Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
2 ноября 2009, 22:48 • Культура

«Оскар» с иностранным акцентом

Главные конкуренты РФ на Оскаре – Франция и Канада

«Оскар» с иностранным акцентом
@ Reuters

Tекст: Олег Куликов

Конкуренцию фильму Карена Шахназарова «Палата № 6» в борьбе за «Оскар» составят шестьдесят четыре фильма из шестидесяти четырех стран. Большинство из них, как это водится, для подстраховки предложило Американской киноакадемии оценить уже признанных лауреатов международных фестивалей. При этом настоящий ход конем продемонстрировала Великобритания, отправившая в Штаты картину об афганской Сьюзан Бойл, рискующей жизнью ради участия в попсовом конкурсе.

В полном списке картин, претендующих на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм», 65 работ, выдвинутых национальными отборочными комитетами 65 стран. Теперь у американских киноакадемиков есть два месяца для их просмотра и последующего голосования. Шорт-лист из девяти номинантов будет объявлен в январе 2010-го.

На Сетару начинается охота, ей только остается кутать лицо и оправдываться в телефонную трубку, что она «еще не мертва

Напомним, ранее в финал выходили только пять фильмов, но, согласно новым правилам, традиционный шорт-лист будет дополнен картинами, названными специально созданной комиссией по иностранному кино.

Как правило, для этой номинации фильмы на оригинальном языке сопровождаются английскими субтитрами, что, по мнению многих кинематографистов, усложняет восприятие материала. Любопытно, что, хотя более точное название номинации «Лучший фильм на иностранном языке», в список иногда включаются и ленты на английском от стран, где этот язык является официальным или одним из них – это, к примеру, Австралия, Великобритания, ЮАР. А вот Канаду в этом году представит франкоязычная автобиография «Я убил свою мать» квебекского режиссера Ксавье Долана.

Самому Долану 20 лет, но он уже заявил о себе на международной сцене, взяв три приза на Каннском фестивале и еще две награды на других, менее известных кинофорумах. Фильм рассказывает о сложных взаимоотношениях 16-летнего подростка-гея со своей матерью: терзаемый ненавистью, он пытается нормализовать с ней отношения по своим правилам.

Тут стоит заметить, что страны нередко отправляют за «Оскаром» картины, проверенные фестивалями и международным жюри (хотя критики и напоминают, что обласканные на других фестивалях фильмы редко выигрывают в США). Так, Франция, которая в прошлом году пробовала силы с лауреатом Канн – фильмом Лорана Канте «Класс», в этот раз представила фаворита жюри Канн-2009 и обладателя гран-при – картину Жака Одияра «Пророк», тем более что в оскаровской гонке традиционно жалуют драмы о непростых человеческих судьбах глазами подростка. Герою «Пророка» всего 19, но у него уже есть тюремный срок в шесть лет. «Это эстетская современная картина, поднимающая актуальные проблемы на примере французских тюрем», − резюмировала в свое время каннская кинопресса. Их коллеги из США в свою очередь отмечают, что «Пророк» является фаворитом гонки за «Оскаром».

Лауреат Золотой пальмовой ветви, ушедшей из-под носа «Пророка», – «Белая лента» Михаэля Ханеке – будет представлять Германию. Черно-белая картина рассказывает историю подростков глухой деревни накануне Первой мировой войны. В списке претендентов значится и победитель Берлинского фестиваля «Молоко скорби», который будет отстаивать честь перуанского кинематографа.

Выдвижение этих картин можно назвать предсказуемым. А вот по-настоящему удивила (это если не шокировала) киноакадемиков Великобритания, предложившая в качестве своего представителя на «Оскаре» документальную ленту «Афганская звезда» Хаваны Маркинг, снятую на трех языках: английском, пашту и дари. Некоторые расценили этот жест как попытку реванша за 2002 год, когда Американская академия отвергла британского номинанта − фильм «Воин», использующий язык хинди.

Фильм Маркинг рассказывает о закулисье афганского аналога популярного шоу талантов «Поп-идол». Эта картина об артистичных афганцах, рискующих жизнью ради участия в шоу, уже выиграла приз за лучшую документалку, а также зрительский приз на фестивале независимого кино Sundance. В фильме настоящие участники конкурса рассказывают о своих ощущениях на сцене, о том, что стоя на ней, они «постигают настоящую свободу».

Однако понятие свободы у участников шоу и властей Афганистана разнится. Так, фривольные выступления героини фильма певицы Сетары осуждаются муллами, которые утверждают, что женщина должна себя вести по правилам ислама, а в противном случае «заслуживает смерти». В итоге на Сетару начинается охота, ей остается только кутать лицо и оправдываться в телефонную трубку, что она «еще не мертва».

Отметим, что в текущем сезоне формирование длинного списка стран-участниц сопровождалось множественными скандалами и «непредвиденными обстоятельствами». Так, Нидерланды в последний момент поменяли своего фаворита. Первоначально Амстердам выставил перемонтированную картину 2008 года Яна Ван де Вельде «Армия тишины» о солдатах в Африке, но она была отклонена комитетом по отбору оригинальных фильмов Американской киноакадемии. Тогда голландцы предложили ленту «Зима во время войны» Мартина Кульхавена.

#{movie}Академия киноискусств в Сербии к смотру своих кандидатов подошла не менее придирчиво. По итогам дискуссий на «Оскар» были предложены сразу две картины, и сербские академики выбирали по проценту присутствия в них английской речи (согласно регламенту, Американская академия в данной номинации имеет право ветировать картины, содержащие большое количество диалогов на английском языке). В итоге фильм «Здесь и там» Дарко Лунгулова, снимавшийся в Нью-Йорке и Белграде при участии американских актеров Синди Лопер и Дэвида Торнтона, был забракован, несмотря на приз на фестивале Трайбека. И теперь за «Оскаром» поедет фильм Сирьяна Драгоевича «Святой Георгий убивает дракона».

К слову, среди балканских стран конкуренция в этом году будет жесткой. Болгария выбрала для конкурса ленту Стефана Командарева «Мир велик, а спасение за углом», являющуюся лауреатом Софийского кинофестиваля: это еще одна зарисовка о том, как порой сложно вернуться на родину после долгого отсутствия. Словения отправила в Америку картину Винко Модерндорфера «Пейзаж № 2», восьмикратного лауреата словенского кинофестиваля (в том числе в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура»), кроме того, награжденную за лучший сценарий на международном кинофоруме в Бруклине. Ну а ассоциация кинематографистов Боснии и Герцеговины остановила свой выбор на драме Намика Кабила «Хранители ночи», премьера которой состоялась на прошлом Венецианском кинофестивале.

В свою очередь населяющие соседний полуостров итальянцы мудрить не стали и выдвинули новинку Джузеппе Торнаторе «Баария» при участии Моники Белуччи, открывавшую в этом году Венецианский кинофестиваль.

Что до других стран Европы, от Австрии на конкурс отправится лента «Ради мгновения свободы» Араша Т. Риахи, от Дании – «Ужасно счастлив» Хенрика Рубена Генца, от Греции − «Рабы своих цепей» Тони Ликурессиса. Венгрия выставила «Хамелеона» Кристины Года, Швейцария − «Дом» Урсулы Майер, в котором снялась французская актриса и председатель каннского жюри-2009 Изабель Юппер. Норвегия отправила в Америку военную драму «Макс Манус» Хоакима Роннинга и Эспена Сэндберга, представленную на Лондонском фестивале кино, Финляндия – «Письма отцу Джейкобу» Клауса Харо.

Россия со своей стороны на суд Академии вынесла экранизацию классического произведения Антона Чехова «Палата № 6» в постановке Карена Шахназарова. По мнению отечественной оскаровской комиссии, у этого фильма больше шансов на премию, чем у картин «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай-Германики, «Дикое поле» Михаила Калатозашвили, «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя, «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Андрея Хржановского, «Поп» Владимира Хотиненко, «Стиляги» Валерия Тодоровского, «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова и «Тарас Бульба» Владимира Бортко. В фильме Шахназарова снялись Александр Панкратов-Черный, Владимир Ильин и Евгений Стычкин.

Соседний Казахстан выбрал для конкурса «Невестку» Эрмека Турсунова, которую критики называют «очень сильным кино, способным чуть ли не перевернуть сознание академиков». А Грузию в этом году представляет фильм Георгия Овашвили «Другой берег». Синопсис фильма изложен на сайте ММКФ, в рамках которого проходил его смотр: «12-летний Тедо живет с матерью Кето в хлипкой лачуге на окраинах Тбилиси. Несколько лет назад Тедо и Кето вынуждены были оставить дом в Абхазии. Гражданская война отняла у них все и разделила их семью − в Абхазии остался отец Тедо. У Кето есть любовник, и она совсем не думает о том, чтобы воссоединиться с мужем. Тедо сильно переживает неверность матери и однажды решает убежать к отцу».

От Латинской Америки в США едут следующие картины: из Аргентины − «Секрет в их глазах» Хуана Хосе Кампанеллы, Боливии – «Zona Sur» Хуана Карлоса Валдивии, Чили − «Доусон, Остров 10» Мигеля Литтина, Уругвая − «Плохой день для рыбалки» Альваро Брехнера, Бразилии – «Время страха» Серхио Резенде, Кубы – «Низвергнутые боги» Эрнесто Даранаса. Из африканских картин стоит отметить ленту «Белая свадьба» Янна Тернера из ЮАР.

От Азии будут представлены, в частности, Турция с картиной «Я видел солнце» Махсуна Кырмызыгюля, Китай с лентой «Навсегда очарованный» Чэня Кайге, Монголия с «Тайной Чингисхана» Андрея Борисова, Израиль с «Аджами» Ярона Шани и Скандера. «Вечный враг» последнего Иран в свою очередь экспортировал в Америку ленту Асгара Фаради «История Элли», поданную глазами героя Ахмада, который после долгого отсутствия возвращается на родину. Эта «картина о поисках себя» номинировалась на «Золотого медведя» Берлинского фестиваля, но взяла «Серебряного» за «Лучшую режиссуру». Ну а Япония, взявшая в 2008-м статуэтку с фильмом «Отбытие», в этот раз покажет академикам картину «Никто не смотрит за мной» Рийоики Кимидзуки.

Пятерка номинантов в категории «Лучший иностранный фильм» будет объявлена 2 февраля 2010 года. Сама церемония награждения пройдет 7 марта традиционно в главном зале Kodak Theater. Фамилия ведущего церемонии пока неизвестна. Хью Джекман, вернувший в прошлом году телетрансляции высокий рейтинг, на сей раз счел нужным отказаться.

..............