Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.
Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.
Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.
Всего два фильма представляли Россию на Московском Международном кинофестивале. «Однажды в провинции» режиссера Кати Шагаловой и оригинальная трактовка пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» режиссера Сергея Овчарова. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Юлия Бурмистрова встретилась с создателями фильма Сергеем Овчаровым и Андреем Сигле, чтобы расспросить о том, как создавалась картина.
Сергей Овчаров не снимал девять лет. До этого сняв всего семь фильмов и несколько анимационных. Зато призов и премий за них получил немало – двадцать две награды, включая ММКФ (1993 год), Берлинской академии киноискусств (1996 год), Берлинского «Золотого медведя» (1999 год), Нику (1999 год).
И вот, наконец, новая картина «Сад», спродюсированная Андреем Сигле и его студией Proline Film, знаменитой тем, что активно поддерживает некоммерческое кино. Спорная, неожиданная трактовка породила множество споров на кинофестивале.
Сергей Овчаров говорит очень быстро и эмоционально. Рядом со спокойным и задумчивым Андреем Сигле они, дополняя друг друга, – будто единое целое.
– Девять лет кинематографического простоя и, наконец, фильм. Сколько Вы над ним думали? – Неделю. Я думал о фильме, который мог бы соответствовать моим представлениям об идеальном материале, и неожиданно, в одночасье, как молния озарила. Вот оно, произведение, которое я так хорошо знаю, хожу мимо него. Вцепился и за пять минут уже решил, как буду делать. Рассказал Андрею – он согласился за три минуты. Мы бросили один фильм и стали делать этот.
Все пробы у нас выглядели, как репетиции спектакля. Можно сказать, что мы сначала сделали спектакль
– Вы делали в тот момент другой фильм? Какой? – Называется «Сокровище», по мифам народов мира. Мы остановили производство и включились в новый. Это была вспышка, молния.
– Вы сами пришли к Сигле с проектом первого фильма или он Вас нашел? – Я пришел. Это единственный человек, который у нас в стране занимается не продуктом, а кино. Других людей не вижу. Сигле – революционер. Занимается авторским кино, двигаясь в сторону искусства, в то время, когда слово «продукт» превыше всего. При этом он великолепный композитор!
– Как подбирали актеров? – Все пробы у нас выглядели, как репетиции спектакля Можно сказать, что мы сначала сделали спектакль. Я не люблю мучить пробами артистов – это же издевательство над людьми, ты будешь, а ты не будешь.
Мы сняли все репетиционные, пробные версии, которые, пожалуй, даже интересней, чем фильм. Мы закрывались на ключ в комнате, оббитой черной материей, и у нас были интимные хеппенинги. Пробуя проникать в суть Чехова, осторожно пробовали пьесу.
– Фильм невероятно ансамблевый. Всё как единое целое. Разве что, на мой придирчивый взгляд, Гаев… – (перебивает) Это Вы не соглашаетесь с фарсовой направленностью фильма! Вы не осознали героя. Человек, который говорит мягко, ласково, всё время добрый, подкаблучник, пытается говорить о высоком или возмущаться. Но при этом полное ничтожество. Благодаря таким людям мы получили такие огромные жертвы. Из-за таких людей – безвольных, клоунов, циркачей. Гаев очень разнообразный, парадоксальный. Может, он Вам просто не близок, непонятен.
– Мне показалось, что, в отличие от остальных, он играет искусственней… – (снова перебивает) Да, играет! А что, люди в жизни не играют? Я исходил из того, что в актере есть самолюбование. Актеры же разные, со своими человеческими качествами. Кто-то капризный – я капризы использовал, кто-то эмоционален – значит, на этом построю.
Мы все такие. Герои фильма – не актеры, а мы с вами. Те, кто за фильмом находится. Гаев же не выписан у Чехова до конца. У него отрицательно сатирический персонаж, а актер внес много нежного и доброго.
– Про ансамблевость я хотела спросить вот что. Было ли какое-то кодовое слово или действие, позволяющее всем настроиться на одну волну? – Чехов! Мы провели большой подготовительный период в репетициях и обсуждениях. Мы читали его письма, знали, какой период жизни был, когда он писал пьесу.
Чехов взывал, почти кричал: «Я написал водевиль, почти фарс. Не нужно меня рядить в одежды плакальщиц». «Сколько можно лаять собакам, кричать воронам, – говорил он Станиславскому. – Что за реализм?»
У него магический реализм, поэтический, почти опера. Это мы и используем. В нашем фильме есть постепенное изменение фарса на трагедию. Когда писал Чехов, кино было пошлым и мерзким, но он придумал новое кино. У нас начинается с немого кино, потом театр, а потом постепенно в русское кино переходим.
– Вы давали свободу артистам? – На репетиции – да. На съемочной площадке – нет.
– Вы деспот? – Один раз палку схватил, но не ударил. Нужно быть жестким, иначе картинка развалится.
– Вы вынесли второстепенных героев на первый план, появился другой акцент. – У Чехова так всё написано, что снимать отдельно не получается. Они действуют одновременно. Говорят, не слушая друг друга, а внешне – они общаются. А с другой стороны, это элемент театрализации. Это важный момент.
У нас существует четырехчасовая версия, где полный текст пьесы. Трехчасовая, двух – всего 16 дисков. Каждый диск в своем формате, в своем времени. Тянул из последних сил сколько мог, разорял продюсера, но остановиться был не в силах, чтобы из этого космоса не улетать. То, что показано на фестивале, – полуторачасовая версия.
– Почему классика, потому что современных историй хороших нет? – Чехов писал в страшных мучениях, физиологических и духовных. В чудовищном одиночестве он начинал превращаться в почти святого, эльфа. Его пьесы – духовное завещание. Очень важно вочеловечиться, избавиться от хамства, жлобства, стяжательства, эгоцентризма, одичания. Только классика несет в себе это по-настоящему.
– Фильм очень красивый. Невероятные съемки сада, имения. То, как падает свет. Кто художник? – Это не эталонная копия же еще. Будет другая копия, и еще, а потом будет эталон. А работал начинающий художник Дмитрий Малич-Коньков. Но всё создано при моем участии. Он хороший художник, но многое не понимал, сопротивлялся, приходилось самому делать. Эстетизацию театра в кино приходилось мне делать. Из скромности написал в титрах, что при участии, а можно было и без приставки писать.
А с самим садом невольно получилась эдакая акция. В Павловске вырубили вишневый сад, чтобы посадить новый. Мы выкупили деревья и покрыли цветочками. Так вышло, что дали убитому саду вторую жизнь, вторую весну. Только одно дерево было живое.
Также несколько вопросов я задала продюсеру и композитору фильма Андрею Сигле. Андрей удивительный человек – высокообразованный, спокойный, точно знающий, что нужно делать. И всё, что он делает, он делает в первую очередь не ради денег, что может показаться странным при его профессии продюсера. Мы встречались с ним уже несколько раз, когда говорили о сериале «Преступление и наказание» и фильме Сокурова «Александра». И каждый раз я очаровываюсь его мудростью и спокойствием.
– Сергей рассказал, как Вы быстро согласились снимать. Так всегда происходит? – Это редкость. Однажды вечером он позвонил и сказал: «Приезжайте, у меня есть грандиозная идея!» Приехал, мы поговорили, и через пятнадцать минут всё было решено.
– Что было решающим? Оригинальная идея? – Не слова и не образы, а те глаза, горевшие восхищением, восторгом и любовью к Чехову. Я всегда рад работать с большими мастерами. Для меня это главное, когда режиссер горит желанием делать кино.
Овчаров – уникальный человек, режиссер со своим мироощущением. Я был очень удивлен, узнав, что он не снимал девять лет. Обидно, когда режиссеры подолгу не снимают кино, а наша общественность глуха. Девять лет простоя, но почему-то не было ни набатов, ни возгласов – куда уходят классики?
Почему появляется масса режиссеров, называющих себя так? От печки, от сохи, непонятно откуда, из рекламного бизнеса. Вешающие на себя бейджики «режиссер», снимающие, гадящие нам на экраны, оболванивающие людей. Мне кажется, это преступление.
– Овчаров очень эмоционален. Как он репетирует? – Он готов убить за Чехова кого угодно. Со стороны абсолютный деспот. Добивается, выжимает по капле раба из актера. А ведь театральные актеры очень сложны для кино. Во-первых, они всегда тянут одеяло на себя. Даже если маленькая фраза, они будут ее произносить так, чтобы максимально дольше быть в кадре. У них более широкая эмоция, не чувствуют крупных планов, эмоции другой жирности. Они же еще и с гонором, подчиняться не хотят, и Овчаров объезжал их твердой рукой.
– А пряник давал? – Пряником был Чехов. Возможность участвовать в таком большом проекте. Оказалось, что у них аристократизм глубоко есть. Раневская – Анечка (Анна Вартаньян) – удивительная. Но знали бы вы, как это всё выращивалось!
Для того, чтобы быть человеком, нужно трудиться. Для того, чтобы понять или просто начать читать классику, – нужно заставить себя. Овчаров плотно трудился с актерами, а теперь очередь зрителя.
– Какой будет прокат, рассчитываете ли Вы на кассовый успех? Покажут ли по телевизору? – Для меня не существует теле- или киноформата. Например, «Преступление и наказание» – большое кино, а не сериал. Мы снимаем на пленку, очень серьезно подходя к каждому кадру. Просто показ по телевизору дает большую аудиторию.
У кино, и у телевидения существует воспитательная функция, про которую почему-то забыли. У нас растут дети, да и взрослые не всегда читают и смотрят то, что делает человека человеком. Фильм – наш вклад в дело образования, очеловечивания русского народа. Мы понимаем, что несет в себе телевидение, и если есть возможность обернуть оружие и использовать для себя, это нужно делать.
Приложу все силы, чтобы фильм был показан. Первый канал идет на то, чтобы показывать серьезные фильмы, пусть в некой резервации, закрытый показ, но это всего лишь первый шаг.
А насчет проката – думаю, он будет ограниченным. Я не представляю себе огромное количество копий по всей стране.
– У Вас очень разная музыка во всех фильмах, и это понятно. Что было опорой для написания музыки к фильму «Сад»? – Главное – найти нужную интонацию. Мы с Овчаровым были в творческом союзе с самого начала – я смотрел репетиции, читал письма Чехова, понимал, что он хочет, был в материале. Надо было просто слушать и записывать.
Получилось много разножанровой музыки. С одной стороны – создающая настроение эпохи, с другой – помогающая драматургии картины. Основное же звучит на титрах – там я уже позволил себе развернуться. Некое ощущение ушедшего, потерянного, возможно, безвозвратно, для нашей культуры, нашего наследия. Есть элементы Чайковского, Рахманинова, Прокофьева. Такое подношение нашим классикам, которые почему-то находятся в забвении.
– Какие проекты Вы сейчас еще готовите? – С Сокуровым запускаем фильм «Фауст». Со Светозаровым обсуждается возможность запуска «Бесов», с Овчаровым будет либо «Мертвые души», либо «Чевенгур».
С Аней Фенчанко мы запустили «Подписку о невыезде». Это молодой московский режиссер. Она принесла сценарий, я прочел, был в восторге и понял, что надо делать. Надо находить и поддерживать молодых.
– Расскажите про «Фауста». – Большой интернациональный состав актеров. Мы замахиваемся и на голливудских звезд. Снимать будем в Ватикане, Германии, Исландии и России. Думаю, что проект поразит многих. Наш Фауст – это Фауст Сокурова и Арабова, Томаса Манна и Гете. Убежден, что это будет грандиозно.
От актера
Также мы обратились с вопросом к Игорю Ясуловичу, сыгравшему в фильме «Сад» роль Фирса.
– Роль Фирса знаменитая и знаковая. Как происходила работа над ролью? – Я получил огромное удовольствие, потому что впервые за много лет попал на площадку, где репетировали столько, сколько необходимо.
Об этом сегодня забыли в кино. Я благодарен авторам за созданные условия работы над ролью. Благодарен коллегам, с которыми мы работали, добиваясь необходимого результата.
Не актерское дело – формулировать персонажа. Актерское дело – послушать режиссера, понять, в чем совпадаем, попробовать нащупать «болевые точки».
Возраст уже почти совпадает – мы что-то пожили, увидели, сообразили. Помимо того, что надо вчитываться в то, что написал Чехов, нужно вглядываться в сегодняшний мир. Мы пытались снять современное кино.
Одним из главных успехов российской экономики в 2025 году стало взятие разгоняющейся инфляции под контроль. Еще в начале года жесткая политика ЦБ по ставке – а регулятор довел ее до рекорда в 21% – казалась многим чересчур жесткой. Однако результат к концу года показал эффективность этой политики. Несмотря на это, инфляционные ожидания россиян растут. Что будет с ценами и ключевой ставкой в новом году?
Подробности
Минюст США опубликовал новую порцию рассекреченных документов по «делу Эпштейна». При этом то, что подчиненные Дональда Трампа пытались скрыть, внезапно стало общедоступным из-за технической ошибки. Все это грозит кончиться для Трампа плохо. А для России, скорее хорошо.
Подробности
Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?
Подробности
Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.
Подробности
В результате взрыва в Ставрополе погиб Заур Гурциев – ветеран СВО и руководитель воздушной части операции по освобождению Мариуполя. В момент взрыва рядом с ним находился еще один человек.
Следствие рассматривает несколько версий произошедшего, в том числе теракт. Эксперты допускают, что взрывное устройство мог принести второй погибший, которого втемную использовали украинские спецслужбы, а взрыв мог быть осуществлен дистанционно.
Подробности
Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.
Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.
Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что уходящий 2025 год может стать последним мирным годом для Европы, причем это связано не с Россией. Что он имеет в виду?
В новом массиве документов по «делу Эпштейна», опубликованных Минюстом США, много позорного, смешного и подозрительного. Этого хватит, чтобы через год с небольшим президенту Дональду Трампу объявили импичмент. Но для России от такого исхода дела будет польза.
Владимир Зеленский заявил, что часть так называемых гарантий безопасности, которые США предоставят Украине в обмен на прекращение конфликта, будут частично засекречены. Несмотря на это, понятно, о чем идет речь: Зеленского хотят обдурить.
В информационном поле зачастую встречаются переименованные Украиной названия населенных пунктов, расположенных на исторических территориях России. Как правильно их называть и писать? Официальные российские названия этих городов и сел – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Чем цифровой рубль, вводимый в России как еще одна форма национальной валюты, отличается от безналичного? А главное – в чем его преимущества? Об особенностях цифрового рубля – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Ранее служившие в российских силовых структурах граждане России уже в статусе гражданских лиц имеют право стать резервистами Минобороны РФ. Какие задачи выполняют резервисты и при каких условиях – в инфографике газеты ВЗГЛЯД
Салат – неотъемлемая часть праздничного стола. Он становится центром притяжения, создает уютную атмосферу и объединяет застолье. Встречая 2026 год – год Лошади, сделайте акцент на удаче и процветании. Подкова – сильный символ счастья – станет идеальной формой для главного салата. Наша подборка закрывает все сценарии: от классических до легких ПП-вариантов и быстрых рецептов.
Вера Алентова – имя, ставшее символом целой эпохи в отечественном кинематографе. Народная артистка России, обладательница Государственной премии СССР, она навсегда вошла в историю благодаря невероятной эмоциональной глубине, с которой воплощала на экране судьбы своих героинь. Ее творческий путь – это более пятидесяти ролей в кино и десятилетия верного служения сцене Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. От пронзительных драм до искрометных комедий – каждая работа Алентовой является мастер-классом актерского перевоплощения. Вспоминаем лучшие фильмы с Верой Алентовой, которые составляют золотой фонд российского кино.
Чтобы получить богатый урожай с минимальными усилиями, опытные садоводы советуют согласовывать работы с природными циклами. Лунный посевной календарь на 2026 год – это ваш персональный гид по благоприятным дням для посадки, обрезки и ухода за растениями. В нем учтены фазы Луны и ее положение в знаках зодиака, что поможет повысить всхожесть семян, улучшить приживаемость рассады и в итоге собрать больше овощей, фруктов и ягод. Все, что нужно знать для планирования успешного сезона, в этом подробном руководстве.
Весьма неприятный подарок под Новый год преподнес Дональд Трамп главе киевского режима Владимиру Зеленскому: президент США потребовал провести на Украине президентские выборы. В Киеве до последнего времени отказывались проводить голосование, выдвигая для него неприемлемые условия – но на этот раз Зеленскому будет сложно отвертеться от выборов.
После коррупционного скандала и бегства приятеля Владимира Зеленского и совладельца его студии «95-й квартал» Тимура Миндича могут всплыть свидетельства о причастности самого Зеленского к масштабной коррупционной схеме, благодаря которой огромные суммы оседали в карманах ключевых украинских чиновников.
Украинская энергосистема погрузилась в хаос, по всей стране начались масштабные отключения электричества. Это стало результатом ударов ВС РФ по энергетической инфраструктуре Украины для осложнения работы украинского ВПК и военной логистики.
Цикл видеолекций и статей о ярких и спорных событиях отечественной истории, охватывающий период от Древней Руси до «мюнхенской речи». Рассказываем о героях эпохи с юмором и фактами.
Классический русский репортаж – победы и испытания, признанные герои и на первый взгляд незаметные труженики, обстоятельные и драматические очерки жизни в практически всех регионах России. Спецкор Юрий Васильев ведёт непрерывную хронику жизни нашей страны.
«Слово ветерана» – серия интервью, в которых ветераны СВО делятся личными историями о возвращении к мирной жизни. Их рассказы содержат как практические советы другим ветеранам, так и помогают понять глубину переживаний и трансформации личности бойцов, прошедших испытание войной.
Цикл статей и авторских колонок и графических материалов, посвященных теме защиты национальных интересов России и сохранения социокультурной идентичности в условиях внешнего давления.
В канун Нового года газета ВЗГЛЯД предложила читателям написать письма бойцам на фронт. Откликнулись люди разных возрастов из России, Белоруссии, Казахстана, Германии, Индии и др. Письма были опубликованы и отправлены бойцам в зону СВО.
Интернет-журнал vzdigest.com с адаптированными под англоязычную аудиторию аналитическим статьями и мнениями по проблемам международной политики, экономики, социальным и культурным вопросам. Цель проекта – преодоление языкового и культурного барьера в донесении российского взгляда на ключевые проблемы современности.
Известные политические и общественные деятели, а также обычные граждане России самых разных профессий – от учителей до спортсменов – отвечали на вопрос, зачем участвовать в голосовании на выборах президента 2024.