Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

43 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

16 комментариев
28 октября 2008, 16:17 • Культура

Джаник Файзиев: «Адмиралъ» – кино большого стиля»

Джаник Файзиев: «Адмиралъ» – кино большого стиля»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Олег Куликов

О фильме «Адмиралъ» было сказано много. Разность мнений, продемонстрированная зрителями картины, говорит об одном – «Адмиралъ» тронул многих. О том, какой нелегкий путь проделал «Адмиралъ» от замысла к его экранному воплощению, о его истории создания и дальнейшей судьбе, сосредоточенной на малом экране, рассказал газете ВЗГЛЯД один из авторов фильма, известный продюсер и режиссер Джаник Файзиев.

– Чем, на ваш взгляд, продиктован такой стабильно высокий спрос на картину?
Может, это прозвучит наивно, но я уверен, что все, чего бы вы ни решили делать, будет востребовано при условии, что сделано будет качественно. Мы привлекли беспрецедентно большой на сегодняшний день бюджет, пригласили самых талантливых и профессиональных кинематографистов, и все члены съемочной группы, включая любимых артистов, работали на пределе сил и возможностей. Интерес к картине вызван именно благодаря соблюдению этого условия – она сделана очень качественно.

Мы не учебник по истории создавали и не документальный фильм, мы рассказали о людях, которые умели быть цельными

Второй немаловажный момент – это фильм о самом главном. Это фильм о любви! О самом поэтическом и самом романтическом ее проявлении – о любви платонической.

Третье связано с тем, что мы попытались вытянуть из небытия такие темы, как «честь» и «долг».

Среди многочисленных отзывов о картине часто встречаются восклицания: «Что такого в этом слове ЧЕСТЬ, что заставляет людей совершать такие иррациональные поступки, во вред себе?», «Что включает в себя понятие «долг» сегодня?». Такую реакцию от зрителя мы не ожидали. Максимум, о чем мы говорили, когда готовили картину к выходу, это о том, что «компьютерное» поколение молодых людей должно вспомнить, что в реальной жизни не бывает «сейвера». Жизнь, в отличие от компьютерных игр, нельзя переиграть: если что-то не получилось, ты погибнешь один раз и навсегда. Очень хотелось рассказать современным языком о таких вещах, которым в школе не учат.

– Многие рецензенты упрекали авторов «Адмирала» в искажении исторических фактов в фильме; какое место в картине занимает история?
Исторические фильмы – это бесконечное поле битвы для тех, кто путает науку и художественный образ. Мы не учебник по истории создавали и не документальный фильм, мы рассказали о людях, которые умели быть цельными! И, конечно же, художественная выразительность для нас – основной критерий, но… после исторической правды, иначе зритель не поверит героям, даже если он неискушен в тонкостях конкретного исторического периода.

– Почему вы решили сделать героем своего фильма такую неоднозначную фигуру, как Александр Колчак?
Имя Колчака для многих известно в основном по учебнику школьной истории, в качестве главного врага социалистической революции.

Во время перестройки были опубликованы письма Колчака к Анне Тимиревой в журнале «Огонек». И вдруг, словно недостающее звено в цепи, другая правда проявилась сама по себе, идеологизированный барельеф врага превратился в живую полновесную личность. Тот, кого все считали исчадьем ада, шпионом, палачом, оказался трогательным, нежным, романтичным, «человечным человеком», настоящим рыцарем в полном смысле этого слова.

Два любящих сердца во времена нечеловеческого ожесточения. Согласитесь, это само по себе красивый повод для фильма.

Когда мы делали кино, мы его про себя называли «кино большого стиля»
Когда мы делали кино, мы его про себя называли «кино большого стиля»
– Кому вы хотели рассказать историю Колчака, вы можете обрисовать портрет зрителя «Адмирала»?
Подросткам, потому что они про это очень мало знают. Молодежи, потому что тем, кто в начале пути, важно знать, кто, как и какой ценой собирал для них то, что так формально зовется в книжках социальной памятью. Взрослым людям, потому что там есть о чем подумать.

На наш фильм также пришло много людей «возрастных», старше 70, которые захотели собственными глазами увидеть кино о своей истории.

Когда мы делали кино, мы его про себя называли «кино большого стиля». Это большой стиль: Голливуд и советское кино, которого очень не хватает как старшему, так и молодому поколению людей.

Один из наших зрителей написал, что «Адмиралъ» – это такое кино, которое, в отличие от большинства современных фильмов, начинает эмоциональным образом задавать вопросы: «А ты, что ты сам думаешь?», «А ты бы как поступил?». Эти вопросы задаются невольно, поэтому многие наши респонденты называют наше кино «думательным», оно заставляет задуматься и не отпускает тебя сразу после выхода из кинотеатра.

Многие философы учат своих учеников именно этому: задавать вопросы самим себе. И наша задача была сродни этой.

– На сегодняшний день какие факторы определяют успех картины у зрителя: грамотное продюсирование, режиссерское мастерство, блестящая актерская игра или все сразу?
Всё сразу! Это такой единый конгломерат: сценарист, актер, режиссер, продюсер, оператор, костюмер, художник, композитор и прочие участники производственного процесса.

В работе над кинолентой всегда нужно помнить, что каждый этап является главным, тут нельзя отдавать преимущество какому-то одному сегменту. Если какое-то из звеньев упустить, то проект не завяжется в крепкую цепочку и в какой-то момент порвется. Если ставится задача сделать хорошее кино, то каждое из звеньев должно быть одинаково хорошим, одинаково крепким.

– С чего началась работа над картиной «Адмиралъ»?
Если это кино продюсерское, то есть замышляется продюсерами, как в случае с «Адмиралом», то сначала появляется замысел, затем собираются материалы, осуществляется взаимодействие с историками, то есть выбирается некий коридор в общем историческом контексте. Затем появляется сценарист, продюсер доносит до него свой замысел. Сценарист начинает строить собственный маршрут в этом коридоре. Эта кропотливая работа может занимать, как в нашем случае, около двух лет.

После того как каркас готов, появляется режиссер. И уже потом совместными усилиями выбираются актеры и все остальные, и только тогда начинается фильм.

– Многие ваши проекты, будь то «Дозоры» или «Ирония судьбы-2», объединяет имя Константина Хабенского. Почему же именно ему была отдана роль Колчака и как проходил отбор?
На роль Колчака велись долгие и изнурительные пробы, которые шли на протяжении года. Желающих сыграть Колчака оказалось огромное количество. В результате этого тяжелого марафона выбор пал на Хабенского.

– Можно ли тут говорить, что Хабенский стал вашей визитной карточкой, неким гарантом успеха?
Мы с Костей знакомы давно, он блестящий артист, очень умный и хороший человек. Он необыкновенно талантливый. Какая уж тут визитная карточка! Просто работать с ним – одно удовольствие. Но если завтра актер, предположим, С. подойдет больше на роль нашего нового фильма, мы возьмем актера С.

Кинопроизводство можно сравнить с перевернутой пирамидой. Талантливый актер является острием, центром пирамиды, благодаря которому сохраняется устойчивость. Более того, на актера возложена большая ответственность по сравнению с другими участниками, он всегда обязан быть в форме и, что самое главное, его нельзя заменить в отличие от прочих членов творческой команды.

Это одна из причин, по которой становятся звездами не только потому, что на этого актера идут, а на этого не идут, а еще и потому, что этот актер в состоянии выдержать высокотехнологичное производство, а другой нет.

Исторические фильмы это бесконечное поле битвы для тех, кто путает науку и художественный образ
Исторические фильмы это бесконечное поле битвы для тех, кто путает науку и художественный образ
– «Адмиралъ» очень долго шел к своему зрителю. Почему же получилось так, что «Ирония судьбы-2», начатая гораздо позже, вышла на экраны раньше?
Мы приступили к съемкам, но я не припомню сейчас причину, по которой мы были вынуждены приостановить съемки. Мы должны были остановиться на 1,5–2 месяца, чтобы дождаться нужного времени года и начать съемки заново. Параллельно шла работа над проектом «Ирония судьбы. Продолжение», который к этому моменту подошел к этапу съемок. Фильм был в два раза меньше и в десять раз проще по производству, поэтому его сняли за 35–45 съемочных дней, как раз ровно уложившись в промежуток нашей паузы.

– Каковы будут ваши прогнозы по поводу отражения мирового финансового кризиса на российском теле- и кинорынке?
Я не берусь делать прогнозы. Мне хочется верить, что кризис не коснется киноиндустрии и телевидения. Как известно, в подобных, непростых ситуациях единственное, что делают люди, – поют песни и слушают сказки. Хочется верить, что у нас начнутся более славные времена, чем до кризиса.

– То есть официальной информации о сокращении производства в кино- и телеиндустрии пока нет?
Я не обладаю такой информацией. Ходят слухи, что уровень производства падает сильно, закрываются какие-то картины и так далее. Но в условиях неразберихи и паники сложно понять, надуманно это или нет. Я считаю, пока рано делать какие-то прогнозы.

– На каких еще территориях за пределами России «Адмиралъ» выйдет в прокат?
У нас есть заявки от некоторых европейских дистрибуторов с просьбой предоставить им на прокат «Адмирала». Мы пока находимся на стадии переговоров. Исход предвидеть не могу, но точно могу заметить, что интерес к картине в Европе очень большой.

Наши английские коллеги, посмотревшие кино, говорили, что если фильм будет выпускаться, он должен быть дополнен объемной сопроводительной информацией, мол, зарубежный зритель плохо знает нашу историю, а потом, помолчав, глубокомысленно добавляли: «Доктор Живаго»… А мы про себя восклицали: «ага, значит, все-таки немного знает!»

– Расскажите о деталях телесериала «Адмиралъ»
Планировалась многосерийная история, биография адмирала Колчака, довольно подробная, с огромным количеством линий, где будут описываться его поездки в Китай, Японию и Америку. Единственное, чего там не будет, к большому сожалению, это его полярной экспедиции. Были написаны две серии, но мы понимали, что съемки сцен из полярной экспедиции – это довольно сложный производственный процесс, который непропорционален бюджету сериала.

Сериал – совершенно самостоятельное произведение. Сценарии для киноленты и телесериала писались отдельно. А съемки эпизодов для сериала и кинофильма проходили параллельно. Нам приходилось снимать сцены для разных проектов друг за другом. Сначала мы готовили площадку под художественную картину, брали 35-миллиметровую камеру, а затем все меняли, включая диалоги, и снимали сцену на 16-миллиметровую для сериала. У нас было на площадке четыре камеры – две 16-миллиметровые и две 35-миллиметровые – и разлинованный сценарий, где красными чернилами был написан сюжет для кино, а синими – для сериала.

Это два принципиально разных продукта, которые изначально имели разное назначение, мы выполнили то условие, которое было важно для кино, потому что это была история любви, а в сериале будет сделан акцент на биографичность.

– Актерская команда из фильма перекочует в сериал?
Да, актеры будут те же, что и в кинофильме, но и многие-многие другие.

– Когда же состоится премьера сериала?
Пока не знаю точно, нам предстоит проделать большую работу. Известно, что премьера состоится в эфире Первого канала.

– А если предположить, что широкоэкранный «Адмиралъ» провалился бы в прокате, вы бы все равно выпустили сериал?
Конечно. В современном мире иначе нельзя. Мы не можем позволить себе большого бюджета, если бы у нас его не купило телевидение. А телевидение просто не купит у вас одно кино. Поэтому мы придумали тот формат, который заинтересовал бы телевидение.

– Как вы считаете, насколько велики шансы у «Адмирала» оказаться в центре внимания отборочной комиссии, выдвигающей кинофильмы от России на премию «Оскар»?
Предыдущая картина Андрея Кравчука «Итальянец» номинировалась на «Оскара». Так что он, что называется, не новичок. Мы очень верим, что оскаровский комитет России сочтет достойной картину «Адмиралъ», чтобы выдвинуть ее на соискание премии Американской киноакадемии.

– Планируете ли вы участвовать с «Адмиралом» в международных кинофестивалях?
Пока рано об этом думать. Многие пафосные фестивали предпочитают показывать премьеры фильмов.

А нас гораздо больше интересует отечественный зритель и отечественный прокат, поэтому мы пока не задумывались о фестивальной судьбе «Адмирала».

Я верю, что наше кино наберет обороты и превратится в серьезного бойца на мировом киноринге. За последние пять лет отечественный кинопрокат вышел на пятое по величине место в мире. Это невероятный успех, если учесть, что после перестройки России на карте мирового кинематографа не было вообще. Дай бог, чтоб все и дальше развивалось такими темпами, тогда у нас появится шанс лет через пять-десять сравняться с Америкой: и в качестве, и в крутости и, чего особенно хочется, – в таланте!

..............