Тимур Шерзад Тимур Шерзад Как приблизит победу новая группировка войск «Север»

В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

16 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
19 ноября 2009, 14:00 • Культура

Квестный путь

"Маруся-2": Смертельно опасный квест

Квестный путь
@ Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Кирилл Решетников

Читатель, следящий за беспрецедентной серией «Этногенез», в какой-то степени уподобляется ее героям: маршрут его тоже оказывается извилистым. Метаисторический эпос, выстраиваемый в рамках проекта, складывается из нескольких эпопей, которые развертываются параллельно, перемежая друг друга. За бестселлером «Маруся» – пробным камнем и блиц-экскурсией в Россию 2020 года – последовала первая книга цикла «Блокада», раскрывающего эзотерические тайны Второй Мировой. И только затем появилась «Маруся-2: Таежный квест» – возвращение в 2020-й.

Вторая «Маруся» начинается там, где кончается первая. В активно обсуждаемом ныне рубежном году, который наступит через 11 лет, старшеклассница Гумилева неожиданно оказывается в центре событий тревожных, загадочных и удивительных даже для конца первой четверти нового века.

Таежный квест» – универсальное постфэнтези с моралью, романтикой, философией и однозначными политическими акцентами

Эпизоды «Маруси», появившейся до «Таежного квеста» и принадлежащей перу Полины Волошиной и Евгения Кулькова, складываются в одну большую завязку, в код, который только предстоит расшифровать. Марусю, вернувшуюся в Москву после поездки в Сочи, атакуют таинственные незнакомцы, злодеи и подозрительные благодетели. Все они как-то связаны друг с другом, и путешественнице просто необходимо рано или поздно постичь эту связь, иначе она рискует стать жертвой собственных ошибок, и далеко не единственной.

Что было нужно человеку с прозрачной кожей, следившему за Марусей в аэропорту, и кто он такой? Чего на самом деле хотел профессор Бунин, исполнявший роль ее наставника в нижегородском научном лагере? Что за таинственный ген содержится в Марусиной крови, которую пытался выкачать элитный китайский бандит? А главное – каково происхождение миниатюрных металлических фигурок, дарующих своим владельцам сверхчеловеческие возможности? И, в частности, ящерки, попавшей к Марусе не совсем понятным путем и защищающей ее от смерти?

«Таежный квест», написанный фантастом Сергеем Волковым, – не то чтобы кладезь ответов, но, тем не менее, идеальный сиквел. Новорожденная вселенная первой «Маруси» вступает здесь в пору счастливого детства.

Обладательницу спасительной ящерки забрасывают в глухую тайгу, снабдив минимумом необходимого снаряжения и коммуникатором, работающим только на прием. Здесь Маруся будет вынуждена преодолеть крутой маршрут и пройти суровую школу выживания.

Устроители этой экстремальной «Зарницы», главным из которых как будто бы является фальшивый доброжелатель профессор Бунин, пробуют навязать девушке чудовищную миссию – она должна убить своего отца, крупнейшего русского бизнесмена и кудесника инновационных технологий Андрея Гумилева, который, впрочем, пока находится вне досягаемости (к ужасу Маруси, привыкшей рассчитывать на его помощь). На коммуникатор героини приходят аудиовизуальные материалы, представляющие Гумилева предателем, коррупционером и циничным дельцом, приносящим людские жизни в жертву своим проектам. Нечто шокирующее выясняется и в отношении Марусиной матери, пропавшей много лет назад в этой самой тайге.

Отягощенная внутренней борьбой – верить или не верить наветам на родителей? – героиня движется к неизвестной до поры до времени цели. Компанию ей составляет добрый реликтовый гоминид, принадлежащий к породе ёхху: этакая смесь сибирского аборигена, снежного человека и Чубакки из «Звездных войн». Путь героев – нечто среднее между «Одиссеей» и подвигами Геракла: в сказочной тайге свои циклопы и гидры, свои Сциллы и Харибды, свои волшебные помощники и даже свой оракул.

Сюжетная машина «Таежного квеста» работает, как часы: все детали подогнаны друг к другу с микронной точностью. При этом время постоянно убыстряется. Действие, маятникообразно курсирующее между «экшном» и перерывами на сон в уготованных путникам пристанищах, к середине книги набирает крейсерскую скорость. В конце Маруся уже не идет, а почти летит по направлению к Черной башне, где ее ждет истина в последней инстанции.

«Таежный квест» – универсальное постфэнтези с моралью, романтикой, философией, внятными литературными аллюзиями и однозначными политическими акцентами. Это роман о трудности выбора и о его необходимости. О взрослении и о болезненном пересмотре того, что казалось несомненным. О влюбленности, представляющей собой нечто астрономически далекое от любви. И о 1990-х, когда страна имела большие шансы превратиться в деградировавшую нищую зону, населенную криминальными элементами: обнаруженные в тайге жестокие дикари-морлоки, получившиеся из забытых перестроечными властями шахтеров и говорящие на блатной фене, – персонажи явно эмблематичные.

Маруся похожа одновременно и на кэрролловскую Алису в Стране чудес, и на Алису из светлого советского будущего, изображенного Киром Булычевым (на такую родословную Маруси дополнительно намекает появление в «Таежном квесте» девочки Алисы – героини, правда, второстепенной и отрицательной). Маруся – это, несомненно, булычевская Алиса сегодня. Вымышленная сибирская этнография у Волкова сродни той, что присутствует в романе Людмилы Петрушевской «Номер Один, или В садах других возможностей». А Бунин соперничает здесь с Гумилевым.

В свете всего этого даже миссия Маруси по спасению мира, известное жанровое клише, выглядит не совсем так, как в голливудских блокбастерах.

Магистральная тема древних зооморфных предметов, дарующих бессмертие, власть и сверхспособности, объединяет «Марусю» с «Блокадой» Кирилла Бенедиктова и другими, еще не вышедшими книгами «Этногенеза». Однако эта красная нить – не единственное, что их связывает.

Уже по трем опубликованным книгам видно, что «Этногенез» – не подборка романов с продолжением, а среда обитания. Она не только зависит от создающих ее авторов, но и влияет на них, погружает их в себя, при этом не лишая индивидуальности. Тот же «Таежный квест» можно с одинаковым успехом рассматривать и в контексте «Этногенеза», и в ряду других книг Сергея Волкова.

Но, разумеется, главный обитатель этой среды – не тот, кто пишет, а тот, кто читает. И он-то уж точно не сможет пожаловаться на тесноту и плохой климат.

..............