Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
22 июля 2008, 08:58 • Культура

Цирк зажигает огни оперетты

Цирк зажигает огни оперетты
@ mosoperetta.ru

Tекст: Валентин Колесников

Тот факт, что век оперетты, хочется того или нет, остался позади, подтверждает даже репертуарная политика последней столичной цитадели жанра. Если оставить в стороне, что практически на регулярной основе сцена театра сдается в аренду под другие музыкальные проекты, то всё равно придется отметить следующее: конечно, на сцене идут и «Марица», и «Летучая мышь» – но это более или менее давние постановки.

Последние же премьеры театра, и взрослые, и рассчитанные на «семейную» аудиторию мюзиклы, причем современные, более того, написанные артистами театра для самих себя и для коллег.

А примадонна, живая легенда московской оперетты Татьяна Шмыга занята в двух проектах, в основе обоих – достаточно свежие сочинения ее супруга Анатолия Кремера.

Вершина жанра

Артисты балета делают сальто-мортале, крутят обручи, разве что тигров не укрощают. Солисты театра от них не отстают

В этом смысле премьера спектакля «Мистер Икс» – событие исключительное. Творчество Имре Кальмана – вершина развития жанра оперетты, безусловно, славного и другими именами (от классиков, Оффенбаха и Штрауса, до советских композиторов – Дунаевского, Милютина и еще многих).

Нельзя сказать, что оперетта, музыкальная комедия, совсем уж не котируется. До сих пор на премии «Золотая маска» существует номинация «оперетта-мюзикл», но и там появление классических названий – огромная редкость.

В этом году была, правда, «Сильва» – но уехала без наград. Московский же театр оперетты, в то время как его мэтры возмущаются засильем на родной сцене мюзиклов, сам предпочитает выпускать, и небезуспешно, спектакли, подобные «Маугли» Сташинского.

Оперетту в то же время ставят и в «серьезных» музыкальных театрах. Например, за последние несколько лет «Москва, Черемушки» Шостаковича появились в репертуарах петербургской Мариинки и московского музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко.

Однако существенное обстоятельство: в этих постановках первостепенное внимание уделено музыкальной стороне и уже затем – всем прочим, хотя нет сомнений, что оперетту любят за нехитрые репризы, зажигательные танцы и умение соединять то и другое с исполнением мелодичных куплетов.

За что?

Музыкальное качество нового «Мистера Икс» лучше не обсуждать. Не потому, что оно совсем уж ниже всякой критики.

Но, для начала, дела со звуком в здании бывшей частной оперы Зимина, где прописана Московская оперетта, обстоят таким образом, что уровень этого качества установить крайне затруднительно.

А во-вторых, как уже было сказано, оперетту любят (если любят) не за это. Премьера, сыгранная под занавес сезона, располагает к размышлениям – за что именно.

Не надо думать, что в оперетте, в отличие от оперы, которую сейчас ставят кто во что горазд, режиссеру негде развернуться. Мне доводилось, к примеру, видеть версию того же «Мистера Икс» Кальмана (в Саратовском театре музкомедии), где действие было перенесено в дореволюционную Россию.

Спектакль, о котором идет речь сейчас, на эти новомодные уловки не ведется. На сцене выстроен шатер цирка-шапито, расписанный видами старого парижского Монмартра с его непременным «опознавательным знаком» – «Мулен руж».

Этот город-цирк населен двумя видами обитателей: черно-белыми богачами-аристократами и кислотных расцветок цирковыми артистами. Богачи пафосны и глупы, артисты простодушны, отважны и жизнерадостны. Кроме одного. Вы знаете.

Олег Корж, надо отметить, выбивается из общего хора чисто опереточных голосов неплохим, хотя и не совсем соответствующим по тембру специфике его роли вокалом.

Но ему для «настоящего» Мистера Икс, какого практически любой зритель, за исключением, может, самых младших подростков (да и то не факт), знает благодаря известной киноверсии оперетты Кальмана с Георгом Отсом, а настоящие поклонники жанра еще и по более позднему телефильму Светланы Дружининой «Принцесса цирка», – не хватает харизмы.

У его партнерши, утонченной Теодоры Вердье в исполнении Елены Ионовой, напротив, харизмы (в опереточном ее понимании) с избытком, а вот с голосом проблемы.

Впрочем, то и другое совершенно неважно. Прежде всего потому, что их драматичная история любви (без которой оперетта окончательно превратилась бы в «оперетку») разыгрывается в перерывах между цирковыми аттракционами.

Артисты балета делают сальто-мортале, крутят обручи, разве что тигров не укрощают. Солисты театра от них не отстают – прыгают не хуже профессиональных акробатов, раскачиваются, пусть и не под самым куполом, на трапеции.

Все бегут, летят и скачут. На скаку поют, на бегу танцуют. Особенно усердствует клоун с повадками юродивого, открывающий и завершающий действие спектакля.

Он, видимо, символизирует что-то вроде ангела-хранителя цирка и одновременно – душу главного героя. Кроме этого двойника в клоунском гриме и еще одного, положенного Мистеру Икс по сюжету (напомним – поспорив с обманщиком-бароном, что без маски он сможет очаровать неприступную Теодору, Мистер Икс появляется в свете под именем графа Анри, а свой образ человека в маске для отвода глаз передает ассистенту), во время исполнения одной из арий заглавного героя на куполе шапито возникает тень – тоже, возможно, тень Мистера Икс.

В общем, совсем без фрейдистских и мистических подтекстов не обошлось. Хотя основное внимание всё-таки уделено не драматической подоплеке основного сюжета, а развеселому антуражу.

Вячеслав Шляхтов в роли злодея-барона с непременными для отрицательного опереточного персонажа усиками как вокалист совершенно не «звучит», зато как комический актер переигрывает всех своих партнеров. Что уж говорить про других второстепенных персонажей – они и срывают все основные аплодисменты.

А вот молодой и очень перспективный в плане именно вокала артист Павел Иванов, занятый, между прочим, в двух спектаклях Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко («Москва, Черемушки» и «Несчастье от кареты»), где он оказывается способен дать фору своим тамошним партнерам, оперным солистам, в «Мистере Икс» получил отрицательную роль третьего плана. Его певческие способности в «Мистере Икс», где, между прочим, есть что петь, не пригодились.

Но и в таком подходе к классическому материалу – когда играть живо и весело важнее, чем прилично петь, – есть своя правда.

Положа руку на сердце: если в том же успешном «Маугли» исполнителям требуется завоевывать публику незнакомым для них материалом (отчасти помогает лишь хрестоматийно известный сюжет), то в «Мистере Икс» достаточно только намекнуть на шлягерную мелодию или слегка обозначить известный и любимый с детства образ.

Остальное зритель доделает сам, сработает эффект узнавания – и удовольствие обеспечено. Как поют герои Кальмана, «жизнь, как видите, прекрасна – не осложняйте ее напрасно».