Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
4 декабря 2007, 18:35 • Культура

Вывести из тени тех, кто залуживает

А.Гаврилов: Вывести из тени тех, кто залуживает

Вывести из тени тех, кто залуживает
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юлия Бурмистрова

На IX Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/Fiction, которая прошла на прошлой неделе в ЦДХ, состоялась 8-я церемония вручения премии «Человек книги» – профессиональной премии для издателей и книготорговцев. Премия учреждена газетой «Книжное обозрение» в 1999 году и является символическим подведением итогов книжного года.

Премия «Человек книги» присуждается за наиболее яркие события в книжном мире. Лауреаты премии – люди, которые смогли перевернуть традиционные представления о книгоиздании и книготорговле. Премия учреждена газетой «Книжное обозрение». Главный редактор газеты Александр Гаврилов прокомментировал газете ВЗГЛЯД каждую номинацию 2007 года.

Популярная литература» показала, что можно делать с книжным рынком, если относиться к книжкам серьезно

Александр Гаврилов:
Смысл этой премии очень простой. «Книжное обозрение» стоит ровно посередине между читателями, издателями и писателями. Мы видим, что если коммуникация «читатель и писатель» происходит, то общение между читателем и издателем не происходит почти никогда. Ведь книжка не на 100% есть то, что написал писатель. Это выбор, как оформить, издать, продавать, что рассказать человечеству.

Это очень серьезный и многолюдный проект. Никому же не придет в голову говорить о голливудском фильме, упоминая только режиссера. «Оскар» же дают и за музыку, камеру, костюмы. И это разумно.

Цель премии «Человек книги» – вывести из тени тех, кого обычно не видно. Мы не отмечаем книги сами по себе, издательские проекты или корпоративные усилия, мы отмечаем личное присутствие. Потому что как никто другой понимаем, что появление каждой книги – это личная заслуга издателя, оформителя.

Если нет персональной похвалы, то нет персональной ответственности и нет серьезного разговора.

Руководитель издательства
Лучшим в номинации «Руководитель издательства» стал Роман Козырев (издательство «Добрая книга»).

«Добрая книга» – очень симпатичное издательство, остро чувствующее недостающее на книжном рынке. В то время как большие издательства говорят о повышении конкурентного уровня на книжном рынке, количество незанятых ниш остается вполне фантастическим.

Роман Козырев – один из таких людей, которые эти ниши чуют, потом видят, потом точно понимают и точно заполняют.

Главный редактор
Премию «Главный редактор» получила Шаши Мартынова (издательство «Гаятри/Livebook»).

Мы с удовольствием наградили Шаши Мартынову. Издательство «Гаятри/Livebook» крошечное, идущее совершенно поперек всех издательских представлений и монстров и продающееся на их уровне. Потому что они несут в себе некий огонь любви к книгам, читателю и самим себе.

Руководитель книготорга
В номинации «Руководитель книготорга» награда досталась Надежде Михайловой, возглавляющей Московский дом книги.

В этом году очень сильная номинация. В конкурентах был Денис Котов – питерская торговая сеть «Буквоед», которая строит новый формат. Магазины, которые становятся районными клубами, если угодно. Но Котов еще пока строит свой формат. В течение ближайших лет мы увидим, как он будет меняться и совершенствоваться. В нем очень много потенциальной энергии.

Надежда Михайлова получила довольно мерзко-совковой продукт под названием «Московский дом книги». Это сеть муниципальных магазинов, их было около сорока, шестнадцать из которых были дотационными. То есть находились вне зоны рентабельности. Она довольно за короткое время смогла превратить это в энергичный квалифицированно работающий книготорговый холдинг, по-прежнему принадлежащий городу.

Редактор серии
Победителем в номинации «Редактор серии» стал Александр Гузман (издательство «Азбука-классика») за проект «Арт-Хаус», посвященный культовым фигурам современного искусства.

Александр Гузман дважды лауреат нашей премии, потому что выясняется, что редакторов негусто. «Азбука» славится тем, что делает нечто, что другие считают делать нельзя. Когда была серия «Классика», предполагался провал. Потому что издатели считали, что наш народ с пренебрежением относится к классике, что малый формат неудобен. И все это оказалось неправда. К маленьким книжкам была только одна просьба – чтобы не разваливались, и они это сделали.

Многие слямзили идею и стали делать. Только «Азбука-классика» – по-прежнему культурное событие, а все остальное – материал для забивания полок. Потому что в «Азбуке» к каждой идее относятся, соединяя, что, кстати, редко удается, снобскую позицию и прямую спину с искренним желанием сделать продукт для народа.

Серия «Арт-Хаус» точно такая же – снобская серия для очень широкого читателя. Для тех, кто скупают сотнями тысяч билеты на театральные премьеры Тарантино, DVD Альмадовара, и при этом чувствуют себя очень особенными. Серия позиционирована по всему – отбору, редактуре, формату. Каждый, кто держит себя в руках, чувствует себя особенным.

Художник
Премию в категории «Художник» получил Сергей Стулов (издательство DSCH).

Сергей Стулов много работал для разных издательств, а в этом году сделал невероятную работу. Издание рукописей Шостаковича. Фантастической красоты книга. Оформленная на пределе сдержанности. Шостакович, Симфония № 13, партитура. Все. Дальше начинается рукопись. Но выбранный формат, коленкор, тонировка бумаги, поля... Эта книга выстроена так, как строят храмы. С той же вдохновенностью и отношением к тому, что является ее сутью.

Человек научной книги
В номинации «Человек научной книги» премию вручили Светлане Аникеевой (издательство «Восточная литература»).

Дело в том, что это отдельная премия. Потому что научные книги – совсем другая планета. Быть может, более интересная или сложная, но сильно отличающаяся от остального книгоиздания. Светлана Аникеева на своих плечах вытащила издательство и обеспечила весь восточный контент Года Китая в России. Она сумела сохранить редакторский состав, научный, переводческий. Это своеобразный подвиг.

За вклад в индустрию
Специальный приз «За вклад в индустрию» был присужден Сигурду Шмидту, известному историку и краеведу.

Понятно, что есть люди, которые всей своей жизнью заслужили награду. И нужно понять, кого ловко назвать в этом году. Мы выбрали Сигурда Шмидта неслучайно. Если прошлые номинанты – люди, которые двигали индустрию со стороны построения технологий, то Шмидт – это в первую очередь великий читатель и великий абсолютно несгибаемый эксперт. Тот, кто всей своей жизнью прогарантировал нам, что такое хорошо и что такое плохо в книгоиздании

Взгляды всего книгосообщества уже давно должны обратить взоры в сторону читателя. Я уверен, что именно отвращение читателя к нынешним книжкам – главная проблема книжного рынка России.

Новая номинация – «За лучший PR-проект»
В этом году впервые была учреждена номинация «За лучший PR-проект». Премия досталась Константину Рыкову (издательство «Популярная литература») за продвижение книги «Метро 2033» Дмитрия Глуховского.

Приз «За вклад в индустрию» и номинация «За лучший PR-проект» внутренне некоторым образом пересекаются. С одной стороны, есть читатель, который точно знает, что такое хорошо и плохо, и есть те, кто продают. И так совпало, что после долгих лет обсуждений мы таки ввели номинацию за пиар.

Этот год однозначно прошел под знаком того, как «Популярная литература» показала, что можно делать с книжным рынком, если относиться к книжкам серьезно.

Понятно также, что нет фигур более далеких друг от друга. Потому что все-таки система ценностей одного и другого не сводятся. Не существует места для книги «Гастарбайтер» в системе ценностей Шмидта. Но важно, что их сознательные усилия, прилагаемые в области книжного рынка, направлены к одной точке. Пусть с разных сторон, но к одной.

Каждый год были более или менее пиар-проекты. Но то, что совершил Рыков с Глуховским, Минаевым и Багировым, – совершенно другой уровень, другая весовая категория, другая лига по сравнению с тем, что было раньше.

..............