Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

13 комментариев
20 февраля 2007, 18:31 • Культура

Избирательное сходство

Избирательное сходство
@ Reuters

Tекст: Ксения Щербино

В основе человеческой цивилизации лежит стремление к истине. Достаточно вспомнить о постоянном соотнесении западного искусства и литературы с требованием правдоподобия вплоть до импрессионистов и фактически до наших дней. Сюрреалисты, в свою очередь, исходят из посыла, впоследствии озвученного одной из самых «правильных» цивилизаций культового сериала «Вавилон-5». «Истина – клинок с тремя гранями: твоя правда, моя правда и истина».

Характерные для поствоенных (1919) лет безысходность и уверенность в бессмысленности существования позволили человеческому подсознанию заговорить в полный голос. Объектом внимания становятся патологии. Поиски правдоподобия в искусстве смещаются в сторону игры воображения. А коллекция произведений искусства напоминает кунсткамеру.

Этот сдвиг в системе моральных и интеллектуальных ценностей, на которых покоился многовековой музей европейской культуры, позволил принципиально по-новому взглянуть на мир.

Мифы

У картин Дельво есть особенное свойство – в них ты физически ощущаешь тишину, заглядываешь в лицо пустоте

Аукцион сюрреализма, организованный Christie’s в начале февраля, не проходил ad absurdum, как это можно было бы предположить. Открылся он воистину с ящика Пандоры – любопытной инсталляции Доротеи Таннинг.

Небольшая обитая мехом коробочка, в которой лежат зубы и лезвие, удивительным образом сочетает домашний уют, фэшн-агрессию и угрозу. Воедино сводятся мифы о греческой «любопытной Варваре» и о средневековой vagina dentatа, вызывавшие столь неприкрытый восторг у сюрреалистов, включая и мужа Таннинг Макса Эрнста.

Вполне возможно, что неслучаен и кроличий мех. Кролик, презираемый за трусость и сексуальные инстинкты, как никакое другое животное олицетворяет собой тонкую грань между жизнью и смертью, сексом и убийством. Увы, любопытных на аукционе не нашлось – и лот, оцененный в 12–18 тыс. фунтов, остался непроданным.

Популярность обошла стороной все аспекты мифологии – в том числе и мифологические городские пейзажи де Кирико. «Площадь Италии» де Кирико (эстимейт 200–300 тыс.) – один из самых частых образов художника. Энди Уорхолл как-то сказал о нем, что де Кирико рисовал одно и то же – может, именно это их и объединяло. Потому он и выбрал эту картину для своей серии в память о художнике.

Картина Поля Дельво «Город в песках» была продана за 468 тыс., не достигнув верхней планки эстимейта (350–550 тыс.) У картин Дельво есть особенное свойство – в них ты физически ощущаешь тишину, заглядываешь в лицо пустоте.

Особенная поэзия бесплотного течения времени, невинности молодости и застенчивой сексуальности Дельво раскрывается в почти театральной картинке руин, поглощаемых беспощадными дюнами. На этом классическом фоне – две женщины с единым невыразительным лицом застыли, чем-то неуловимо напоминая королевские статуи Гондора.

Но это уже из другой оперы.

Кино-Дали

В многоголосой какофонии сюрреализма сгодится всякая партитура
В многоголосой какофонии сюрреализма сгодится всякая партитура

Впрочем, в многоголосой какофонии сюрреализма сгодится всякая партитура.

Так, Виктор Браунер в картине «Большое путешествие» (эстимейт 80–120 тыс., продана за 72 тыс.) воплощает на полотне теории психоанализа, опираясь на собственную жизнь, – прием для сюрреализма избитый и избыточный.

Эдипов комплекс и детски-схематичные фигуры в желтом автобусе чем-то напоминают битловскую мультипликацию в «Желтой подводной лодке». Зато картина Дельво, изображающая девушек в лесу (эстимейт 300–400 тыс., ушла за 490 тыс.), изящно исследует мифологию подсознания, через метафизику де Кирико и нимфо-нимфеточью мифологику.

«Фантастическое путешествие» Сальвадора Дали (эстимейт 240–340 тыс., продан за 580 тыс.) – портрет, созданный художником на пике увлечения поп-артом в Нью-Йорке в 1965 году. Он является частью кампании в поддержку фильма «Фантастическое путешествие» (1966). Компания 20th Century Fox в свое время обратилась к художнику с просьбой стать арт-директором проекта – этот портрет и стал его первым манифестом в новом амплуа.

Другая работа Дали – Венера Милосская с ящичками (эстимейт 200–300 тыс., продана за 240 тыс.) – одна из классических работ великого сюрреалиста. В какой-то степени это был его ответ теории Фрейда о «ящиках» человеческой души. Интересная деталь – когда Марсель Дюшан помогал Дали с отливкой скульптуры, тот достаточно резко заявил: она должна быть только из бронзы, покрашенной в гипс. Пусть человек, который возьмет Венеру в руки, удивится ее неожиданной тяжести.

Такой вот юмор у этих гениев!

Яблочный человечек

Работа Рене Магритт
Работа Рене Магритт

Рене Магритт, другая икона сюрреализма, не нуждается в представлении. Хотя бы после той шутки в «Афере Томаса Крауна», где герой обманывает полицейских, вдохновившись «яблочной картиной» Магритта.

Основополагающим принципом искусства Магритт почитал «избирательное сходство». При соотнесении двух разных и не связанных между собой предметов он видел некое скрытое сходство, которое каждый раз оказывалось откровением.

Как он сам об этом рассказывал: «Однажды я проснулся в комнате, в которой находилась клетка с птицей. Мне почудилось, что птица из клетки исчезла, зато в ней появилось яйцо. Я был изумлен до предела, увидев определенное сходство между яйцом и клеткой». Образ птицы характерен для всего творчества Магритта, в особенности птицы, избегающей заключения. Меж тем яйцо в клетке – символ двойственный, заключения и побега одновременно, символ нового рождения. Картина «Избирательное сходство» была продана за 216 тыс. фунтов (против эстимейта 120–180 тыс.).

«Преднамеренность» Магритта, оцененная в 220–280 тыс., была продана за 423 тыс. фунтов. Неожиданно и по-детски яркая, картина изображает букет цветов, растущий из одного стебля. В чем-то она пародирует импрессионистов, в частности Ренуара: юмор Магритта делает зрителя соучастником смеха, в роковые сороковые – чуть ли не невозможная вещь. В этом художник видел предназначение сюрреализма в дни войны.

Одна из самых ярких и не менее театральных работ – «Женатый священник», проданный за 5,284 млн при эстимейте в 2–3 млн. В ней он обращается к любимой теме скрытого лица, маски и яблок. Мифология картины проста: с какой яблони падает то яблоко, что прячется за карнавальной маской? С другой стороны, яблоко для Магритта несет деперсонализирующую функцию. А маска, наоборот, придает безликому плоду некое подобие лица.

..............