Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
31 января 2009, 18:28 • Культура

Мороз и солнце

В прокате один из главных претендентов на Оскар-09

Мороз и солнце
@ kinopoisk.ru

Tекст: Дмитрий Дабб

Про исторические ленты принято веско замечать: «Основано на реальных событиях». Однако режиссер Рон Ховард внимания на этом не акцентирует, так как предсказуемость финала неизбежно скажется на драматургии. В нашем случае – на теледуэли между отставным президентом-республиканцем Никсоном и английским шоуменом Фростом, который прекрасно разбирается в юбках, но не в политике. Чтобы соотнести масштабы, представьте себе, как Максим Галкин* берет у Бориса Ельцина разоблачающее интервью.

Во второй половине XX века Голливуд был оплотом либерализма, где республиканцев – Буш наплакал. Грех государственничества прощался разве что режиссерам-пироманьякам Милиусу и Сигелу, тем актерам, которым по роли положено сначала жахать, а думать потом (Норрис, Уиллис, Уэйн, Шварценеггер), а также разнорабочим Гибсону и Иствуду – по совокупности заслуг.

Время же, как и предупреждал Никсон, всех рассудило. Вот вы фамилию Фрост раньше слышали?

Но органически чуждого культу самцов и звездно-полосатых флагов Рона Ховарда «ни в чем таком» заподозрить было невозможно: имечко он себе сделал на недурацких комедиях и семейной фантастике (типа «Кокон»), а имя – на политкорректных «Играх разума» (восторг критиков, килограмм «Оскаров»).

Словом, как замечают по такому случаю завучи, уж от кого-кого, а от вашего мальчика мы не ожидали. Ибо «Фрост против Никсона» тянет – ни больше ни меньше – на идеологическую диверсию: главное пугало либералов, «самого плохого парня Америки» Ховард изобразил фигурой и личностью исторического масштаба, в чем «хитрому Дику» долгое время пытались отказать.

37-й президент США Ричард Милхаус Никсон запустил американцев на Луну, выпустил их же из Вьетнама, нашел общий язык с СССР, «зафрендился» с Китаем, но имел глупость лично препятствовать расследованию «Уотергейтского скандала», в рамках которого бездари-подчиненные бездарно пытались прослушать штаб бездарного кандидата от демократов. После этого волюнтаристу было указано на дверь, а либеральная общественность запросила крови.

Со своей стороны, Голливуд отреагировал лентой Алана Пакулы «Вся президентская рать» – о белых рыцарях от журналистики, злобном мурле коррупции, красных глазках диктофонов и свободе слова как светоче Америки. Ховард, напротив, если и не нарисовал напротив фамилии Никсон плюс, то хотя бы затер минус. Да, по ряду реплик, прозвучавших в его фильме, можно сделать вывод, что президент-расстрига немного расист и жадноват до денег, однако это лишь штрихи к портрету. Если хотите, пятна на солнце, на фоне которого все уходят в тень, становятся маленькими и невзрачными.

Так, консультант Джим Рестон (актер Сэм Рокуэлл), написавший о президенте – гонителе мини-юбок аж четыре разоблачающие книги, пафосно заявляет, что при личной встрече руки этой гадине не подаст. Подаст, конечно. С оттенком подобострастия на лице.

Ибо в нашем случае Никсон – усталый лев, которого из царей попросили, но львом он от этого быть не перестал, и гордая лань (это если не скунс) ему не ровня. Отсюда и снисходительность к малохольным, и самоирония небожителя: «Это вам на память, – говорит Никсон, фотографируясь с очередной фавориткой Фроста. – Повесите над камином, чтобы ваши друзья-либералы могли тренироваться в игре в дартс».

Словом, изобразив Никсона столь матерым человечищем в глазах интеллигенции Ховард «предал всё лучшее», и списать это на актера Френка Лангеллу (номинация на «Оскар» за лучшую мужскую роль) не получится. Короля, как водится, делает окружение, и факт того, что визави Никсона выглядят просто жалко, истинные намерения режиссера выдает с головой, тем более что и Майкл Шин (Фрост), и уже упомянутый Сэм Рокуэлл играют отлично.

Историю, однако, не перепишешь, и телевизионную дуэль с Никсоном Фрост выигрывает (с подсказки оппонента и по системе дзюдо, когда мощь противника направляется против него самого). Тем не менее прежней кинодогмы о бесстрашных репортерах, что вывели «хитрого Дика» на чистую воду из чистого долга, исторического противостояний власти пятой и власти первой в фильме нет и в помине. А есть – попытки некоторых людишек заработать на политических костях заслуживающего уважение человека.

Режиссер всячески подчеркивает, что шоуменом Фростом движет исключительно любовь к рейтингам и производному от оных – гонорарам, фотовспышкам и возможности столоваться в VIP-зоне. Этим он, к слову, Никсону даже глянулся: поединок двух тщеславий, где, по замечанию господина президента, «все средства хороши», властной натуре ближе, чем чистоплюйство либеральной прессы. Представителей оной Никсон вообще сравнивает с собаками, но, чтоб не обидеть последних, гладит таксу, демонстративно отвернувшись от фотокамер.

Время же, как и предупреждал Никсон, всех рассудило. Вот вы фамилию Фрост раньше слышали?

Что до фамилии Лангелла, – еще услышите. Рискнем предположить, что с момента релиза «Ф. против Н.» Никсон – это именно Френк Лангелла, как Калигула – Макдауэл или Шерлок Холмс – Ливанов. Это несмотря на весьма условное сходство с прототипом и то, что 15 лет назад Оливер Стоун рекрутировал на данную роль самого Энтони Хопкинса (Пакула во «Всей президентской рати» вообще предпочел отделаться хроникой, то есть Никсона сам Никсон и сыграл).

В 2007 году Лангелла уже получал за своего «хитрого Дика» театральную «Тони», и в фильм его взяли не глядя. Собственно, «Фрост против Никсона» – это экранизация той самой бродвейской прессы Питера Моргана с теми же Лангеллой и Шином, причем сценарий адаптировал для Ховарда лично автор.

Резюмируя вышесказанное, режиссера можно поздравить: он вернулся туда, куда сбежал в свое время от комедий и семейной фантастики, – к камерному жанру, шелесту кулис, уничтожающей силе крупного плана, к героям ушедшего времени и объяснению того, почему у этих героев не все получилось. А тем продюсерам, что вырвали Ховарда однажды для постановки коммерческого «Кода да Винчи», пусть воздастся разором и описью имущества: в эпоху моды на сеченый монтаж, режиссеров, умеющих рассказать историю под мерные щелчки метронома, надо ценить на вес золота и не отвлекать на всякое фуфло.

«Фрост против Никсона» – лучшая работа Ховарда. Другой вопрос, что это шедевр в себе, популярность фильма в массах сомнительна. Как заметил один из героев Довлатова, «политику не хаваем».

* Признан(а) в РФ иностранным агентом