Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
28 мая 2007, 09:50 • Культура

В Каннах раздали «пальмы»

Российский актер получил приз в Каннах

В Каннах раздали «пальмы»
@ Reuters

Tекст: Ксения Реутова

«Золотая пальмовая ветвь» в этом году отправляется в Румынию. Главный приз Каннского фестиваля получил режиссер Кристиан Мунжиу за жестокую историю о криминальном аборте. Кроме того, жюри преподнесло сюрприз кинокритикам, вручив Гран-при фильму японки Наоми Кавасе «Скорбящий лес». Россия тоже не осталась без наград. Приз за лучшую мужскую роль был вручен Константину Лавроненко за работу в фильме Андрея Звягинцева «Изгнание».

Предчувствия его не обманули

Андрей Звягинцев рассказывал французским журналистам о том, как сразу после премьеры «Изгнания» уехал отдыхать в Париж, немецкий турок Фатих Акин просто широко улыбался и расточал комплименты организаторам, Гас Ван Сент обнимался с оператором Кристофером Дойлом, Джулиан Шнабель заявил, что снимал кино о мужчине, а получилось о женщинах…

О фильмах Кавасе довольно трудно писать – это специфическое и очень японское кино

Свои шансы на главный приз юбилейного, 60-го фестиваля все они предпочли не оценивать. И только румынский режиссер Кристиан Мунжиу, хитро прищурившись, сказал: «Да, вы знаете, что-то такое витает в воздухе, я чувствую».

Предчувствие его не обмануло. «Золотая пальмовая ветвь» в этом году отправилась в Восточную Европу. «4 месяца, 3 недели и 2 дня» – страшная история о нелегальном аборте в Румынии середины 80-х – была показана в первый же фестивальный вечер и сразу попала в число фаворитов.

Потом были братья Коэн, Карлос Рейгадас, Александр Сокуров, Гас Ван Сент и мультик «Персеполис». За них болели, им хлопали, их обсуждали, но каждый такой разговор неизменно заканчивался фразой: «Да, но есть еще румыны...»

Забыть этот фильм было невозможно. В предпоследний фестивальный день Мунжиу вручили еще и приз Международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ – и тогда стало окончательно ясно, что без «Пальмовой веточки» он из Канна не уедет.

Мунжиу и другие

Режиссер Андрей Звягинцев с призом за лучшую мужскую роль, который был вручен актеру Константину Лавроненко
Режиссер Андрей Звягинцев с призом за лучшую мужскую роль, который был вручен актеру Константину Лавроненко
Главной неожиданностью вечера стало вручение Гран-при фильму японки Наоми Кавасе «Скорбящий лес». Картину показывали в один из последних дней, когда большая часть фестивальной публики, измученная вечеринками и красными дорожками, уже отдыхала на пляже или дегустировала прованское вино. Полупустой зал вяло похлопал, все разошлись и забыли. Жюри во главе с британцем Стивеном Фрирзом, как выяснилось, подошло к делу более ответственно.

О фильмах Кавасе довольно трудно писать – это специфическое и очень японское кино. «Скорбящий лес» – медитативная картина о молоденькой сиделке, которая на протяжении почти двух часов бежит с одним из своих пациентов к спрятанной в лесу могиле его жены.

Для европейца зрелище скорее усыпляющее, чем завораживающее, но киноманы должны его оценить. И все равно кажется, что на этот приз в нынешнем сильном конкурсе были гораздо более достойные претенденты.

«Пальмовая ветвь» за лучшую режиссуру досталась американцу Джулиану Шнабелю за снятый им во Франции и на французском языке фильм «Скафандр и бабочка» – о реальном главном редакторе журнала Elle Жан-Доминике Боби, которого в возрасте 40 лет после инсульта полностью парализовало.

Общаться с внешним миром он мог, только мигая одним-единственным глазом, но при этом умудрился продиктовать книгу, в которой описал все, что чувствовал. Через десять дней после выходы книги Боби умер.

В «Скафандре и бабочке» главный герой появляется в кадре от силы минут на 15 – все остальное время закадровый голос комментирует то, что он видит, а видит он одним глазом немного. Шнабель, в прошлом художник, умудрился выстроить внутри этого «скафандра» целый мир – с больничными койками, красавицами-медсестрами, горами и морем.

Приз за лучшую мужскую роль прочили французскому актеру Матье Амальрику, который и сыграл Боби, но в итоге он достался нашему Константину Лавроненко за «Изгнание» Андрея Звягинцева.

Зал слегка разочарованно выдохнул. Чем так привлек жюри наш актер, фактически повторивший здесь свою работу в «Возвращении», осталось загадкой, но было приятно. На церемонию, правда, Лавроненко не приехал, и получать приз за него вышел режиссер Звягинцев.

С женской ролью никаких неожиданностей не было – награда ушла к кореянке Джон До Йеон за фильм «Тайное сияние». Режиссер Ли Чан Дон, взявший довольно банальную тему – уход матери, которая потеряла ребенка, в религиозную секту – и растянувший это зрелище на два с половиной часа, тем не менее сделал замечательное кино – чувственное, пронзительное и тонкое.

А также…

Приз жюри вручили сразу двум фильмам, которые были в числе претендентов на «Золотую пальмовую ветвь»: анимационной ленте «Персеполис» Марджаны Сатрапи и Венсана Паронно и «Тихому свету» Карлоса Рейгадаса.

Решение очень взвешенное – награждение одного из этих фильмов главным призом стало бы настоящей сенсацией фестиваля, а жюри в этом году явно не было настроено на провокации.

Местные французы особенно болели за «Персеполис» – очень смешной и очень грустный (говорят, даже председатель жюри Стивен Фрирз в финале прослезился) черно-белый комикс об иранской девушке и ее семье во время смены режимов и революции в Иране, – который вызвал один из главных фестивальных скандалов: из Тегерана в Канн пришло официальное письмо, в котором говорилось, что включение фильма в конкурс вредит репутации страны.

Премьера российского документального фильма «Бунт: дело Литвиненко», заявленного в самом конце программы, напротив, прошла на удивление спокойно.

Никаких криков, никаких сенсаций, никаких прямых обвинений. Фильм у режиссера Андрея Некрасова вышел очень личный и не столько о Литвиненко, сколько о новейшей истории России вообще – с цитатами из Ахматовой, с песнями Галича, с воспоминаниями о годах, проведенных в питерской Театральной академии.

Вечером красную ковровую дорожку торопливо пылесосили служащие Дворца фестивалей. Все следы здесь заметают довольно быстро – буквально на следующий день о юбилейном Канне напоминают только разноцветные бумажки с расписанием показов в неубранных урнах.

Уезжающие гости заранее бронируют апартаменты на следующий год. 60-й Каннский фестиваль закрылся, но новая декада в его истории уже началась.