Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
8 июня 2007, 09:28 • Культура

«Кинотавр» ставит на простые вещи

«Кинотавр» ставит на простые вещи
@ film.ru

Tекст: Ольга Бобровская, Сочи

Практически все работы сделаны профессионалами, однако искренних и продолжительных аплодисментов зала удостоилась лишь картина начинающего режиссера полного метра «Кука». «Зрителю нужны простые и трогательные жизненные истории» – так комментируют впечатления от увиденного кинокритики и сами деятели кино.

«Обилие зауми и сплошная чернуха», «совершенно непонятное кино», «странные рефлексии, вызывающие раздражение» – такими были отзывы зрителей, выходящих после просмотра очередной картины Киры Муратовой «Два в одном».

Конечно, от режиссера Киры Муратовой трудно было ждать какой-нибудь светлой, понятной истории, снятой простым кинематографическим языком. Но то, что одним из продюсеров картины выступил Рубен Дишдишян, который делал такую в хорошем смысле этого слова «попсу», как «Жара» или «Заяц над бездной», обнадеживало, что фильм получится хотя бы зрелищным.

От режиссера Киры Муратовой трудно было ждать какой-нибудь светлой, понятной истории, снятой простым кинематографическим языком

Да и актерский состав – Рената Литвинова, Наталья Бузько (известная по клоунскому проекту «Маски-шоу») и Богдан Ступка – вызывал интерес. Но получилось все очень запутанно и по-муратовски элитарно – в смысле, не для всех.

Фильм, снятый по двум, казалось бы, совершенно не связанным друг с другом сценариям (Киры Муратовой и Ренаты Литвиновой), жанрово определяется создателями как ироническая драма. Но ни особой иронии, ни драмы в нем не чувствуется.

Сюжеты такие: в первом все закручивается вокруг трупа, найденного в провинциальном театре, а во втором стареющий ловелас (Ступка) пытается соблазнить свою дочь (Бузько) и ее подругу-вагоновожатую (Литвинова). Многословные диалоги ни о чем, обилие фантасмагории, искусственный снег и подчеркнуто безобразные женские тела составляют визуальную ткань картины.

«Ни о чем» – так высказывались коллеги по цеху после просмотра. «Я сидел в зале с женой, и мне было как-то даже неудобно», – комментировал Лев Лещенко. А Сергей Маковецкий, более мягко ругая картину, выразил мнение, что «это все-таки фильм исключительно фестивальный».

Простые истины

kadr iz filma_Nasya Dobrynina2
Кадр из фильма «Кука»
Совершенно другие эмоции у зрителей вызвал фильм начинающего режиссера – дебютанта, который до этого снимал исключительно рекламу. «Куку» Ярослава Чеважевского, главной звездой которого стала даже не Дина Корзун, а маленькая актриса Настя Добрынина, встречали аплодисментами (зал стоял), а критики практически единодушно согласились, что именно такие картины и нужны простому зрителю.

История про маленькую девочку, которая после смерти бабушки осталась одна и решила вести самостоятельную жизнь: макароны со сгущенкой на завтрак, деньги – по пенсионной книжке, мультики – сидя на дереве напротив квартиры с плазменным экраном, лучший друг – плюшевый медведь, а от злой собаки можно убежать – лишь бы не забрали в детский дом.

И так до тех пор, пока в ее судьбе не появляется «взрослая тетенька» (Корзун) – разочаровавшаяся в богатой жизни дочка московского босса, которая поисках себя устраивается на работу в социальную службу. Весь фильм они идут навстречу друг другу, в этом им помогает начальник службы (актер Александр Половцев – неизменный майор Соловец в «Улицах разбитых фонарей»), двое забавных разгильдяев (Павел Деревянко, «Братья Карамазовы», и Сергей Колокольников, «Печорин»), сильно пьющая подруга главной героини (Марина Голуб) и злой добрый пес.

Диалоги незатейливы и трогательны, городские пейзажи, отлично снятые оператором, необычайно красивы, и все как в сказке. «Я как современный зритель испытываю нехватку искренних чувств в кинематографе, – говорит Чеважевский. – Мне кажется, что в кино нельзя только убивать и гнаться. Нужно еще и сопереживать».

Судя по реакции зрителей, они придерживаются такого же мнения. И только глава Гильдии кинокритиков пытался на следующий день во время пресс-конференции обругать картину за излишнюю простоту, но на то они и критики, чтобы все подвергать сомнению, – профессия у них такая.

Бондарчук в «Тисках»

KAdr iz fima_Bondarchuk-Serebryakov
Кадр из фильма «Тиски»
«Российское кино в жопе, только Федя Бондарчук – молодец!» – эта лаконичная цитата из фильма – победителя прошлогоднего «Кинотавра» «Изображая жертву» как нельзя кстати пришлась на третий день фестиваля.

После скучнейшего и затянутого «Яра» – работы Марины Разбежкиной по одноименной повести Сергея Есенина, в которой безысходность и страдания обитателей русской глубинки показаны в самых мрачных тонах, – «Тиски» Валерия Тодоровского показались глотком свежего воздуха.

Да, картина про жестокий мир наркомафии с присущей ей чернухой и матом. Да, там тоже все умирают. Но как красиво и динамично снято! Федор Бондарчук – «наше все» современного российского кинематографа – играет районного криминального авторитета Вернера (было бы странно, если бы он играл не авторитета), который вербует, а затем и делает своим лучшим дилером местного диджея Дениса (Максим Матвеев, внешне очень похожий на Гарсиа Берналя), который совершенно случайно попадает в заваруху с продажей наркотиков и оказывается его должником. У Дениса есть девушка (Катя Вилкова, внешне похожая на Уму Турман), диджейский пульт и квартира и совершенно нет планов становиться правой рукой главного наркодилера в городе.

Но Дениса и его друзей ставят перед выбором – или «отработка грехов» в структуре Вернера, или безымянная могила на пустыре за городом. Сложная ситуация главного героя усугубляется шантажом майора милиции (Алексей Серебряков), который на протяжении всей картины угрожающе размахивает пистолетом и смачно пьет водку из пластиковой бутылки.

Фильм (бюджет – 37 млн рублей) снят по всем законам жанра боевика: с кровавыми сценами, оглушительными выстрелами, немногословными диалогами, выражающими всю суровую лаконичность эпизодов.

Отдельное спасибо режиссеру за сцену драки, в которой участвуют голый Бондарчук и одетый Серебряков. Но даже неискушенному взгляду видно, что стиль, в котором разворачивается сюжет картины, шаблонный, а в клише, упакованные в клиповый монтаж, режиссер даже и не пытается внести какие-то свои находки.

В целом получился неплохой сочный дидактический агитфильм в стиле «дети, не употребляйте наркотики». Думается, люди из Госнаркоконтроля, которые не только консультировали Тодоровского, но и выделили ему деньги на картину, остались довольны. Как, впрочем, и зрители, выходящие из зала. Сетовали только на то, что сам Бондарчук не приехал. Очень уж многие хотели с ним сфотографироваться.