Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

2 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
27 декабря 2007, 09:32 • Культура

Мои премии

Итоги года. Литературные премии

Мои премии
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Сергей Беляков

Не только критики, но и читатели, узнав об очередном лауреате престижной премии, говорят в досаде: «Эх, ну как можно давать премии таким графоманам?! Вот если бы я был членом жюри. Нет, не так. Если бы я сам, вместо жюри, мог присуждать литературные премии, то уж я бы распорядился как надо…»

Сознавая, что эта позиция наивна и романтична, я все-таки не откажу себе в удовольствии стать на место жюри и произвести раздачу слонов по своему усмотрению.

Моя «Большая книга»

Ни один литературно-критический труд, появившийся в 2007 году, не сравнится с художественным исследованием Малецкого

В этом году я не стал бы вручать самую большую премию.

«Большую книгу», на мой взгляд, должны вручать произведениям, во-первых, высокохудожественным. Во-вторых – общественно значимым. А третьих – общедоступным, понятным и профессору, и студенту, и продавщице цветов. Таких книг в 2007 году не было.

А как же «Даниэль Штайн» Людмилы Улицкой?

В художественном отношении он значительно уступает «Медее» и «Казусу Кукоцкого». «Даниэль Штайн», собственно говоря, это вообще не роман, а идеологический трактат, где идея важнее, чем художественный образ.

Что до общественной значимости, то и здесь не всё просто. Критика вселенской церкви (католической и, в меньшей степени, православной) часто неосновательна и несправедлива.

Недоумение вызывают и некоторые «мелочи». Например, светлый образ эсэсовца Рейнгольда, с которым у Даниэля сложились даже не дружеские – отеческие отношения («как между отцом и сыном»). Странная «семейка», ведь Рейнгольд руководит уничтожением еврейского населения на подведомственной территории. А что сам «рук не марает», так Гиммлер с Эйхманом лично тоже никого не расстреляли и «Циклон Б» в газовые камеры не пускали.

Мой «Букер»
Александр Иличевский. «Матисс».

Здесь безоговорочно согласен с решением жюри. Давно не было у нас романа, в котором бы представлена была обобщенная картина современной России, при этом роман не превратился ни в растянутую статью, ни в приложение к политической программе.

Иличевский – писатель с романным мышлением. Свою картину мира он создает не публицистическими отступлениями, но всем строем повествования: через композицию, сюжет, судьбы героев, философию главного героя.

Писатель с истинно романным мышлением получил премию за лучший роман. Разве не справедливо?

Впрочем, об Иличевском и его «Матиссе» я писал уже немало (см. «Знамя», 2007, № 10).

Мой «Белкин»
Маргарита Хемлин. «Про Берту». «Про Иосифа».

Две скромные повести о жизни «маленького человека». Написаны языком маленького человека: «Жена (не местная и вообще сирота после погрома с малолетства) с сыном осталась в живых, так как успела примкнуть к партизанскому отряду поварихой и куда пошлют…»

Безыскусность создает ощущение подлинности. История трудолюбивой, болезненно скромной женщины («Про Берту») и провинциального «сиониста»-коллекционера («Про Иосифа») вернули нашей литературе одну из важнейших и, увы, забытых в 90-е годы тем.

Мой «Юрий Казаков»

Ольга Славникова. «Басилевс».

Одна из лучших вещей Ольги Славниковой. И уж точно самая «доступная».

Рассказ стоит иного романа. Мир Славниковой сгущается здесь до предела.

Все характерно славниковские черты представлены: эстетизация безобразного, влечение к смерти, превосходство мертвой материи над живой. Нашел автор место и для политики, и для социологии.

Но прежде, чем ужаснуться авторской философии, читатель будет покорен мастерством Славниковой, ее редким даром к описанию вещей. Иные эпизоды (например, сцена автокатастрофы и гибели героини) в современной литературе не имеют равных по изобразительности и художественной силе.

Мой «Нацбест»
Игорь Сахновский. «Человек, который знал всё».

У этой книги судьба на редкость счастливая. Шорт-лист «Букера» и «Большой книги» и даже экранизация, а в нашем мире последнее и значительней, и выгодней литературной премии.

И все-таки премиальная история этого романа нелогична и несправедлива.

Легкий, увлекательный авантюрный роман не мог составить конкуренцию ни «Даниэлю Штайну», ни «Матиссу», ни «Концу иглы», ни романам Виктора Строгальщикова, ни даже новому «шедевру» Виктора Пелевина. Политика, философия, проблемы общественные и общечеловеческие, настоящее России и прошлое христианства – темы важные, серьезные, почти неподъемные.

Роман Сахновского авантюрный, а не социально-психологический, от него не стоило ждать развернутых картин социального бытия, многомерных персонажей, образов. Другой жанр.

В компанию хищных птиц, величественных и мрачных, вдруг затесался яркий и веселый попугай. Попугая, естественно, растерзали. Иначе и быть не могло.

Шаланда против броненосцев.

Кавалерист против танка.

Зато именно этого романа и не хватало в шорт-листе «Национального бестселлера».

Премия, которой пока нет

Юрий Малецкий. «Случай Штайна»: любительский опыт богословского расследования. Роман о романе.

Ежегодной всероссийской премии для критиков пока нет. Но если бы ее вдруг учредили, то в 2007 году лауреатом по справедливости стал бы Юрий Малецкий.

Критик – это внимательный, эрудированный и квалифицированный читатель. Наверное, ни один литературно-критический труд, появившийся на страницах толстых журналов в 2007 году, не сравнится с художественным исследованием Малецкого.

Редкий в наши дни добросовестный разбор не каждой строчки, но каждой идеи писателя.

Не столь важно, прав Малецкий или нет. Главное – сочетание профессионализма и эрудиции с живым, даже острым интересом к предмету.