Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
6 февраля 2009, 13:20 • Культура

Зло на экспорт

На Берлинале покажут «Россию 88»

Зло на экспорт
@ film.ru

Tекст: Евгений Светланов

Говоря о каком-либо общественном зле, художник неизбежно сам становится объектом критики: общество никогда и нигде не бывает готово услышать о себе правду. Кинолента «Россия 88», рассказывающая о российских неонацистах, затрагивает тему настолько больную для нашего общества, что двести раз еще подумаешь: стоит ли об этом говорить, говорить так – жестко, публицистично, эмоционально? Журналист и режиссер Павел Бардин сделал свой фильм настолько близким к реальности, что многие до сих пор по ошибке называют это кино документальным.

Вообще-то, о скинхедах говорят, пишут и снимают во всем мире: это давно уже стало проблемой общемировой.

Автору, как и всем нам, неоднократно приходил в голову вопрос: как в стране, победившей фашизм, возможны его последователи?

Россия столкнулась с этим явлением относительно недавно: несмотря на то что фильм Бардина по форме сделан в очень популярном ныне формате документальной драмы, по сути своей он очень напоминает манеру позднесоветского, перестроечного кино, которое так же пыталось разобраться в психологии, мотивациях антигероев.

Фильм основан на реальных фактах и практически дословно воспроизводит будни неонацистской группировки. По сюжету банда скинхедов «Россия 88» снимает агитационные ролики для того, чтобы выкладывать их в Интернете. Попутно камера (мы видим происходящее глазами «сочувствующего» оператора) фиксирует жизнь группировки: встречи, тренировки, погромы, собрания. Главарь банды Штык обнаруживает, что его сестра встречается с кавказцем. Семейная драма перерастает в трагедию. Камера сопровождает героев до самой развязки.

Наивно-шекспировский сюжет фильма – это лишь отвлекающий маневр: на самом деле главное здесь не действия, а мысли «героев». Автору, как и всем нам, неоднократно приходил в голову вопрос: как в стране, победившей фашизм, возможны его последователи? Вот режиссер и пытается влезть в черепную коробку неонациста, заглянуть вовнутрь – что там случилось, как возник этот сбой в человеческой программе, насколько это серьезно?

Надо отметить, во-первых, мастерскую и попросту феноменальную актерскую игру Петра Федорова («Обитаемый остров»): это настолько сильная и, главное, убедительная работа, что постоянно приходится напоминать себе во время просмотра: это кино, это кино… Федоров играет именно ту психологическую смесь интеллектуальной наивности и немотивированной агрессивности, которая порождает современных монстров.

День рождения героя, песни под гитару, вот герой убежденно бьет по струнам, произнося на манер заклинания известные строки: «Эта земля была нашей!.. Она умрет, если будет ничьей! Пора вернуть эту землю себе!» Известная песня БГ, бывшая в 80-е годы гимном свободы и освобождения от идеологического гнета, – куда уж, казалось бы, яснее и прозрачнее! – в исполнении скинхеда неожиданно приобретает зловещий, прямо противоположный смысл.

Это вызывает, как ни странно, комическую реакцию – потому что в первую очередь отражает не столько степень агрессии, сколько степень наивности. «Если бы я стал президентом, знаешь, что в первую очередь бы сделал? – откровенничает один из скинхедов. – Я первым делом поехал бы Питер жечь». Ненависть противоречит любой логике, даже простейшей: ненависть к «чужим вообще» распространяется и на «своих» в том числе; в основе ненависти национальной лежит ненависть к другому в принципе.

Авторы фильма признавались, что герои фильма выглядят все же несколько человечнее и, главное, художественно «интереснее» прототипов (в том, что прототипы были, сомнений, увы, не возникает). С этим как бы понятно – как и гражданская, общественная позиция режиссера и съемочной группы тоже ясна: но Бардин, будучи не просто честным человеком, но и честным художником, пытается все же отыскать логическое объяснение поведению героя, а не только вынести приговор.

«Откуда ты такой? – спрашивает отец героя за праздничным столом. – Откуда ты взялся такой? Ведь ты знаешь, что у нас в семье всегда одинаково относились к людям любой национальности… Мы всегда с матерью работали, мы честно жили…»

«Да ты вокруг посмотри, на себя посмотри, ты же никто, ты лузер!» – срывается вдруг сын-скинхед.

Камера между тем фиксирует убогий быт: стандартная хрущевка на окраине, засаленные обои, выцветшие ковры на стенах и салат оливье на столе – жирный, лоснящийся, отливающий какой-то беспросветной тоской. Отцу нечего ответить.

У отца скинхеда на самом деле нет аргументов и нет уверенности в голосе – потому что эти его «аргументы» не собственные, не выстраданные, не личные, а почерпнутые словно бы из политинформации начала 80-х годов, отдающие казенщиной и лицемерием. Скинхедов порождает лицемерие общества, равнодушие и дремота общества – вот какой напрашивается ответ.

Авторы фильма подчеркивают обыденность зла, настаивают на том, что само общество больно: в кадре есть и совершенно реальные обыватели, жители столицы, которые, не особо задумываясь, готовы повторить в камеру сакраментальное «Россия для русских». Старики, молодежь, дядьки лет сорока…

Большинство наци-видео – тоже не фантазия сценариста, а прямые цитаты наци-творчества, взятые из Интернета. Чиновник, которого сыграл Андрей Мерзликин, говорит фразами из переписки двух наци-деятелей, электронную почту которых взломала хакерская команда антифашистов. Вся одежда героев фильма взята из реального московского магазина, включая майки с надписями «Я – русский» и цитатой «14 слов» нацистского идеолога Дэвида Лейна.

Также в фильме использована только оригинальная нацистская музыка – диски куплены в торговом центре «Горбушка» в Москве.

Это не выдумка, хотя это и кино, постоянно подчеркивают авторы: то, что вы видите, сделано не ради эпатажа. Завершает фильм список убитых неонацистами за последние годы: ряды с фамилиями длятся и длятся, не желая заканчиваться, в оглушительной тишине. Надо смотреть.