Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы, вне всяких сомнений, бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может оказаться недостаточно для того, чтобы европейские страны предали гегемона, – слишком велика зависимость от США.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

15 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

10 комментариев
17 февраля 2008, 11:56 • Культура

Реклама – двигатель поколения

Реклама – двигатель поколения

Реклама – двигатель поколения
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Николай Кириллов

Статья Андрея Архангельского «Поколение проигравших» спровоцировала полемику о культуре нынешних молодых. Вчера статьей «Право на пафос» Булат Назмутдинов ответил от лица 20-летних конформистов и соглашателей. Сегодня в спор вступает Николай Кириллов, предлагающий определять особенности поколений через маркетинговые пристрастия, когда реклама оказывается двигателем не только торговли, но и самосознания.

В одном из номеров глянцевого журнала «Город женщин», ныне, кажется, уже почившего, в середине 2006 года, была опубликована статья, посвященная поколению 30-летних. Не без пафоса автор утвердил, что поколение это сформировалось.

Низвергать истины – это здорово. Стремление к этому стало еще одним мифом…

В основном тексте статьи определялись поколенческие черты, затем была галерея портретов. От лица 30-летних выступали музыкант Диана Арбенина, писатель и поэт Глеб Шульпяков, драматург Иван Вырыпаев.

Арбенина рассказала, как она приучила свою мать воспринимать ее такой, какая она есть, Шульпяков вспоминал советское детство, в котором товары были функциональны и равны самим себе, а Вырыпаев откровенно признал, что поколение 30-летних – это приспособленцы.

Пожалуй, с последней характеристикой нельзя не согласиться. Поколение не имеет ни возвышенных идеалов, ни особых устремлений, оно социально одобряемо. Что еще о нем сказать? Да нечего вроде.

Заставило обратить внимание «Города женщин» на 30-летних, конечно, то, что именно они являются целевой аудиторией издания. Почему издатели журнала выбрали именно эту аудиторию, тоже понятно. 30-летние – наиболее активная в экономическом плане группа населения, люди с высокой покупательной активностью.

Вероятно, платежеспособность – главное, чем отличаются сегодняшние 30-летние. Факт того, что поколение может быть описано только в маркетинговых категориях, не имея других характеристик, конечно, печален, но, как говорили восьмидесятники, цитируя Воннегута, «такие дела».

Их таких много…

Мир 20-летних и 30-летних, каков он? В условиях, когда правит умами реклама, навязывая бренды, серьезным способом узнать в человеке своего или чужого является, например, его сотовый оператор.

Действует это не только на уровне отдельных граждан. Многие компании обеспечивают телефонами одного оператора своих сотрудников – это инструмент корпоративной политики, у коллег возникает ощущение собственного единства.

Случаются и партизаны. Мне доводилось слышать от сотрудников «Билайна», что у них есть второй номер, МТС, но от коллег это скрывается как большая тайна. Вот в такие затейливые лакуны современный человек помещает свое сокровенное.

Футбольные фанаты отделяют своих от чужих не только по надписям на шарфах. Важны еще и бренды спортивной одежды. Спартаковские болельщики носят одежду английской фирмы Merc, зенитовские – Lonsdale, ЦСКА – Umbro.

В современном мире действует правило: «Скажи мне, что ты… потребляешь, и я скажу, кто ты». Впрочем, можно говорить не только о том, кто ты (как объект маркетинга, социальная единица), но и кем ты хочешь казаться (с какими образами ты хочешь себя соотнести).

BMW не зря расшифровывалась в народе как «боевая машина вымогателя», поскольку так сложилось, что «бумер» выбрали в качестве знаковой единицы именно бандиты.

Впрочем, тут, скорее, имел место синтез современной бренд-ориентированной корпоративности и традиции (той, которую упоминает Гребенщиков в строчках «Моя смерть едет в черной машине/ С голубым огоньком»).

В памятной рекламе пива «Тинькофф» герой характеризуется как экстраординарная личность: «Он не такой, как все. Он верит в себя. Главное для него – внутренняя свобода».

Все, которые не такие, как он, живут во власти иллюзий: «У них есть деньги, они думают, что у них есть власть. У них есть охрана, они думают, что они в безопасности. У них есть секс, они думают, что у них есть любовь».

Налицо типичная романтическая оппозиция одиночки и толпы. Романтика – притягательная эстетика в наше совсем не романтичное время. 30-летние должны клюнуть на исключительность, это реклама для них.

Coca-Cola культивирует образ обычного человека, который в будни создает праздник и стремится разделить радость с окружающими. Об этом – сюжеты роликов напитка, к этому призывает и слоган «Веселая компания – вливайся!».

Конкуренты из Pepsi вынуждены учитывать эту коммуникативную стратегию и предлагать что-то свое, отличное от идеи бренда Coca-Cola. Им приходится приглашать для съемок собственных рекламных сюжетов известных футболистов и поп-звезд.

Каждый потребитель должен если и не соотнести себя с Роналдиньо или Бекхэмом, то по крайней мере последовать их примеру, приобщившись к продукту, который выбирают знаменитости.

Быт как эстетический феномен

Реклама умеет создавать одни стереотипы и разрушать другие
Реклама умеет создавать одни стереотипы и разрушать другие

Культура – это набор мифов. Мифологию потребительского общества творит реклама (она же и превращает человека по преимуществу в потребителя).

Торжество рекламы совпало с торжеством массовой культуры и с поп-артом как основным направлением искусства. И порой сложно определить, что является причиной, а что следствием – это искусство или эта реальность.

В пространстве, где безвкусица признается эстетикой, все перемешано. Если подходить к этому вопросу формально и внеоценочно, то инсценировка действительности есть ее эстетизация.

Реклама, ориентированная на восхваление быта и товара, делает сам быт произведением искусства. Идеализация товаров и услуг превращает обыденное в сакральное. А сакральное оказывается самым обычным делом, как мелочь в кармане.

Реклама умеет создавать одни стереотипы и разрушать другие.

«Размер значения не имеет» – эта истина царит в культуре с тех пор, как стала муссироваться табуированная прежде тема сексуального. Мужчины, приунывшие было, вздохнули с облегчением.

Но не успели они вновь набрать в легкие воздух, как всех огорошила компания «Русский размер», специализирующаяся, как выясняется, на выпуске огурцов (чего только не придумают производители водки), уверенно заявив: «Размер имеет значение» – наш, русский огурец всем огурцам огурец.

У настоящего мужчины должна быть и машина соответствующая, иначе нет шансов на успех у женщин, – с утверждения этого стереотипа начинается реклама… нет, не машин, а драже, освежающих дыхание.

Конечно, есть истины, против которых сложно что-то возразить, несвежее дыхание и в самом деле лучший способ упустить добычу (женщину), о чем рассказывает реклама жевательной резинки.

Два героя ведут охоту на женщин, один из них использует жвачку, другой – нет. Последний остается ни с чем, первый пользуется благосклонностью женщины. Расширяет сознание телезрителя финальная реплика ролика: «И тогда ты поймешь, что добыча – ты сам».

В согласии с максимой «От великого до смешного один шаг» в роликах шоколадок Nuts обыгрываются сюжеты российской политической жизни.

Персонаж Мозг со своим другом по имени Nuts сидят в шезлонгах у бассейна, попивая коктейли и расслабленно общаясь в окружении множества женщин в купальниках.

Появляется секретарша Мозга, сообщая, что японцы уже третий час дожидаются приема, желая обсудить какой-то остров. Мозг бесцеремонно отсылает свою сотрудницу: «Слушай, давай завтра. Отдохнуть спокойно не дадут. Остров-шмостров…»

А в другом ролике из той же серии те же персонажи в тех же мизансценах обсуждают, не заняться ли спортом: «Может, клуб футбольный купить?» – спрашивает Мозг у друга.

Покупка губернатором Чукотки английского клуба стала фактом русской культуры, поскольку вошла в фольклор. Она получает пусть ироничное, но одобрение народа. Инвестиционная деятельность бизнесмена Абрамовича сделала его чуть ли не национальным героем, хотя реальной пользы отечеству в покупке «Челси» нет ни грамма. Но реклама работает не с реалиями, а с сознанием, и черное тут становится белым.

Низвержение истин…

Вскоре после ребрендинга «Билайн» запустил в эфир серию роликов про мобильных вампиров – тех, которые днем спят, а ночью говорят. Стилистика роликов – беспредметное светлое пространство, в котором существуют яркие люди.

Позитивный эмоциональный посыл – идея насыщенной жизни. Мобильные вампиры, что интересно, существуют в этом светлом пространстве, нисколько не пугаясь пусть и явно искусственного, но все же дневного света.

И сами вампиры совсем не страшные – создатели ролика выходят за границы привычной образности, заменяя комплекс негативных значений слова «вампир» рядом позитивных. Происходит перелицовка традиции.

Как правило, когда черное называется белым – это обман. Но так только в традиционной мифологии. А реклама видит себя и хочет предстать перед зрителем в новаторской ипостаси, стать искусством, то есть чем-то живым и настоящим.

Ломая стереотипы, несколько лет подряд ведущий телеканала «ТНТ», рекламируя порошок «Тайд», совершал рейды по домохозяйкам, неустанно вопрошая: «Сможет ли черное стать белым?»

Получая раз за разом уверенный ответ «Нет!», он раз за разом доказывал обратное. Обратное, обратное. Сознание расшатывается и расширяется. Благодаря фантасту Лукьяненко из начала 90-х годов в современность вплыл режиссер, прославившийся рекламными роликами для банка «Империал», Тимур Бекмамбетов.

Благодаря Бекмамбетову, любящему барочную, избыточную эстетику, кто-то узнал про существование картины «Ночной дозор». Впрочем, большинство, скорее всего, открыли для себя писателя Лукьяненко.

Книгу я не читал и не буду, фильм смотрел. Странным образом дневной и ночной дозоры ничем, по сути, друг от друга не отличаются. Нельзя сказать, что один из них хороший, а другой – плохой.

Вернее, так: хорошие парни отличаются от плохих в пределах статистической погрешности. И те и другие просто делают свою работу, просто они такие, какие они есть. Одни чуть более мажористы и богемны, другие чуть попроще, поближе к народу.

Но все равно одни пьют сок «Злой», а другие – «Нескафе», навязчиво и откровенно они живут не сами по себе, а в рамках узнаваемых и понятных марок. «Мы такие, какие мы есть, примите нас, или…» – говорит поколение 20–30-летних, но выбора, принимать или не принимать, не дает.

Хотя не так ли именно живет вся страна сегодня – в отсутствие выбора, такой сделав выбор.

Компания IKEA рекламирует собственный сезон распродаж. Голос из динамиков, установленных в магазине, сообщает продавцам: «Друзья, нам предстоят нелегкие дни. Они хотят забрать у нас все, что у нас есть, и за все с нами рассчитаться. Но мы должны выстоять… Всего месяц».

Щелканье крышек кассовых аппаратов напоминает звук затворов, работники магазина за кассовыми аппаратами – пулеметные расчеты. Кадры в последних секундах ролика – толпа у дверей магазина, готовая ворваться внутрь и смести все на своем пути и со своего пути.

Естественно, владельцы магазинов желали бы, чтобы в послепраздничные дни, когда народ отходит от новогодних застолий и никуда не желает вылезать из дома, у дверей IKEA были такие очереди.

Предложение в современной экономике активно диктует спрос, спрос подстегивается рекламой. 30-летние это знают, и у них есть силы после Нового года, числа этак третьего-четвертого, выползти из дому, почти твердыми руками завести машину и поехать в IKEA. IKEA – это стильно.

Мы уже разобрались, что в IKEA качественные товары стоят дорого, мы покупаем дешевые, не всегда качественные, но стиль – это то, ради чего можно на многое закрыть глаза.

В начале прошлого века футуристы мечтали превратить будничность в художественное пространство. «Улицы – наши кисти. Площади – наши палитры», – писал Владимир Маяковский.

Театрализация быта в футуристическом ключе так и не воплотилась в жизнь в 20-е годы. Реклама формирует действительность, навязывает (что нетрудно при таком ее обилии) собственные установки и нормы. Тотальность рекламы эстетизирует жизнь, превращая потребление в священнодействие.

Единственная верная идентификация сегодня – по лояльности той или иной марке, бренду, ценности и мифы которого должно разделять и почитать.

И практически нет шансов остаться с другими жизненными ориентирами. Либо окунуться в водоворот метаморфоз, которые ночь превращают в день, идейных борцов в пользователей современной техники, халявщиков в партнеров, либо воспользоваться проверенным «Если на клетке слона написано слово «буйвол» – не верь глазам своим».

Низвергать истины – это здорово. Стремление к этому стало еще одним мифом. Сейчас среди 20–30-летних модно не смотреть телевизор. Ну разве что футбол…

Недавно я был на студенческом модельном показе в кафе «Билингва», ведущий играл роль веселого и отвязного гомосексуалиста из мира высокой моды, каждая вторая его шутка была ниже пояса, голос елозил и извивался вместе с телом – он показывал аллегорию на мир моды.

Когда показ окончился, ведущий резко крепнущим голосом объяснил, что это была всего лишь игра. Еще он сказал, что вот у этих-то модельеров надо покупать одежду, а не ходить по сетевым раскрученным брендованным магазинам, к отказу от потребительства он не призывал, просто предлагал более творчески к себе подходить.

Ну а сам-то он… одевается на Черкизоне (Черкизовском рынке).

Шутка это была или нет, доподлинно неизвестно…

Как же избавиться от мифов? Всех и разом? Увидеть бы такого человека, не важно, 20, 30, 40, хоть 100 лет, главное – без мифов… Голого и живого. Не стал бы его называть свободным и счастливым (ведь это уже загнало бы его в известные и ясные категории, почти маркетинговые по сути).

..............