Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
15 июля 2008, 14:20 • Культура

Дива дивная

Дива дивная
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Сергей Беляков,
Александр Зернов

Нам, Ангелу и Бесу, как-то надоела мужская компания. В самом деле, то о Гришковце напишем, то о Викторе Суворове. У иного читателя уж и подозрение, поди, закралось: а все ли нормально у них с сексуальной ориентацией? Правда, мы существа бесполые и бесплотные, а потому нам в принципе все равно, кого хвалить, кого ругать. Но время восстановить справедливость все-таки пришло.

Очередной жертвой избрали мы самую яркую блондинку российского кино – Ренату Литвинову, благо она как раз выпустила в издательстве «Амфора» собственную книжку – «Обладать и принадлежать».

Ангел

Литвинова – уникальный феномен, дар природы. Но сама по себе она мало чего стоит. Скрипка Страдивари без скрипача не может произвести на свет ни одной ноты

Ее сравнивают с Гретой Гарбо, Марлен Дитрих и Мэрилин Монро. На самом деле Рената гораздо интересней и ярче.

За что мы любим Ренату Литвинову? Умная? Красивая? Талантливый режиссер, сценарист? Хорошая актриса?

Ума касаться не стану. Ангелам надлежит проявлять к людям милосердие и сострадание, об ином здесь говорить и не приходится. Литвинова красива, но кого теперь удивишь красотой?

Красота давно потеряла индивидуальность, превратившись в профессиональный стандарт не только моделей, но и секретарш, офис-менеджеров и даже продавцов-консультантов. В трафаретные 90x60x90 вмещается добрая половина девиц от шестнадцати и старше. А Литвинова, кстати, и под стандарт-то не подходит. Слишком худая.

Литвинова-сценарист еще в студенческие годы писала так «замечательно», что у педагогов зародилось сомнение: а владеет ли Рената русским языком? Ей в глаза говорили: «Такое ощущение, что читаешь плохой перевод».

Скажу сразу, повзрослевшая Рената лучше писать не стала. Почитайте ее ранние и поздние киносценарии и новеллы – не отличите, что написано голодной студенткой ВГИКа, а что – суперзвездой отечественного кино.

Литвинова-кинорежиссер вообще профнепригодна. Ее фильмы не просто бездарны, они как-то особенно, кричаще бездарны. Жаль, что «Богиня» так и не удостоилась нашей «Золотой клюквы» или американской «Золотой малины». Фильм как будто специально для этих премий и снимали.

Ну, актриса Литвинова по крайней мере талантливая? Актерский талант вещь столь эфемерная, что даже я у себя на облаках не решусь определить, кого Господь наградил этим даром, а кого нет. Ну, допустим, талантлива, что это дает?

Талантливых актрис у нас пруд пруди. Инна Чурикова куда талантливей. И Алла Демидова. И Нина Русланова. Даже Чулпан Хаматова талантлива, хоть и до тошноты надоела она даже мне, кроткому служителю Божию. Актриса Литвинова им всем в подметки не годится.

За что же тогда ее так любят? Напомню, что Грету Гарбо, Марлен Дитрих и уж тем более Мэрилин Монро любили вовсе не за актерскую игру.

Талантом перевоплощения эти красавицы не обладали. Рядом с Анной Маньяни или Вивьен Ли их никто и не ставил. Зато они были уникальны, ни на кого не похожи. Их не с кем было спутать. Внешность, голос, манеру вести себя даже самый невежественный и невнимательный зритель запоминал надолго.

Рената Литвинова уникальна, это уже стало аксиомой. Доказывать очевидную истину бессмысленно. Каждый, кто видел Литвинову в картинах Киры Муратовой, со мной согласится.

– Стоп, Ангел, ты ли это? От светлого ли Ангела слышу я хвалу Кире Муратовой, певцу извращений и пороков?
– Да, ты не ослышался, Бес. Попробую пояснить.

Литвинова – уникальный феномен, дар природы. Но сама по себе она мало чего стоит. Скрипка Страдивари без скрипача не может произвести на свет ни одной ноты. Нужен музыкант, желательно – музыкант, достойный уникальной скрипки.

Кира Муратова – великий мастер, маэстро. Литвинова-скрипка в ее руках превращается в ходячее произведение искусства. Да, это искусство служит злу, а потому, очевидно, должно порадовать Беса, если его профессиональная мизантропия не помешает ему отделить собственно искусство от китча.

Но ведь если бы Литвинова попала в другие руки, извините за тривиальность, но все же скажу, – руки талантливого, но доброго, религиозного и гуманистичного режиссера, она бы могла свершить бесчисленные деяния во имя Бога и во благо человека. Только нет сейчас в России такого режиссера и еще долго не будет.

Нельзя противопоставить Литвинову-актрису и Литвинову-сценариста. Все, что связано с Литвиновой, обретает особый аромат, как будто пропитывается редкими, драгоценными духами.

Ее сценарии невозможно воспринимать вне ее кинообраза. Читая «Офелию, безвинно утонувшую», вспоминаешь убийцу Офу – красное и белое, яркий макияж, красные перчатки, ослепительно белый халат (затем – белый плащ). Ангел смерти.

Алиса из новеллы «О мужчине» говорит, смеется, паясничает так, как может только сама Рената Литвинова. Другую на месте Алисы представить нельзя. Иначе все рухнет. Золото превратится в черепки.

В общем, читателю этого сборника сценариев и новелл могу порекомендовать, если вы еще не смотрели «Увлеченья», «Три истории», «Настройщика», «Два в одном», не открывайте книгу, а сначала купите несколько хороших дисков и посвятите самообразованию хоть несколько часов. Только потом читайте «Обладать и принадлежать». Тогда вы все поймете.

Бес

Много раз приходилось мне, нечистому, поливать помоями творения мегараскрученных граждан, в срочном порядке решивших написать книжки.

Ну, правда, тут есть одна сложность: иные «телевизионные деятели искусств», как говаривала в незабвенном мультике фрекен Бок, прекрасно понимают, что писатели из них – как из дерьма пуля, и нанимают толковых литературных негров, которые за определенную плату состряпают из записанных на диктофон бредней подчас удобочитаемые вещи. Такие произведения уж если и оплевываешь, так хоть с удовольствием. Есть что оплевывать.

А вот иногда на литературных неграх экономят. Иногда сами себя считают гениальными писателями и драматургами. Вот и пишут. И тем вводят в заблуждение не только род людской, но и адское сонмище.

Это все к тому, что, взяв в руки книжку Ренаты Литвиновой «Обладать и принадлежать», я, старый черт, отнесся к ней как к нормальному художественному произведению, о коих мы порой судачим с белокрылым за рюмочкой кагору.

Я страшно ошибся.

Каюсь, никогда поклонником творчества г-жи Литвиновой не был. Ну не вызывает у меня никаких симпатий скелетообразная блондинка с жеманно-манерным голосом умирающего от недоедания лебедя, чего греха таить.

Поэтому я просто открыл книжку да и стал читать. Сразу подивился на предисловие Киры Муратовой: она даже не соизволила сказать о тексте ни полслова, а все распиналась про синематографический гений Литвиновой. Ну да ладно, написала и написала. Читаю дальше. И понимаю: что-то не то.

Я прекрасно знаю, что ныне откровенное косноязычие и незнание русского языка очень модно называть индивидуальными особенностями автора, выгодно отличающими его от серой массы остального литературного быдла.

Но после отдельных перлов я просто впал в прострацию. Как вам такое: «Двигалась она женственно и небыстро, прическу имела кудрявую и ухоженную…» Она имела прическу, вдумайтесь.

Парой абзацев ниже:

«А что у вас за судьба, чтобы вы не хотели, чтобы они повторяли?» – трехсложно, как песню пропела, спросила Офа, настораживаясь».

Мастера вокала, поясните мне, темному: пропеть песню «трехсложно» – это как? Литературоведы, дайте справку: повторять «чтобы» через запятую – это нормально?

«Вы садитесь ко мне своей ровной спиной, прямо перед моим носом… потом вы уставляетесь куда-то вперед себя сквозь воздух, а потом вы начинаете что-то медленно строчить». Вам нужны комментарии? Мне – нет.

Дальше Литвинова вывалила на бедных читателей немножечко топорного фрейдизма, куда ж без этого: «Мой возлюбленный принес мне пистолет… А потом принес три пистолета, они лежали у меня долго, все заряженные… Но была история и с автоматом тоже». Автомат был, очевидно, с розовым бархатистым глушителем.

Ангел на этот раз прав. Ни в коем случае не нужно относиться к этой книжонке как к художественному тексту – его там нет. Это – слепок синематографической деятельности г-жи Литвиновой, изложенный на бумаге печатными буквами. Только вот я от этой самой деятельности совсем не в восторге.

Поэтому поклонники ее творчества, читая, будут, естественно, вспоминать соответствующие фрагменты соответствующего фильма и на «взгляды сквозь воздух» внимания не обратят.

Ну а люди нормальные, увидев на обложке изможденное лицо с томным взглядом, книжку не купят. Ну или, пролистав, тут же отбросят, прочитав что-нибудь вроде: «Раз так, то так. Раз так, то так. Девушка в белом. Иногда девушка в красном».

Благо таких перлов по страницам книги рассыпано великое множество.