Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

6 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

2 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

8 комментариев
19 июня 2008, 09:23 • Культура

Такой футбол нам не нужен

Такой футбол нам не нужен
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Валентин Колесников

Фильм открывается перечислением организаций, принявших в проекте посильное участие, среди них и Российский футбольный союз. Далее следует еще более трогательное предуведомление: «Всем, кто верит в российский футбол, посвящается». Создается определенный настрой на «Игру».

Чтобы не оказаться в дураках, лучше знать заранее, что собой представляет фильм Рогожкина на деле.

Особенности национального спорта

Смеха в «Игре» нет совсем. Сколько же можно смеяться над Булдаковым, изображающим алкоголика?

Александр Рогожкин – главный в постперестроечном кино специалист по особенностям национального характера. Поначалу он прогремел с комедиями «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки».

Затем продолжил свои культурологические исследования, облаченные в незамысловатую форму кинокапустника, в «Операции «С Новым годом!», далее снял достаточно серьезный фильм «Блокпост».

Но и в том и в другом случае темы не забросил: в «Операции» наглядно, в тех же формах, что в «Рыбалке» и «Охоте», и даже с теми же артистами, демонстрировались особенности национального праздника, во втором – особенности национальной войны.

Причем во всех вариантах эти самые «особенности» были одними и теми же. Они сводились к общеизвестному «наливай да пей».

Что я, человек, бесконечно далекий от спорта, не видевший за всю свою жизнь от начала до конца ни одного матча даже по телевизору и ни разу не бывавший на стадионах иначе как на эстрадных концертах, до сих пор знал о футболе?

Конечно, слышал о договорных матчах, предполагал, что футболисты – тоже люди и у них есть свои маленькие человеческие слабости.

Но уж во всяком случае предполагал, что в основе образа жизни футболиста, да еще во время тренировок, – жесткий режим, здоровый рацион. И что менеджмент и персонал работает не щадя сил, чтобы создать для подготовки будущих чемпионов максимально благоприятную обстановку, несмотря на крайнюю, особенно до недавнего прошлого, ограниченность в средствах.

Не питал я иллюзий и насчет того, что некоторые менеджеры могут приворовывать. Но режиссер Александр Рогожкин и продюсер Алексей Учитель открыли мне глаза на моменты, о которых я не мог и подумать.

Омский «Газмяс» forewer!

Само собой, «Игра» – комедия, а не реалистическое изображение футбольных будней (фото: kinopoisk.ru)
Само собой, «Игра» – комедия, а не реалистическое изображение футбольных будней (фото: kinopoisk.ru)
Завязка сюжета – захват на тренировочной базе помещения с формой для футбольной команды. Захватчицей оказывается уборщица базы по имени Маша.

Вообще-то она филолог и пишет диссертацию о профессиональных жаргонизмах футболистов, но гуманитарный склад ума не мешает ей быть футбольной фанаткой.

Спортивный жаргон – тема на самом деле совсем не для юной девушки, как бы ни была она увлечена наукой и предметом своего исследования. Впрочем, если дело доходит до терроризма, тут уж, видно, гоголевский случай: «для науки я жизни не пощажу».

Поводом для акта отчаяния Маши стал обман директора команды М.Д. Звонова: Михаил Дмитриевич, таково полное имя М.Д. Звонова, обещал уборщице билет на полуфинал, но отдал его своей полюбовнице, а девушка-филолог ответила захватом помещения.

От первого впечатления, что сценаристы явно не заботились ни о каком правдоподобии, ни даже хотя бы о том, чтобы зрителю было смешно, лучше отойти побыстрее, потому что дальше – больше.

В подвале тренировочной базы обнаруживается склад советских денежных купюр на общую сумму в несколько миллиардов (!) рублей. Это выигрыши бывшего завхоза команды на тотализаторе. Сам завхоз уехал на историческую родину, а деньги почему-то забыл.

Почему – неважно, важно, как это он так точно умел угадывать исход матча.

И тут на экране появляется любимый артист режиссера Рогожкина – Алексей Булдаков. Это его герой, в прошлом хирург-костоправ Эрнест Карлович, а ныне спившийся сторож Карлуша, предсказывал корыстолюбивому завхозу результаты соревнований.

Как предсказывал? А как это еще может быть у Рогожкина с его представлениями о «национальных особенностях»?

Правильно. В фильме даже рецепт озвучен: сначала пиво, потом красное крепленое вино и затем водочка. Прознав про рецепт, М.Д. Звонов тоже решает нажиться, подпаивает Карлушу, вызнает счет предстоящего финального матча, а чтобы сорвать куш покрупнее, обращается к мафиози Азису.

Впрочем, сюжет пересказывать смысла нет. А вот на некоторые детали внимание обратить стоит.

Положим, то, что у Карлуши-Булдакова от последовательного употребления пива, вина и водки открывается «третий глаз», – еще ничего.

Удивительно, что массажист Петрович, гуру и колдун, перед и во время игры «настраивает» команду на победу примерно тем же способом.

Тот рецепт, видимо, сложнее, и его скрывают, но в емкостях, из которых Петрович подпаивает русских футболистов во время игры, вряд ли безобидная жидкость.

В фильме есть эпизод, где Петрович вспоминает, как однажды в Кении из русского флакончика случайно хлебнул чернокожий футболист: с непривычки он тут же впал в эйфорию, стал плясать и свои же товарищи еле увели его с поля.

Мало того, перед выходом команды на поле Петрович запирается один в раздевалке и ворожит: плюет в ботинки игроков, брызгает на форму какой-то неведомой жидкостью, а когда они заходят переодеваться, до каждого дотрагивается, причем разными способами – с индивидуальным подходом.

Если кто-то после этого еще не поверил в будущее российского футбола, создатели фильма припасли образцы спортсменов будущего поколения. Это два воспитанника расположенного недалеко от спортивной базы интерната для умственно отсталых детей.

Два воспитанника этого заведения внесли свой вклад в развитие русского футбола по Рогожкину. «Сильна Россия идиотами», – философически замечает по ходу дела М.Д. Звонов.

Игра без правил

Совсем без романтики нельзя и в спорте – в футбол, как и в хоккей, играют настоящие мужчины. Такой мужчина в фильме – герой Коля Касаткин, администратор, помощник, правая рука М.Д. Звонова. Честный – копейки командной не возьмет. Скромный – не лезет вперед, лишен болезненных амбиций. Ответственный – что сказал, то сделает. Правда, в футбол сам не играет.

Неудивительно, что для тех персонажей, которые на поле не выходят, Рогожкин тоже не забыл об известной «национальной особенности»: чтобы успокаивать нервы во время трансляции ответственных матчей, на базе припасен целый шкаф горилки, и малейшая пауза в игре используется, чтобы по-быстрому добежать до заветного шкафчика.

То есть в «Игре» собственно игры нет. Из всей футбольной команды вообще выделен только один участник – персонаж Александра Лымарева.

И кстати, это единственная хоть сколько-нибудь по-человечески сыгранная роль.

Остальные артисты, в том числе уважаемые и именитые, – Юрий Степанов (М.Д. Звонов), Кирилл Пирогов (тренер), Даниил Страхов (мафиози Азис) – как будто отбывают каторгу, до такой степени через силу произносят бредовые и ничуть не остроумные диалоги своих героев.

Само собой, «Игра» – комедия, а не реалистическое изображение футбольных будней (по крайней мере, хотелось бы в это верить). И все в фильме – сатира на действительность, где, как у Гоголя, положительным героем может быть только смех.

Однако как раз смеха в «Игре» нет совсем. Ну ровным счетом ничего смешного. Сколько же можно смеяться над Алексеем Булдаковым, изображающим алкоголика?

Вот только многое остается непонятным. Зачем браться за подобные проекты Алексею Учителю, создателю «Мании Жизели» и «Дневника его жены»?

Зачем Футбольному союзу поддерживать и «освящать» своим именем эту неумелую сатиру на себя же?

Зачем, наконец, режиссеру Рогожкину из фильма в фильм тиражировать одни и те же фишки, надоевшие уже и зрителям, и актерам? Зато ясно одно: такой футбол умом не понять, в него можно только верить.

..............