Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
9 декабря 2008, 08:55 • Культура

«Древний» получил новое измерение

Кризис закончится катастрофой

«Древний» получил новое измерение
@ poplit.ru

Tекст: Светлана Феоктистова,
Алексей Чупов

Читатели трилогии Сергея Тармашева «Древний» теперь смогут сами попасть в Бункер будущего – этот виртуальный 3D-Бункер полностью воспроизведен на сайте «Древнего». При этом Бункер является первой в мире коммерческой реализацией трехмерного мира, наслаждаться которым можно прямо в браузере, не устанавливая никаких дополнительных плагинов.

Практика сведения литературы и интернет-технологий в одно целое стала главным инструментом общения писателя со своими читателями. В сети уже созданы уникальные сайты по «Дозорам» Сергея Лукьяненко, современный арт-объект «Метро 2034» Дмитрия Глуховского и навороченный интерактивный роман-головоломка «Квест» Бориса Акунина.

Еще одним ноу-хау в мире современной литературы и интернет-проектов стало появление первой в мире книги с трехмерным пространством на основе флэш-технологий.

Игра в будущее в режиме онлайн

3D-Бункер на базе технологии флэш, созданный для книги «Древний», является первой в мире коммерческой реализацией трехмерного мира

Серия книг «Древний» – фантастическая трилогия Сергея Тармашева, посвященная теме энергетического кризиса. Автор книги – бывший спецназовец ГРУ – выступает своего рода прогнозистом и предлагает своим читателям уже сейчас озаботиться проблемой энергетического коллапса, который сулит недалекое будущее.

По иронии судьбы, действие книги разворачивается на фоне конфликта между Индией и Пакистаном – недавние теракты в Мумбаи и подозрения Дели в отношении причастности Исламабада к этим событиям делают такой сценарий вполне реалистичным.

Тема будущего человечества – благодатная почва для диалога и дискуссий. Сергей Тармашев устроил своеобразный телемост и предложил читателям вместе поразмышлять и «поиграть» в будущее.

С этой целью был создан сайт, который станет местом интерактивного общения писателя с читателями. Первые две книги «Катастрофа» и «Корпорация», выпущенные издательством «Популярная литература», уже поступили в продажу.

Для следующей книги серии «Древний», которая будет называться «Война», сделан специальный раздел на форуме, где читатели смогут поделиться своими идеями с автором и поучаствовать в создании продолжения серии.

Между прочим, созданный студией Pulsar видео-ролик для трилогии Сергея Тармашева уже наделал много шуму в Интернете: после просмотра первых же кадров складывается впечатление, что это художественный фильм. Однако затем становится понятно, что это не фильм, а воссозданный в контакте с автором пролог к книге.

Трехмерное убежище

На сайте размещен трехмерный Бункер на базе технологии флэш (фото: drevnii.ru)
На сайте размещен трехмерный Бункер на базе технологии флэш (фото: drevnii.ru)
Один из главных элементов сайта «Древнего» – трехмерный Бункер на базе технологии флэш. В Бункере посетители могут побродить по коридорам и почувствовать атмосферу, в которой героям книги придется провести тысячелетия после катастрофы.

Отметим, что 3D-Бункер на основе технологии флэш, созданный для книги «Древний», является первой в мире коммерческой реализацией трехмерного мира, наслаждаться которым можно прямо в браузере, не устанавливая никаких дополнительных плагинов, кроме флэша, который уже стоит на 98% компьютеров мира.

Посмотрев на Бункер, можно понять, каким будет Интернет будущего, когда многие статические интерфейсы можно будет заменить настоящими трехмерными мирами.

Естественно, ресурс содержит информацию о том, где можно приобрести книги, а также имеет раздел с рецензиями других мастеров современной литературы – Дмитрия Глуховского и Кирилла Бенедиктова – и уникальные постеры для рабочего стола, представленные в четырех разных форматах.

Истории из засады

Сага «Древний» начинается в 2111 году – там, где заканчивает существование привычный для нас мир. После того как подходят к концу углеводородные энергоносители, происходит глобальный конфликт, сопровождаемый ядерной войной. Местом обитания остатков человечества становится сеть подготовленных заранее подземных бункеров.

Действие «Древнего» охватывает несколько тысяч лет. Главный герой – офицер-спецназовец, которого все зовут просто «Тринадцатый», ложится в анабиоз и периодически пробуждается с промежутками в сотни лет, чтобы повлиять на судьбы человечества.

Сложно поверить в то, что автор такой качественной фантастики не имеет филологического образования и всю жизнь был, мягко говоря, далек от литературы. Газета ВЗГЛЯД стала первым изданием, которому писатель-дебютант согласился дать интервью.

– Сергей, прежде всего интересна история создания «Древнего». Как долго вы писали свою сагу, а главное, когда вы успевали ее писать? На заданиях?
– Как это ни удивительно, но вы угадали. Первые наметки романа появились у меня лет десять назад как раз во время служебных «командировок». Многочисленные боевые операции часто включали в себя устройство засад противнику. Сидеть в них приходилось зачастую по 12–16 часов, иногда и дольше. И фантастические сюжеты, героем которых был наш коллега спецназовец, начали приходить в голову именно в такие моменты.

– То есть фактически вы таким образом коротали время?
– Хотелось развеяться, как-то взбодрить себя и товарищей. Я рассказывал им эти истории, потом они начали требовать продолжения. Так постепенно рождался «Древний».

– Вы переносили сюжеты на бумагу?
– Еще тогда я начал их записывать. Это была кипа тетрадей, написанных от руки, которые я таскал с собой. Все они сгорели во время боевых действий. Тексты я потом восстановил по памяти.

Когда кончатся нефть и газ

Сергей Тармашев не пишет о реальности, потому что не любит ее (фото: drevnii.ru)
Сергей Тармашев не пишет о реальности, потому что не любит ее (фото: drevnii.ru)
– Почему вы выбрали именно фантастический жанр?
– Я не пишу о реальности, потому что я ее не люблю. Здесь не о чем писать. Здесь – грязь.

– Но тем не менее вы описываете будущее человечества, исходя из существующих реалий, например, страха человечества перед тем, что рано или поздно нефть и газ закончатся, и что делать дальше, пока неясно.
– Да, на сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем. Наш мир помешан на природных ресурсах. Однако основная проблема заключается не в том, что нефть через 70–80 лет закончится. Проблема в том, что об этом все говорят, но практически никто к этому не готовится.

– Вы считаете, что когда энергетический коллапс нагрянет, человечество не будет к нему готово?
– 300 процентов против одного, что оно не будет готово. Весь мир сегодня живет по принципу: после нас хоть потоп. Человечество живет одним днем и не заботится о своем спасении. Оно больше заботится о том, чтобы заработать и набить себе брюхо.

– Ваш роман – это предостережение провидца?
– Я не провидец и не медиум. Скорее прогнозист. Если мой прогноз заставит кого-то серьезно задуматься о положении вещей, я буду рад.

– Вам бы хотелось, чтобы ваш роман-предостережение прочитал кто-то из сильных мира сего, например, Владимир Путин?
– Искренне надеюсь, что у него есть дела поважнее.

Медицина – гарант эволюции

Весь мир сегодня живет по принципу: после нас хоть потоп

– Главный герой вашей книги – силовик. И благодаря его действиям в истории человечества происходят серьезные потрясения. Вы оцениваете роль силовиков в мировой истории как решающую?
– Нельзя забывать, что любой трон держится на штыках. Я уверен, что военные должны охранять государство, принимать участие в его управлении, но ни в коем случае не управлять им единолично.

– По ходу действия вашей саги в далеком будущем человечество всерьез обсуждает вопрос о том, чтобы упразднить армию. Вы считаете такую перспективу реальной?
– Мой герой-спецназовец говорит: «Людям всегда есть, с кем повоевать». Так что военные будут нужны всегда. Вся история это доказывает, не говоря уже о текущей ситуации. Равновесие в современном мире – вещь очень хрупкая. Например, люди могут начать гибнуть из-за какого-нибудь придурка, который жует галстуки.

– В «Древнем» после мировой катастрофы в разных уголках планеты остаются сообщества, живущие в бункерах и специализирующиеся в различных областях деятельности. России отведена роль мирового лекаря. Почему именно такой вы видите будущую миссию нашей страны?
– Действительно, в далеком будущем у меня американцы продолжают оставаться лидерами по части программного обеспечения, швейцарцы становятся монополистами в области производства чистой питьевой воды, а сообщество Рос, живущее в бункере на территории бывшей России, является центром передовых медицинских технологий. На мой взгляд, в будущем медицина будет одной из важнейших вещей в мире, учитывая, что здоровье человечества будет с годами ухудшаться. Без компьютеров прожить можно, а без медицины нет. Она гарант эволюции.

Рецепт «Древнего»

– Вы новичок в литературе, никогда специально не учились этому ремеслу, тем не менее ваш роман читать легко и интересно. Кого из писателей фантастов вы считаете своим учителем?
– Никого. Может быть, вас это удивит, но среди произведений, которые в этой жизни действительно произвели на меня впечатление, нет никакой фантастики. Мне, например, очень нравятся «Сонеты» Шекспира в переводе Маршака, гомеровская «Илиада», «Жизнь двенадцати Цезарей» Гая Светония Транквилла.

– Но хоть какая-то фантастика вам нравится?
– Из современных фантастов мне нравится Лукьяненко. Его «Рыцари сорока островов» и трилогия «Линия грез. Императоры иллюзий. Тени снов».

– По каким рецептам вы писали «Древнего»?
– Я просто старался «не лить воду» и писать так, чтобы меня никто не упрекнул в дилетантизме и некомпетентности. У братьев Стругацких есть такой замечательный афоризм: «Писать должно либо о том, что знаешь очень хорошо, либо о том, чего не знает никто». Этим девизом я и руководствуюсь. Например, когда я описываю поведение и поступки спецназовца Тринадцатого в различных ситуациях, я точно знаю, о чем пишу. Практически я списывал его с себя. Вот только, может быть, он получился добрее.

– Последний вопрос. Один из самых, на мой взгляд, обаятельных персонажей вашей книги – мышонок-мутант. Сюжетная линия колонии мутировавших мышей будет продолжена в третьей части «Древнего», над которой вы сейчас работаете?
– Мыши в третьей книге будут обязательно. Мыши – это для меня как для сочинителя некая отдушина. Они мне нравятся больше, чем люди. Очень сложно преодолевать соблазн писать только о мышах.

Комментарии экспертов

Дмитрий Глуховский, популярный писатель
Дмитрий Глуховский, популярный писатель
Будет ли литература взаимодействовать с Сетью? Буквально сейчас я провожу очередной культмассовый эксперимент на эту тему. У меня сейчас роман «Метро-2034», который выложен на сайте m2034.ru и который публикуется по главам с продолжением в интернете. С моей точки зрения, если уметь это правильно сделать, если книга будет достаточно интересной и увлекательной и будет подсаживать на чтение новую аудиторию, вовлекать всё больше и больше читателей в процесс, то, в принципе, за такой формой будущее, потому что вырастает достаточно большая аудитория людей, которым роман нравится ещё на той стадии, когда книги практически нет. <a href= http://actualcomment.ru/done/112.html target=_blank>Читать далее</a>.