Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
14 октября 2009, 19:38 • Культура

Гей, славяне!

«Весельчаки»: Первая русская гей-комедия

Гей, славяне!
@ kinopoisk.ru

Tекст: Денис Шлянцев

«Нетрадиционная комедия» «Весельчаки» демонстрирует чудеса актерского мастерства Хаапасало, Козловского, Климушкина, Николаева и Брюна, специально для этого фильма постигших «веселую науку дорогого бытия»: ходить на шпильках, носить накладные ногти, наносить макияж и отчаянно – на грани карикатуры – манерничать. Комедия эта на первый взгляд кажется глубже, чем заявлено на постере, однако на поверку оказывается столь же фальшивой, как бюсты травести.

Первая «нетрадиционная комедия» в российском кино (на постере, предназначенном для европейского проката, указана более корректная формулировка – «первый российский фильм о драг-квинз», то есть травести) – смелое заявление. Даже пугающее. Как в гомофобной стране примут прогейский проект, не пойдут ли кинотеатры жечь? Не будут ли запрещать указом сверху (как «Бруно» на Украине)? Не заявятся ли на сеанс хоругвеносцы с кадилами наперевес?

Режиссер вывалил на экран все имеющиеся у народа в запасе стереотипы о «голубых

Не заявились. И, судя по премьере, пригласительные на которую, надо думать, распространялись среди аудитории журнала «Квир», бояться особенно нечего.

Режиссер Феликс Михайлов подстелил соломки везде, где мог, а также, несмотря на очевидную лояльность к представителям меньшинств, вывалил на экран все имеющиеся у народа в запасе стереотипы о «голубых» (СПИД, манерность и хабальство), окончательно при этом запутавшись в терминах.

Но вернемся к истории вопроса. Официально первый мейнстримный российский гей-фильм – «Я люблю тебя» (2004 г.) Дмитрия Троицкого и Ольги Столповской, небезынтересный, несмотря на увлечение режиссеров психоделическими наркотиками и песнями Бюль-Бюль оглы (или благодаря этому).

Травести (трансвеститы) появлялись на экранах и в советское время, в основном в так называемых «эксцентрических комедиях» – навскидку вспоминаются тетушка Чарли в исполнении Александра Калягина («Здравствуйте, я ваша тетя!») и корнет Шура (Лариса Голубкина из «Гусарской баллады»).

Тем не менее зрителя перед просмотром «Весельчаков» встречает вступительный титр, разъясняющий, кто такие травести, но, к сожалению, не упоминающий о том, что далеко не все, кто переодеваются в одежду противоположного пола, являются гомосексуалами. А уж ставить знак равенства между геями и педофилами и вовсе опасная глупость.

И вот на экране пять травести: Фира (Алексей Климушкин), Роза (Вилле Хаапасало), Люся (Данила Козловский), Геля (Иван Николаев), Лара (Павел Брюн). У каждого своя жизнь и непростая биография. Формально фильм выстроен довольно неприхотливо – в форме интервью «о нас, о пидарасах», которое берет у персонажей Алена Бабенко, оснащенная всеми атрибутами журналистки: диктофоном и розовой кофточкой с – о ужас! – пайетками.

Кто-то из интервьюируемых с детства ходил в танцевальный кружок (что, несомненно, пагубно повлияло на сексуальную ориентацию и популярность среди дворовых пацанов), кто-то участвовал в самодеятельности и чуть было не оказался соблазнен партийным функционером под «Non, je ne regrette rien» Эдит Пиаф. Кто-то захотел вырваться из деревни и «покорить столицу», кто-то – ну, просто так сложилось.

Их мир – сплошной карнавал, грим и перья, боа и перчатки до локтя, калейдоскоп обнаженных мужских тел и «I Will Survive» Глории Гейнор. Словом, «огромный мир замкнулся для меня в арены круг и маску без лица». Но, смывая грим, они превращаются в обычных людей с обычными проблемами. Вот, мол, оно как, Михалыч, геи-то – люди: грустят, смеются, как и мы. И почти над тем же.

Постановщик и сценарист «Весельчаков» сделал все возможное, чтобы отзывы и рецензии на его фильм начинались с упоминания австралийской драмы (комедии, роуд-муви, в зависимости о того, под каким углом смотреть) Стефена Эллиотта «Приключения Присциллы, королевы пустыни», где, правда, фигурируют не пятеро драг-квинз, а всего трое (точнее, двое и транссексуал). Совпадения лежат на поверхности, их никто особенно не скрывает, хуже того, режиссер думает, что у всех травести – и в России, и в Австралии – одинаковые беды.

К примеру, в фильме зеркально отображается биография персонажа «Присциллы» Хьюго Уивинга в лице Вилле Хаапасало: если у первого был маленький сын, воспитываемый бывшей женой, то второй сам вырастил взрослую дочь (Мария Шалаева), в то время как супруга (Рената Литвинова) находилась в психлечебнице.

Далее везде − начиная от столкновений с гопниками в глубинке, заканчивая совсем уж мелочами – мать персонажа Ивана Николаева (Ингеборга Дапкунайте с проявляющимся не к месту акцентом), узнав о том, что ее сын «не такой как все», помогает ему подобрать наряд для шоу.

Но проблема не в перекличке сюжетов и не в совпадении деталей, доходящем порой до плагиата, а в пресловутой «адаптации» для российского зрителя, для которого что трансвестит, что транссексуал, что гей – все на одно лицо, все «пидарасы». В итоге с одной стороны – провинциальный алкоголизм, с другой – допущение того, что Москва для драг-квинз просто рай земной, они здесь, не смывая грима и не снимая экстравагантных нарядов, ездят и на вокзалы, и в магазины, и в Подмосковье.

Самое же неприятное – интонация автора, с которой вся эта история рассказана. Этакая брезгливая отстраненность, граничащая с той самой гомофобией. Любопытство антрополога, замаскированное за якобы участием и сочувствием. Эта интонация так же далека от позиции Стефена Эллиотта, как музыка авторства Андрея Данилко (aka Верка Сердючка) от саундтрека «Присциллы» (Abba, Village People, Труди Ричардс и Глории Гейнор). Почувствуйте, что называется, разницу.


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...