Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
4 декабря 2009, 20:54 • Культура

...А кому − бессмертие

Вячеслав Тихонов: Человек с добрыми глазами

...А кому − бессмертие
@ РИА "Новости"

Tекст: Кирилл Решетников

Его последней ролью стал Бог или, если точнее, «человек в нимбе и с добрыми глазами», что появился в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен». Богом закончилась карьера обожаемого публикой артиста, что был одинаково хорош в ролях трактористов и матросов, которым придавал интеллектуальную харизму, аристократов и интеллигентов, которые оказывались удивительно понятны народу. Мы не знаем, кто сыграл бы Болконского лучше. Но знаем, что сыграть лучше Штирлица не сможет никто.

Вячеслав Тихонов был народным артистом в самом настоящем, неформальном смысле этого определения. Во время демонстрации телесериала Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» улицы советских городов неизменно пустели. И даже в 1997-м, даже в прагматичной, деловой Москве многие и многие откладывали дела, чтобы посмотреть этот фильм, который в тот раз решили показать от начала до конца нон-стопом.

Роль Исаева-Штирлица в исполнении Тихонова загодя лишила смысла все последующие разговоры о малоценности официального советского искусства 1970-х, хотя это, конечно, не самое важное. Благодаря образу, созданному великим актером, была отдана достойная дань засекреченным героям Великой Отечественной, но и этим миссия всенародно любимого человека со свастикой на предплечье не ограничилась.

Бесконечно обаятельный, мудрый и немного печальный разведчик совершенно заслуженно попал в число опознавательных знаков национальной культуры, в когорту фигур, которые будут вечно жить в коллективном подсознании и сохранять высшую иррациональную ценность.

Бойцы, труженики и лирические персонажи, появлявшиеся на отечественных экранах в годы развития и расцвета советского канона, за редкими исключениями были людьми из народа. Благодаря Тихонову наше кино получило интеллектуального героя. Интеллигент обрел высокую, харизматическую ипостась.

Героическое амплуа и амплуа лирическое, в которых выступают «умные» персонажи Тихонова, – нечто совсем иное, нежели забавные или проблемные маски профессоров и творческих людей, которые можно видеть в более ранних советских фильмах. Штирлиц − главный интеллектуал советского кино.

Конечно, Вячеслав Тихонов играл и более традиционных, в той или иной степени народных героев. Таких, как матрос Виктор Райский в фильме Виктора Ивченко «Чрезвычайное происшествие» или тракторист Матвей Морозов в картине Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (именно эта роль принесла актеру широкое признание).

Но уже в матросе Райском, которому удалось обмануть захвативших советский танкер чанкайшистов, был виден прообраз бойца интеллектуального фронта.

Потом были князь Андрей в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» и учитель Мельников в драме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» − две вершины в работе Тихонова, предшествовавшие появлению Штирлица. И в исполнении тихоновского Мельникова живет одна из лучших песен, написанных на русском языке, – шедевр Николая Заболоцкого «В этой роще березовой», положенный на музыку Кириллом Молчановым.

Теперь Штирлиц ушел. Народ потерял своего артиста – бывшего токаря, сына механика. Артиста, который не играл отрицательных образов: ему бы, возможно, такого не простили. Да и пресловутые «добрые глаза» не позволили бы.

Эти глаза, а, точнее, взгляд – грустный, мудрый, рефлексирующий − сделал невозможное: один из самых любимых в России актеров, феноменально добрый человек запомнится нам облаченным в устрашающую нацистскую форму.

Комментарии экспертов

Наум Клейман, директор Музея кино
Наум Клейман, директор Музея кино
Именно в середине 50-х годов Вячеслав Тихонов сыграл свои лучшие роли. Он стал не просто одним из лиц нашего молодого кино. <a href=http://actualcomment.ru/news/8430.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>