Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
11 февраля 2009, 18:07 • Культура

Бог справедлив

Самый титулованный фильм года уже в прокате

Бог справедлив
@ film.ru

Tекст: Дмитрий Дабб

Фильм всеядного по части жанров Денни Бойла (были в его фильмографии комедии, фантастика, пеплумы, психологические и криминальные драмы, а также антиутопия «Пляж» с Ди Каприо) уже получил «Золотой глобус», британскую академическую «БАФТА» и лучшие шансы на главный «Оскар» года. Причем «глобус», присуждаемый ассоциацией прессы, в этом «большом пути» остановка наиболее примечательная, ибо доказывает: журналисты тоже люди, у них тоже сердце есть.

Один авторитетный российский кинопортал, определяя жанр «Миллионера из трущоб», перечисляет через запятую: мелодрама, драма, криминальная драма, приключенческий. Странно, что нет в этом списке «фильма ужасов»: сцена, в которой мальчику-попрошайке выжигают глаза столовой ложкой (у слепых гешефт успешнее), производит неизгладимое впечатление.

Я не умер, – говорил Отец Всего, приняв образ грязного старикашки. – Я просто послал все на хрен

Меж тем вопрос классификации решался гораздо проще. «Миллионер» – типичная сказка, ввиду чего критиковать фильм за условность и недостоверность сюжета можно с тем же успехом, что и «Золушку»: легковесный, но решительный «крибле-крабле-бумс» снимает все вопросы о достоверности.

Вопросы эти возникают с первых кадров, то есть с пыточной: бравые индийские полицейские требуют от сироты Джамала признания в том, что его многомиллионный выигрыш в телевикторине – мошенничество. Как-то не очень верится, что наследники Махатмы Ганди так развлекаются с дыбой и электрошоком, и дело даже не в том, что Индия – «самая большая демократия в мире», а в том, что Джамал – уже состоявшаяся телезвезда, к ним подход особый.

Затем режиссер начинает ковырять камерой в чумазых лачугах, бельевых веревках, горькой долюшке, кривой дороженьке и просящих корма детках. В последних особенно, но совсем не для того, чтобы в очередной раз спеть оперу нищих об украденном детстве, как пели ее в «Городе бога» или «Генералах песчаных карьеров». Это именно золушкин непроходимый ад, создающий нужный контраст для эффектного проявления доброй феи.

Фея, впрочем, зрителю не явится. Почему – станет понятно в самом конце, когда один из главных героев, умирая на дне набитой деньгами ванной, произносит «Бог справедлив».

Тут стоит заметить, что все это – заплаточную нищету предместий и свинцовые мерзости чужой жизни – британец Денни Бойл уже снимал в рамках своего «На игле» по Ирвину Уэлшу, фильма, что принес ему мировую славу. Ничего общего, но безысходность та же, если не считать одной принципиальной мелочи. В его Эдинбурге джанки, алкашей и проституток не было праведника, а значит, не было Бога. У Уэлша с Богом вообще сложные отношения: «Я не умер, – говорил Отец Всего, приняв образ грязного старикашки. – Я просто послал все на хрен».

В «Миллионере» праведник есть, и есть Бог, и есть его замысел. Вся история Индии 80–90-х годов – этнические конфликты, повальная нищета, организованная преступность, детская проституция – дробится, как учебник по главам, на отдельные липкие ужасы, которые липнут к герою лишь для того, чтобы спустя годы, заняв кресло игрока в «Кто хочет стать миллионером?», он знал ответы на все вопросы.

Причем версия о Его Величестве Случае отметается режиссером начисто: любой нравственный просчет героя, любая хитрость, любой поворот головы в сторону «золотого тельца» в ущерб немигающему взгляду, что однажды остановился на «самой красивой женщине на свете», отвел бы руку Творца в классических библейских традициях. Словом, несостоявшийся католический священник в Бойле чувствуется (есть в биографии режиссера и такой примечательный факт).

Вышесказанного достаточно, чтобы понять – режиссер проскользнул буквально «между струйками». Даже потоками – благоглупостей, общих мест, пошлой морали, социального нытья и клюквы в сахаре развесистой. Но – проскользнул. И это при том, что вся сценарная часть фильма, по большому счету, стоит на трех китах трэш-конвеерного Болливуда – разлученные братья, украденная невеста, злой раджа, а в конце все поют, поют.

Скажем больше, найти в фильме просчеты, объективно его портящие, проблематично даже с технической стороны. Оператор, монтажер, композитор, художник – все сработали на совесть, хотя и по бюджетному варианту: 15 млн долларов для кинопродукции из Британии и США – копье. Но на нищебродскую супердержаву Индию хватило.

Последнюю Бойл изобразил в лучших традициях National Geographic: густые мазки цветастых сари, мутный желток солнца, сверкающие небоскребы Мумбаи, в которые внезапно, но гармонично переродились трущобы Бомбея. Сами индусы при этом встретили фильм неласково, заявив, что Бойл использовал все известные клише и «опорочил действительность».

Понять индусов можно, черной краски никто не жалел: «отвратительные язвы» отвратительны, «убогие предместья» убоги, а «жестокие богатые ребята» жестоки настолько, что компания Mercedes настоятельно попросила снять с капота своих машин, появившихся в кадре, фирменную эмблему. Больше всего в этом смысле поражают люди (ака «народ»), выписанные безразличной, агрессивной массой, но для того лишь, чтобы в миг превратиться в нечто теплое, дружелюбное, хлебосольное (активатор – дождь из миллионов рупий, пролившийся на главного героя). Сомнений, что именно в этой стране танцует Шива, разрушая своим танцем весь мир, не возникает ни на минуту.

Жирная точка в деле «очернения» – фраза, брошенная ребенком, которого избивает таксист, в сторону американских туристов: «Хотели посмотреть на настоящую Индию? Смотрите сейчас!»

Но все это, повторимся, сказочный ад – Мордор, Царство мышиного короля, Страна невыученных уроков. Сказочный ад и, как ни странно, сказочный Бог – ангелок, снятый с рождественской елки. Тут, собственно, без вариантов: имя Богу по фильму – Аллах, а Бойл все-таки католик.

Хотя версию, что режиссер нагнал чернухи не только художественного замысла ради, но и скрытого злорадства для, исключать все-таки не стоит: подданные британской короны испытывают в отношении своих бывших метрополий множественные комплексы.

В сухом остатке: неожиданно душевным, по-хорошему ярким и практически неуязвимым для критики вышел «один из главных фильмов года».

..............