Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

11 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
19 октября 2009, 14:42 • Культура

Без Дыховичного

Фестиваль арт-хауса "Завтра" посвятили Дыховичному

Без Дыховичного
@ kinopoisk.ru

Tекст: Денис Шлянцев

Международный фестиваль современного кино «Завтра» – пожалуй, единственное мероприятие такого рода в России, за развитием которого нужно следить всем синефилам. Программа, как обычно, разнообразна и составлена из арт-хауса фильмов «новой волны», которые, как уверяет программный директор Алексей Медведев, «стоят потраченного на них времени». Праздник, однако, зримо омрачили два обстоятельства: кризис и смерть президента «Завтра/2Morrow» Ивана Дыховичного.

На программе третьего кинофестиваля «Завтра» явственно сказался кризис: фильмов в секциях было ощутимо меньше, чем год назад, что, впрочем, не так уж и плохо – у зрителя не разбегались глаза, его избавили от муки выбора. Более того, программа была составлена – за редкими исключениями – с заботой о нем, о зрителе.

Автобиография Ксавье Долана «Я убил свою маму» – чересчур истеричная история вечного противостояния детей и родителей

Из девяти фильмов, представленных на конкурс, большая часть – дебюты (или вторые фильмы) молодых режиссеров, не успевшие прогреметь в прокате, но с неплохим фестивальным опытом. Среди них иронический взгляд на природу спортивного фанатизма («Большой фанат») от сценариста «Рестлера» Роберта Сигела; малазийский мюзикл «Все билеты проданы!» Ю Жун Ханя; сумбурный, но не лишенный остроумия медитативный роуд-муви «Север», исполненный своеобразного мрачного норвежского юмора; и, пожалуй, первый реальный претендент на главный приз жюри «Завтра», первая картина (и сразу автобиография) 20-летнего Ксавье Долана с провокационным названием «Я убил свою маму», чересчур истеричная, но не стесняющаяся нелицеприятных выводов история вечного противостояния детей и родителей.

Особняком стоит новая работа обладателя гран-при Каннского МКФ Бруно Дюмона «Хадевейх», рассказывающая о слепой любви к Богу, которая позволяет метаться из одной конфессии в другую и попутно взрывать бомбы.

Среди фаворитов в номинации на лучшую женскую роль – Каталина Сааведра, сыгравшая «домомучительницу» Ракель в фильме Себастьяна Сильвы «Служанка». Ожесточенная, замкнутая и усталая, без меры преданная своему делу, она знает наизусть семью, в которой работает уже более 20 лет. Когда ей в помощь нанимают еще одну служанку, вскипает ревность – Ракель начинает жестокую психологическую войну.

На звание лучшего актера с уверенностью претендует Драгос Букур из румынской картины «Полицейский, прилагательное» Корнелиу Порумбойо, описывающей бессмысленность и абсурдность правоохранительной системы и закона в целом.

Помимо конкурсной программы поклонники арт-хауса могли оценить ретроспективу канадца Гая Мэддина, чей последний фильм «Мой Виннипег» был представлен российскому зрителю на прошлогоднем фестивале «Завтра». В смотр были включены классические фильмы режиссера: «Архангел (ьск)» (1990), «Самая грустная музыка на свете» (2003), «Сказки больницы Гимли» (1988) и экспериментальный балет по Брэму Стокеру «Дракула: страницы из дневника девственницы» (2003).

Отметим, что в этом году фестиваль был посвящен режиссеру Ивану Дыховичному, который являлся президентом «Завтра» с момента его учреждения и чья недавняя смерть наложила отпечаток на всю атмосферу киносмотра, сделав его менее восторженным, но ни в коей мере не траурным событием. В честь Дыховичного была подготовлена к показу целая программа его фильмов – от ранних короткометражек, через «Прорву» и «Копейку» – к последней работе «Европа-Азия». Показы всех фильмов осуществлялись бесплатно, в отличие от основной программы.

Небезынтересной в этом году выдалась и секция «Гала-премьеры», куда отбирались самые неоднозначные картины: мини-сериал «Зеленое порно» актрисы Изабеллы Росселини и продюсера Джоди Шапиро; «Жажда» Пака Чан Ука, автора «Олдбоя» и «Сочувствия госпоже Месть»; греческий «Клык» Гиоргоса Лантимоса, удостоенный приза программы «Особый взгляд» в Каннах-2009; добравшийся до большого экрана с 20-летним опозданием мистический эзотерический хоррор «Святая кровь» живого классика сюрреализма Алехандро Ходоровски, председательствующего в жюри «Завтра».

К слову, состав жюри в этом году стал чуть ли не интереснее, собственно, фильмов. 80-летний Ходоровски, показавший помимо «Святой крови» еще один свой шедевр – «Священную гору» (1973), запрещенную в американском прокате. Любимый актер «голландского периода» Пола Верхувена Рутгер Хауэр, известный российскому зрителю по фильмам «Попутчик», «Бегущий по лезвию бритвы», «Город грехов». Французский режиссер Жан-Стефани Совер, чья картина «Джонни Бешеный пес» получила гран-при на втором фестивале «Завтра». Актриса театра «Мастерская Петра Фоменко» Полина Агуреева («Долгое прощание», «Эйфория»).

Фильмами открытия и закрытия стали новые работы классиков кинематографа: «Пределы контроля» Джима Джармуша и «Сорняки» Алена Рене, каждая из которых требует отдельного подробного разбора. Читайте о них в газете ВЗГЛЯД в ближайшие дни.

..............