Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
24 ноября 2009, 22:11 • Культура

Упырей вернули к классике

Гильермо дель Торо написал жуткую книгу о вампирах

Упырей вернули к классике
@ Reuters

Tекст: Кирилл Решетников

Жадные до человеческой крови красавцы, вышедшие из горнила европейской мифологии, вновь востребованы масскультом, который обнаруживает в образе вампира немало привлекательных черт. Книга «Штамм. Начало», написанная знаменитым режиссером Гильермо дель Торо в соавторстве с американским сценаристом Чаком Хоганом, открывает еще одну вампирскую серию, однако явно выбивается из общего легкомысленного тренда: их упыри, как и в прежние времена, − жуткие, беспощадные монстры.

Вампирский бум не ослабевает. Так, в российском прокате только что появился второй фильм «сумеречной саги», основанной на романах Стефании Майер. Благородному юному вампиру Эдварду Каллену не чуждо ничто человеческое, даже несмотря на то, что у него имеются собратья, с которыми человеку лучше не встречаться.

Святая вода и распятие на вампиров не действуют, хотя серебро и чеснок небесполезны

Вообще, очеловеченные, «одомашненные» упыри – масскультовый трюк, совершавшийся уже не единожды и на разные лады. Чего стоит хотя бы такой образец готической юмористики, как роман Кристофера Мура «Вампиры. A Love Story», где клыки прорезаются опять-таки у симпатичных тинейджеров, пытающихся вопреки новой органике сохранять порядочность и человеколюбие.

Социальная аллегория Виктора Пелевина «Ампир V» читалась как ехидная рефлексия не только над «гламуром и дискурсом», но и над характерным образом гламурного вампира, в популяризацию которого в итоге была внесена еще одна лепта: в плане укорененности во «всем человеческом» пелевинские кровососы не уступали своим зарубежным сородичам.

Словом, черные герои новейших вампирских саг, может быть, и опасны, но красивы и по-своему милы, да к тому же обременены проблемами, хорошо знакомыми людям. Вопрос о том, что стоит за этим опереточным шармом, – тема для отдельного исследования.

Вампирская тема решена авторами «Штамма» не столько в мистическом, сколько в научно-фантастическом ключе
Вампирская тема решена авторами «Штамма» не столько в мистическом, сколько в научно-фантастическом ключе

Но Дель Торо и Хоган идут совершенно иным путем. Книга «Штамм. Начало», представляющая собой первую часть трилогии, очень мрачный и очень основательный хоррор. Страх не имеет здесь ни романтической, ни юмористической изнанки.

Наступление на человечество, приуроченное к полному солнечному затмению, начинается с внеплановой ситуации в нью-йоркском аэропорту Кеннеди. Самолет, прибывший рейсом из Берлина, успешно совершает посадку, но почему-то останавливается на рулежной дорожке. Экипаж не выходит на связь, все источники света внутри лайнера отключены – там царит кромешная тьма. Наконец, войдя в самолет, специалисты обнаруживают, что пассажиры мертвы.

Вскоре, однако, выясняется, что четверо все-таки выжили, не получили травм и пребывают в ясном сознании, но не могут рассказать о случившемся ровным счетом ничего. Параллельно в багажном отделении находят большой ящик с землей, который вскоре кто-то похищает с охраняемой территории.

Расследованием инцидента занимается врач Эфраим Гудуэдер − глава специальной эпидемиологической группы, ведь объяснением всему происходящему может быть только неведомая инфекция. Как выяснится позднее, люди не так уж далеки от истины – миру действительно грозит эпидемия.

Вампиризм – чудовищное заболевание, вирус, против которого нет средств. У зараженного человека, которому суждено превратиться в кровопийцу, изменяется строение внутренних органов и фактура кожи, собственной крови он лишается напрочь. Переносчики заразы – черви-паразиты, вселение которых в человеческое тело с успехом заменяет вампирский укус. Святая вода и распятие на вампиров не действуют, хотя серебро и чеснок небесполезны.

У истоков нью-йоркского бедствия стоит древний вампир, сменивший не одно обличье. Когда-то он был известен албанским крестьянам как мастер Сарду, а теперь прибыл в Новый Свет, пользуясь услугами тайных помощников. Он – один из семи древних вампиров, между которыми долго царил хрупкий мир, ныне нарушенный.

Дальнейшее очевидно: мертвецы из берлинского самолета вскоре начнут проявлять смертоносную активность, и эпидемиологу Эфу Гудуэдеру придется объединиться с несколькими другими редкими специалистами. Так, помимо сына русских родителей Василия Фета, профессионально истребляющего крыс, соратником врача станет еврей Авраам Сетракян, в свое время близко познакомившийся с мастером Сарду в довольно экстремальных условиях. Именно Сетракяну, хранящему истинные знания о вампирах, уготована роль «штаммовского» Ван Хельсинга.

Неутомимый дель Торо верен себе: появление монстров вечно сопрягается у него с деятельностью фашистов. Так было и в фильме «Хеллбой», где вызывание Демона Ада первоначально производилось в интересах нацистской Германии, так было и в «Лабиринте Фавна», где мрачная сказочная история разворачивалась на фоне диктатуры Франко.

Сюжетная основа этих картин, правда, создана другими авторами, но вот дель Торо, наконец, сам решил приложить руку к созданию литературного материала, и фашисты снова пришлись ко двору: вампироборец Сетракян впервые оказался лицом к лицу с древним монстром в Треблинке, куда упырь приходил полакомиться. Среди членов антивампирской команды не только еврей, но и русский, что опять-таки чревато далеко идущими историко-политическими толкованиями.

Вампирская тема решена авторами «Штамма» не столько в мистическом, сколько в научно-фантастическом ключе, и в этом можно усмотреть некий патент. Выбросив на свалку опереточных кукол с клыками из папье-маше, дель Торо и Хоган оставили в силе некоторые старинные верования, наложив их на актуальные эпидемиологические опасения и позаимствовав кое-что из традиции хоррора о пришельцах (есть в «Штамме» и инопланетный аспект). Все это делает проект на редкость многообещающим.

«Штамм. Начало» − первая часть планируемой трилогии. Нет сомнений, что за текстом последует экранизация – собственно, книгу можно считать большим литературным сценарием. После «Начала», где Тьма еще только предвкушает масштабную атаку, появятся «Закат» и «Ночь», в которых человечеству уж точно не поздоровится.