Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
2 августа 2007, 15:05 • Культура

Кандидатам на Кандинского!

Кандидатам на Кандинского!
@ wassily-kandinsky.navajo.cz

Tекст: Константин Рылев

Произошло давно ожидаемое в художественной среде событие – учреждена ежегодная премия в области современного искусства России с довольно-таки «увесистым» призовым фондом в 55 тыс. евро. Учредители – журнал «АртХроника» и Культурный фонд «АртХроника» в сотрудничестве с Deutsche Bank.

Номинации:
1.Художник года.
2.Молодой художник года (до 30 лет).
3.Медиа-арт проект года.
4.Приз зрительских симпатий (победитель в этой номинации будет определяться посетителями выставок, посетителями веб-сайта премии, читателями журнала «АртХроника»).

Любое решение жюри вызовет град критики. Общество должно быть вовлечено в обсуждение. И это круто!

Номинантами могут стать только граждане Российской Федерации.

Победитель в номинации «Художник года» получит 40 тыс. евро (50 тыс. долларов). Это сумма вполне сопоставима с мировой практикой национальных премий в области СИ. (Для сравнения, главный приз британской Премии Тернера составляет 25 тыс. фунтов, это около 50 тыс. долларов.)

В составе жюри – мировые авторитеты в художественной сфере: Аниш Капур (художник, Великобритания, председатель жюри), Валери Хиллингс (куратор, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, США), Фридхельм Хютте (директор Deutsche Bank Art, Германия) и др.
Срок подачи заявок: с 5 июля по 5 сентября.
Церемония вручения «Премии Кандинского» пройдет 4 декабря 2007 года – в день рождения великого абстракциониста.
Цель означенной премии – способствовать развитию русского современного искусства и усиления его влияния на планете.

Премию назвали в честь выдающегося русского художника и теоретика, пионера абстрактной живописи – Василия Кандинского (1866–1944). Организаторы так объяснили свой выбор: «Кандинский – один из немногих русских художников, внесших огромный вклад в развитие мирового искусства. Наряду с Питом Мондрианом он считается изобретателем абстрактного искусства – главного арт-тренда XX века». А также «Василий Кандинский на настоящий момент – самый дорогой русский художник, его аукционный рекорд – более 20 млн долларов, что значительно превышает не только достижения Малевича или Шагала, но и всех других отечественных мастеров». Их финансово-художественные соображения ясны.

Я посчитал не лишним напомнить высказывания великого русского художника из его программной работы «О духовном в искусстве». Они будто написаны сегодня и вполне могут служить для напутственной речи классика, обязывающей коллег по мастеровому цеху придерживаться высоких критериев (об утере которых в последнее время кипят дискуссии).

Дмитрий Врубель
Дмитрий Врубель
«Конкуренция» растет. Дикая погоня за успехом делает искания все более внешними. Маленькие группы, которые случайно пробились из этого хаоса художников и картин, окапываются на завоеванных местах. Оставшаяся публика смотрит, не понимая, теряет интерес к такому искусству и спокойно поворачивается к нему спиной».

«Иногда художник пользуется своей силой для потворства низменным потребностям: в якобы художественной форме он изображает нечистое содержание, он привлекает к себе слабые элементы, постоянно смешивает их с дурными, обманывает людей и помогает им обманывать себя, убеждая себя и других, что они жаждут духовно и удовлетворяют эту жажду из чистого источника. Такого рода произведения не помогают движению ввысь, они тормозят, оттесняют назад стремящихся вперед и распространяют вокруг себя заразу».

«Художник – служитель высшим целям, обязательства которого точны, велики и святы. Он должен воспитывать себя и научиться углубляться, должен прежде всего культивировать душу и развивать ее, чтобы его талант стал облачением чего-то, а не был бы потерянной перчаткой с незнакомой руки – пустым и бессмысленным подобием руки».

«Отсюда естественно вытекает, что художник несет троякую ответственность, по сравнению с нехудожником: 1) он должен продуктивно использовать данный ему талант; 2) поступки, мысли и чувства его, как и любого другого человека, образуют духовную атмосферу, очищая или заражая окружающую среду; и 3) поступки, мысли и чувства являются материалом для его творений, которые, в свою очередь, воздействуют на духовную атмосферу. Художник – «царь».

Таковы глобальные задачи художника в видении Кандинского. Однако попросим прокомментировать учреждение первой значительной российской премии в области СИ одного из самых актуальных художников нашей с вами современности – Дмитрия Врубеля. Тем более он и сам будет выставлять на конкурс огромное художественно-публицистическое полотно (в соавторстве с Викторией Тимофеевой) – «2007».

– Современное искусство – единственная область, которая существовала долгое время без крупных премий, – посетовал Дмитрий. – Огромное количество премий в литературе, кино, театре. А ведь в нашей области крутятся большие деньги. СИ уступает разве что кино и спорту. Но оно менее затратно, его себестоимость невысока. По соотношению вложенных денег и прибыли – это №1. Премии играют в первую очередь социальную роль. Они работают на имидж того или иного вида искусства. У современного искусства проблемы с авторитетностью. Общественное мнение таково, что этим занимаются либо придурки, либо жулики.

– В том смысле, когда посетители экспозиций смотрят на работы, думают что придурки, а когда узнают цены – что жулики?
– Вот-вот. Но восприятие подразумевает подготовленного зрителя. Он достаточно много должен знать, чтобы что-то понять. Проще заявить: раз я не понимаю, значит, это полная чушь.

– Премия должна подхлестнуть страсти внутри мира художников? Допустим, Шемякин объявил крестовый поход против концептуализма.
– Напротив, всего этого безумно мало. Здесь мы чудовищно отстаем, если брать какие происходят войны в кино и литературе. Между актерами и режиссерами, между писателями и издателями. Вплоть до убийств!

– До этого, надеюсь, не дойдет.
– Я давно заметил, что показателем привлекательности и успешности того или иного рода деятельности (в том числе искусства) является присутствие криминала. Интерес перетекает в деньги, деньги перетекают в бизнес, а где бизнес – там криминал. Я и опасаюсь, что заданная сумма будет увеличиваться, появятся другие премии. Когда в денежной цифре четыре-пять нулей – к ней серьезное отношение. Если больше – за ними жулики. И дальше, как традиционно в России, начнется коррупция. Люди будут специально организовывать премии, чтобы дать своим.

– Но на старте возможна объективность? Самого Аниша Капура в председатели пригласили. Это уже другая мафия – английская. Есть шансы, что пока российская коррупция не размоет критерии?
– Пока одна премия – все будет нормально. Худшее начнется, если они будут плодиться. Деньги у нас имеют решающее значение.

– Но кроме денег есть момент профессионального признания, как, например, «Оскар», Нобелевская?
– Какая самая авторитетная, по-вашему, у нас премия? Президентская! Кто главнее: Кандинский или Путин? Конечно, Путин!

– А как же художественные достоинства работ?
– Премии не имеют отношения к качеству искусства. Это, скорее, признание заслуг. Например, признание заслуг покойного Пригова или здравствующего Кабакова. И надо бы дать бабки какому-нибудь молодому хорошему художнику.

– Там есть номинация «Молодой художник года».
– Вот-вот, когда у человека просто нет денег! С точки зрения благосостояния художников и то, что в обществе начнут уважительнее относится к современному искусству, – это неплохо. К тому же любое решение жюри вызовет град критики. Однако об этом будет писать не художественный журнал с тиражом в 500 экземпляров, а «Комсомольская правда», ваше интернет-издание. И это круто! Общество должно быть вовлечено в обсуждение. И это очень важно и замечательно!

..............