Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
16 февраля 2007, 17:41 • Культура

Внеклассное чтение

Внеклассное чтение

Tекст: Юлия Бурмистрова

Современная детская и подростковая литература – это сплошь рыцари да роботы, волшебство да магия, параллельные миры да космос. Оно и понятно. Когда современные писатели были детьми, таких книг не хватало. Новых «Дикую собаку Динго», «Мальчика со шпагой» и классическую «Над пропастью во ржи» напишет, наверное, другое поколение.

Когда мне выпало делать обзор детской и подростковой литературы, я поначалу обрадовалась. Ведь я тоже, как и современные авторы, не дочитала в детстве волшебства. Но…

Как говорил Максим Штирлиц: «Запоминается последнее». Поэтому начну с плохого, а закончу более или менее хорошим.

Плоский мир
«Миры Тани Гроттер», сборник фанфиков, «Эксмо»

Меня крайне удивила эта книга, а где-то и ужаснула. Во-первых, фанфик (продолжение книги, написанное фанатом) не может быть напечатан. Потому что есть авторское право на имя героя, придуманный мир и прочие названия. Фанфик – изобретение Интернета. Но даже чтобы напечатать на сайте, необходимо написать «предисловие»: «Отказываюсь от всех авторских прав, претензий не имею». Это либо недосмотр издательства, либо гонорар получил Дмитрий Емец, автор «Тани Гроттер». Ну да это их дела.

Во-вторых, полное отсутствие элементарной корректуры и редактуры. Отвратительный русский язык и пошлость. Судите сами: «…подняла из грязной воды свое лицо и, отплевываясь, посмотрела на…», «Он посмотрел на ее гр… грустную физиономию» (дальше были слова любви!), «Лица их сблизились. После поцелуя хотелось кричать и рвать одежду», «…появилось солнце. Лучи его неохотно вылезали из-за горизонта, робко дотрагиваясь до свежих, еще не проснувшихся деревьев» и т.д.

В-третьих, сюжеты. Серия про Таню Гроттер изначально была создана как противовес «Гарри Поттеру». Поэтому сюжеты перекликались, дополняя, развивая, пародируя. Но даже у Емца нет такого полового безумия. Герои всех фанфиков озабочены поиском любовного партнера. Магия здесь выступает лишь оформлением. Разве что последний, пятый рассказ выглядит на этом фоне самым пристойным по содержанию и стилю.

Вывод: настоятельно не советую покупать эту книгу детям. И взрослым тоже.

Там, за горизонтом
«Место снов», Эдуард Веркин, «Эксмо»

Книга Эдуарда Веркина «Место снов»
Книга Эдуарда Веркина «Место снов»
Второй сюжет подростковой литературы после волшебства – компьютерное зазеркалье. А точнее, заэкранье. «Место снов» – это компьютерная игра, в которой все по-настоящему. Играющий в нее в реальном мире сходит с ума или вообще пропадает. Так заявлено в начале, но совершенно не стыкуется в конце.

Мальчик, к которому все обращаются по фамилии Зимин, ничем не интересуется, кроме компьютерных игр. Второй мальчик, по прозвищу Ляжка, ничем не интересуется, кроме купли-продажи и собственной наживы. Они случайно встречаются. Зимин мечтает достать запрещенную игру «Место снов», Ляжка – заработать деньги на продаже этой игры. Сговорившись о цене, они идут проверять подлинность игры, чтобы окончательно ударить по рукам.

Включив компьютер, мальчики попадают в игру. Вернуться домой невозможно. Нужно пройти уровень. В чем заключается уровень – непонятно. Дорогу осилит идущий, и они отправляются в путь. На пути будут встречи и расставания, дружба и вражда, предательство и смерть.

Неровная книга. Динамика сюжета то падает, то нарастает. Философские рассуждения о мире взрослых и мире детей, серой обыденности и яркой фантазии, переплетаются с ужасным сленгом и безграмотностью. Описанное в начале книги ужасное воздействие игры на детей потом не находит подтверждения. Все попавшие в игру возвращаются в реальный мир в тот самый момент, когда они только собираются включить компьютер.

Задумка автора не без морали. Мальчик, не интересующийся реальной жизнью, не уважающий родителей, но, тем не менее, положительный. Несколько лет, проведенные в игре, его полностью меняют. Он проходит путь выживания, дружбы, предательства, одиночества, почти отшельничества. Первое, что он делает, вернувшись в реальную жизнь, – покупает бездомного пса, которого ведут к живодеру.

Может быть, дети не заметят те нестыковки стиля и сюжета, которые я, будучи уже занудным взрослым, не смогла пропустить. И поверят, что реальный мир лучше компьютерного.

Девичьи мечты
«Сквозняки. Ледяной рыцарь», Татьяна Леванова, «Эксмо»

Книга Татьяны Левановой «Сквозняки. Ледяной рыцарь»
Книга Татьяны Левановой «Сквозняки. Ледяной рыцарь»
«Ледяной рыцарь» – самая детская из всех представленных сегодня книг. Двенадцатилетняя девочка Маша не простая девочка. Она – Сквозняк. Когда в параллельном мире случается беда – это как открытое окно, в которое влетает Сквозняк, чтобы всех спасти.

«Ледяной рыцарь» – третья книга в серии «Сквозняки». Если хотите узнать, как и почему Маша стала Сквозняком, то придется прочитать первые две – «Первая миссия» и «Повелитель иллюзий». Но, даже не читая, все понятно.

На этот раз Машина миссия – найти лекарство от проклятья ледяной кости. Волшебство, рыцари, оборотни, живые Снеговики, диковинные люди – все это присутствует. Дружба, честность, победа добра над злом – тоже. Это книжка для мечтающих девчонок.

Хулиганское фэнтези
«Музыка джунглей», Павел Марушкин, «Эксмо»

Книга Павла Марушкина «Музыка джунглей»
Книга Павла Марушкина «Музыка джунглей»
«Музыка джунглей» – вторая книга трилогии «Каюкер и Ухайдакер». Это не отдельные приключения, как в предыдущей серии «Сквозняки», а одна большая история на три книги. Заявленная издательством как хулиганское фэнтези без цензуры. «Хулиганского» лично я насчитала в книге целых три момента.

Во-первых, имена и названия. Длинные, трудно запоминающиеся, а главное, трудно выговариваемые. Сначала поворчала, вынужденно возвращаясь, чтобы напомнить себе, кто есть кто. Но потом не только вникла, а и вспомнила свое детство. Когда, упрашивая маму почитать сказки о мумми-тролле, удивлялась, почему ей так тяжело даются имена Снусмумрик, хатифнатты, Тофсла и Вифсла.

Во-вторых, достаточно тонкий стеб над нашей реальностью и ее атрибутами. Ненавязчивый, не мешающий сюжету. Незаметные цитаты, отсылки к классике, даже рекламные слоганы. А еще не менее тонкие новые словообразования. Хорошая детская шутка – это когда дети смеются, потому что смешно, а взрослые – над подтекстом.

В-третьих, качество написанного. Если исходить из сегодняшнего обзора, то нормально написанная и отредактированная книга – это уже хулиганство. «Музыка джунглей», да и вся серия «Каюкер и Ухайдакер» – это крепко сбитое, добротное фэнтези. Конечно, все познается в сравнении. В данном сравнении это лучшая книга.

А сюжет пересказывать сложно и не нужно. Приключения, приключения и еще раз приключения. Увлекательные, волшебные, смешные. И, безусловно, хулиганские.

..............