Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

2 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
13 марта 2008, 13:02 • Культура

Руководство к выживанию

Руководство к выживанию
@ sxc.hu

Tекст: Ольга Балла

Вот уже шестнадцатый год «НЛО» занимает особую культурную нишу (оно же её, кажется, и создаёт). Похоже, эту нишу оно сейчас не делит ни с каким другим изданием. Разве что, впрочем, со своими «смысловыми спутниками» – «Неприкосновенным запасом» и «Теорией моды» – журналами того же издательства.

«Нас ведь никто не учил этому, не соблазнял, не развращал. Мы сами дошли. И даже и не дошли, а будто в воду – свежую, текучую, плескучую – кинулись безоглядно, упали, обнявшись крепко, и не разбились, не разняли рук, сомкнутых друг на дружке. Нас ведь не учили, мы не знали, как это делается. Мы просто изнемогали, прижавшись друг к дружке; и чтобы от этой продлённости сладкого такого изнеможения сердце не лопнуло, как яблоко – от жара огня; мы – языками, губами, коленками, животами, руками, пальцами, тайными местами – друг дружку, друг в дружку, друг дружке…»

Нас никто не учил

В последнем номере, кстати, завёлся особый библиографический раздел: «Халтура». Радостно видеть…

Да, «Новому Литературному Обозрению» – а цитата именно оттуда – и такое тоже интересно. То есть, на самом деле – это из повести Фаины Гримберг «Мавка».

А цитирует её Александр Чанцев в статье о лесбийском дискурсе – скрупулёзнейшей, научной, въедливой, основательной – других текстов здесь, кажется, и вовсе не бывает.

Нет, предмет интереса «НЛО» – никак не «скандальное» и «запретное». И даже не «странное» и «маргинальное» (хотя это уже, вообще-то, ближе к делу): более всего этот журнал интересует история смыслов.

Их источники, метаморфозы, вообще всяческие приключения между возникновением и тем роковым моментом, когда специалисты-теоретики отловят дикорастущий смысл, истолкуют, очистят, закрепят, засушат…

Кстати, процесс истолковывания, закрепления и засушивания журналу тоже очень интересен. Живой ведь процесс, на самом-то деле. Со своей логикой и своими неожиданностями.

Да, журнал строго научный: один из самых качественных сегодня, по-моему, научных журналов. Во всяком случае, из тех, что посвящены литературе, её истории, теории и обширным социальным и культурным окрестностям. Но главное в нём – не то что бы не это, а – не только это.

У «НЛО» весьма определённый адресат: гуманитарная интеллигенция с либеральными ценностями и «западническими» симпатиями.

Так вот, задача его – не только (может быть, и не столько?) шлифовка теоретического инструментария для понимания литературного процесса. Она ещё и в том, чтобы снабдить нынешнего критически мыслящего интеллектуала-гуманитария инструментами самоопределения. Выработки и защиты своей позиции в мире и в обществе. Дать ему руководство к выживанию. Причём – сугубо научными, аптекарски-точными средствами. Без публицистики. В каком-то смысле – без идеологии.

Да: так нас этому, наверное, никто не учил.

И что нам хотят сказать?

Литература здесь – только повод и материал для того, чтобы говорить – даже не о культуре, но о человеческой природе (Фото: ruslania.com)
Литература здесь – только повод и материал для того, чтобы говорить – даже не о культуре, но о человеческой природе (Фото: ruslania.com)

Вообще-то, очень многое. Журнал хорош, помимо всего прочего, своей энциклопедичностью и ещё тем, что действительно предпочитает сюжеты неожиданные.

Скандальность, вызов – почему бы и нет? Всё, что проблемно, переходно, неудобно, что ломает рамки или, напротив, претендует их создавать. Фаддей Венедиктович Булгарин, например, – персона куда как неудобная.

Ему за это – целый раздел с характерным названием: «Булгарин как вызов». Или та же «лесбийская социальность», с которой мы начали. Ей в последнем номере тоже посвящён особый раздел. Там её рассматривают, каждый со своих позиций, филолог и социолог (она же – лесбийская поэтесса Галина Зеленина и непосредственный участник).

Эдакая «объёмность» взгляда – вообще специфика «НЛО». Как, впрочем, и стремление проследить движение чего бы то ни было от исключения и скандала – к так называемой «норме» или «мэйнстриму». Тем самым обнаруживается историчность «нормы» и условность «мэйнстрима».

«НЛО» занимают смыслы в становлении, в динамике. О чём бы здесь не писали, во всём – основной, сквозной, «магистральный» сюжет. Это – история смыслов и взаимодействие их с так называемой жизнью: с предсмысловым и постсмысловым материалом.

С тем, из чего возникает смысл как действенное, структурированное понимание – и с тем, во что он отвердевает, когда перестаёт быть предметом обновляющей рефлексии: с культурными и социальными условностями, простодушно принимаемыми (пока учёные заново не проблематизируют) за само естество вещей. Так получается две вполне переплетающихся линии: история самих смыслов – и того, как их улавливают и толкуют профессионалы.

Литература здесь – только повод и материал для того, чтобы говорить – даже не о культуре, но о человеческой природе, спроецированной на культурные условности. О том, что она очень во многом создается ими – и помимо них, в конечном счёте, вряд ли существует.

А какое всё это имеет отношение к нашим личным смыслам? Самое прямое.

Кое-что о неявном: идеология без идеологии

С идеологией здесь, собственно, как раз всё в порядке. Очень явная получается идеология. Просто она неявно осуществляется. Неидеологическими средствами. В каком-то смысле – без идеологии вообще.

Вот например: в числе излюбленных предметов внимания журнала – раннесоветская история. Точнее, то, как складывался «советский гуманитарный канон» в первые два десятилетия после революции и что происходило в отношениях между думающими людьми и властью.

К этим сюжетам «НЛО» возвращается снова и снова. Об этом писали в 50-м номере, в 53-м, 54-м, 78-м, совсем недавно – в 86-м. И вот опять: самый первый раздел недавно вышедшего 88-го номера посвящён советскому «академическому марксизму» 1920–1930-х годов. Тому, как одна теория, совсем ещё недавно бунтарская и авангардистская, пыталась создать себе солидную академическую нишу по вполне типовому образцу, и что из этого вышло. Называется он «Испытание методом: «Новая наука» и кризисы советского утопизма».

С научной основательностью здесь опять-таки всё очень хорошо. Александр Дмитриев пишет о западном контексте «академического марксизма», Оксана Булгакова – о том, каково было теории очутиться в столь характерной для минувшего века роли утопического проекта. Публикация мемуарных заметок «академического марксиста» Михаила Лифшица, писанных им для себя, представляет, так сказать, «человеческую» сторону процесса. Даже его человеческую трагедию.

А вот слово «испытание» наводит на мысль о том, что у сказанного есть сильный этический подтекст. Примерно такой: интеллектуальное усилие – это этически значимое действие. И занимаемая в его результате позиция, хотя бы и чисто теоретическая – тоже. Всё это не остаётся без последствий для судьбы человека и качества его личности. Попросту: мышление создаёт человека.

Более того: на те же мысли наводят разделы «Хроника современной литературы» и «Библиография». Там, казалось бы, только о книжках, а на самом деле – об интеллектуальной добросовестности. О том, что она – ценность этического порядка. В последнем номере, кстати, завёлся особый библиографический раздел: «Халтура». Радостно видеть.

И тему утопии (тоже, кстати, одну из устойчивых здесь) «НЛО» предпочитает, по-моему, из каких-то очень близких к этому соображений. Особенно советскую утопию как тип мышления и отношения к жизни.

Нам всё это не просто очень близко – это у нас в крови. И когда Илья Кукулин пишет о «социальном воображении» кумиров позднесоветской интеллигенции братьев Стругацких и, шире, «альтернативном социальном проектировании в советском обществе 1960-х – 1970-х», а Ирина Каспэ – о том, как воспринимали Стругацких советские и постсоветские читатели, – это всё о том же: о внутренних источниках свободы и несвободы.

А в 87-м номере был блок материалов о том, как власть приручала науку: она это, знаете ли, во все времена делала. В данном случае речь шла о «природознании в придворной культуре Западной Европы в эпоху интеллектуальной революции XVI–XVII веков» и о том, как чувствовали себя поэзия и наука – в частности, в лице Ломоносова – при дворе Елизаветы Петровны. Тоже весьма поучительно.

Это о том, что интеллект способен быть источником и независимости, и ух какой зависимости. Тоже во все времена.

Дело, получается, не в интеллекте. А в том, что глубже его. В ценностном выборе, например.