма поп-культуры» само собой сошло на нет. Даже если этого не было в планах режиссера.

Фильм Джулиана Темпла («Пуля», «Земные девушки легко доступны») «Гластонбери» посвящен одноименному одному из крупнейших и уважаемых музыкальных фестивалей в мире. Интересно, что проект картины родился в 2002 году, когда будущее фестиваля было весьма туманным. 138-минутная хроника Гласто пестрит знаменитостями: Бьорк, Ник Кейв, Дэвид Боуи, Стивен Патрик Моррисси, Джарвис Кокер, U2, The Chemical Brothers… Перечислять можно еще долго – четыре десятка лет существования и 900 часов отснятого материала. Зритель как будто переносится в этот заповедный уголок, где только музыка правит балом. Плюс ко всему он не только видит концерты, но и проходит за кулисы.

«Made in Jamaica» Жерома Лаперрузаса подробно и убедительно рассказывает о зарождении и развитии стилей регги и дэнсхолл. Не обходится без упоминания о Бобе Марли, Ли «Скретче» Перри, Грегори Айзексе, Toots & The Maytals и менее популярных героях. По касательной упоминается о дабе, но в основном рассказывается о позитивной идеологии регги: «Sun is Shining», «No Woman No Cry» и так далее. Впрочем, поднимаются и «чернушные» социальные темы: бедность, насилие, угнетение прав женщин, пост-колониализм. Общее впечатление, скорее, положительное.

«Нью-йоркская куколка» Грега Уайтли рассказывает об Артуре Кейне (The New York Dolls). Сейчас бывший фронтмен «Куколок» ведет степенную размеренную жизнь мормона. В фильме он с максимальной искренностью рассказывает о своем прошлом, о разборках внутри группы и о старости. Есть ли жизнь после воды, огня и медных труб? Кейн отвечает положительно, но следовать его примеру отчего-то не хочется.

«Скотт Уокер: человек XXX столетия» рассказывает о самом таинственном и притягательном рок-аутсайдере, его экспериментах со звуком, с формой и содержанием, о стремлении от поп-музыки в духе Жака Бреля к шумовому авангарду. Этот фильм, пожалуй, единственное в своем роде по-человечески теплое интервью, данное известным затворником прессе. А еще фильм ценен тем, что изображает творческий процесс – от альфы до омеги. И это зрелище поувлекательнее иных блокбастеров.

«Страммер: будущее неизвестно» – второй фильм Джулиана Темпла в программе фестиваля. Он повествует о Джо Страммере, основателе легендарной панк-группы The Clash. В картину включены редкие интервью музыканта, умершего в 2002 году от сердечного приступа, а также беседы режиссера с участниками The Clash, продюсером Риком Рубином. Даже равнодушные к панк-року зрители не смогут не проникнуться искренней симпатией к этому герою, что, безусловно, является заслугой Темпла.

«Мастера вопля» делает попытку объять необъятную исландскую сцену, выпячивая на первый план и без того популярных Sigur Ros, Mum, Mugison и Бьорк. Режиссер Александер в промежутках между выступлениями артистов вставляет в фильм захватывающие дух съемки снежных исландских пейзажей, но на объяснение самобытности исландской музыки эти открыточные виды не катят.

Модный фотограф Стивен Себринг проделал колоссальную работу в своей ленте «Патти Смит: сон о жизни». В течение 11 лет он перемещался по миру вместе с этой многогранной и не всегда приятной в общении удивительной артисткой. Получившийся в итоге фильм больше всего претендует на то, чтобы обладать художественной ценностью. Это откровенное исследование культа Патти Смит, все еще продолжающей выступать и записывать альбомы, в то время как большинство артистов, начинавших с ней в одно время, давно уже отошли от дел. Все о «крестной матери панк-рока» – из первых рук.

«Joy Divison» от Гранта Джи, автора нелицеприятного высказывания о поклонниках группы Radiohead «Meeting People Is Easy», являлся, пожалуй, самым главным «угощением» фестиваля. (Несмотря даже на то что он уже был выпущен в прокат буквально месяц назад). Грант Джи скрупулезно подошел к делу, неудивительно, что фильм, в отличие от «Контроля» Антона Корбайна, одобрили участники New Order. Ему удалось не только раскрутить членов группы на почти что скандальные откровения, но и собрать максимальное количество доступной информации (сбором материалов занимался журналист-архивист Джон Сэведж).

Самое, впрочем, главное достоинство биографии – акцент на постиндустриальном мрачном Манчестере. Joy Division не могли появиться на Ямайке, в Лос-Анджелесе, они – дети большого города – играли музыку своей эпохи. Тем более интересно, что сейчас, в конце первого десятилетия XXI века, эти песни, этот лязгающий суицидальный звук становятся все более популярными.

..............