Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
25 декабря 2007, 09:35 • Культура

В десятку!

В десятку!

В десятку!
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Константин Рылёв

2007 год был на редкость насыщенным в области изобразительного искусства. Состоялись крупнейшие обзорные экспозиции, дающие возможность оценить роль и место российской живописи в мире.

Также были проведены масштабные мероприятия современного искусства (самое громкое из них – Вторая международная биеннале современного искусства, в этот обзор не попавшая), позволяющие оценить тенденции его развития.

1.Третьяковская галерея с мегапроектом «Европа – Россия – Европа»

Российское современное искусство начинает противопоставлять себя западному

В экспозиции насчитывалось более ста произведений из 48 крупнейших музеев 27 стран Европейского союза. Выставка позволила сделать выводы о месте российской живописи в европейском контексте. Оказалось, русские наиболее сильны в двух аспектах: социально-историческом (Репин, Суриков, Васнецов) и духовно-мистическом (Рублев, Малевич, Кандинский, Шагал).

2. ГМИИ им. Пушкина с выставкой «Новый Свет: три столетия американского искусства»

Василий Кандинский повлиял на американца Арчила Горки (армянский эмигрант, взявший в качестве псевдонима фамилию пролетарского классика), а тот уже на всех абстрактных экспрессионистов: Виллема де Кунинга, Джексона Поллока и Марка Ротко (еврейский эмигрант из России).

Истоки наиболее самобытного живописного стиля США – родом отсюда.

3.Открытие Игорем Маркиным первого частного музея актуального искусства Art4

Экспозиция продемонстрировала, что российское современное искусство условно делится на левое и правое. Левое – революционно-критическое, склонное к разрушению и внешним эффектам, злободневно, ориентировано на Запад. Правое – консервативно, направлено на проникновение во внутренний мир, обнаруживает глубокие взаимосвязи вещей и событий, стремится к усилению духовного иммунитета, ориентировано на Восток.

Представители левого: Олег Кулик, Дмитрий Гутов, Константин Звездочетов, «Синие носы». Правого: Эрик Булатов, Леонид Пурыгин, Борис Свешников, Дмитрий Краснопевцев.

Концептуалист Илья Кабаков посредине.

Ничто (и тем более никто) не стоит на месте, и Кулик, например, благодаря своей «звериной» интуиции постепенно переходит из левого лагеря в правый. Эту трансформацию продемонстрировали два его грандиозных проекта.

4. Первый – ретроспектива Олега Кулика, занявшая три этажа ЦДХ

Кулик показал свой творческий путь: от человека-собаки до скульптуры Гагарина, болтающегося в космосе на пуповине. От «прозрачности» (по существу, десакрализации) до кураторства выставки «Верю» на «Винзаводе», которую я считаю самым заметным событием 2-й Московской биеннале.

Хоть это всего лишь попытка сформулировать неуклюжими методами современного искусства что есть божественное начало в человеке и как оно работает, тем менее Кулик зафиксировал поворот в направлении движения российского современного искусства: от животного – к духовному, от западного типа – к восточному. Еще никто не провозглашал лозунгов на эту тему, а Кулик уже привез из Монголии видеофильм на премию Кандинского: о жизни человека в согласии с природой. Вот это скорость! Кулик – демонстратор того, что происходит в эпицентре общественного сознания.

Американский режиссер и художник Роберт Уилсон во время открытия своей выставки «Портреты в стиле VOOM»
Американский режиссер и художник Роберт Уилсон во время открытия своей выставки «Портреты в стиле VOOM»

5. Премия Кандинского – первая российская премия в области современного искусства с очень приличным фондом – 55 тыс. евро

Конкурс показал, что наше личное пространство заменили медиа: огромное количество работ на тему новостей, километры культурных цитат и компьютерных заморочек.

В результате тщательного отбора (266 заявок) на звание «Лучший художник года» осталось два претендента.

Анатолий Осмоловский с «Хлебами» в виде икон и «Изделиями» – бронзовыми моделями танковых башен. И группа «АЕС+Ф» (Арзамасова, Евзович, Святковский, Фрискес) с монументальным цифровым коллажем «Последнее восстание – 2» – подростково-компьютерным Армагеддоном. Гламурно размахивающие мечами ангелы и демоны практически ничем не отличались – это девушки и юноши в белых маечках и камуфляжных штанах. Тотальная индифферентность в вопросе «Кого за что резать?».

Такое вот Добро Осмоловского и Зло «АЕС+Ф».

Победило Добро! С чем можно поздравить автора.

С Осмоловским произошла та же метаморфоза, что и с Куликом: из радикально-левого художника он стал (умеренно?) правым. Но должен же кто-то противостоять агрессивному западному СИ! На великолепном шоу, посвященном вручению премии Кандинского, как раз и выступил один из его столпов – Роберт Уилсон. Совсем недавно этот монстр авангарда, театральный режиссер и художник представлял в Москве свой проект.

6. Роберт Уилсон. «Портреты VOOM» в фонде «Екатерина»: галерея видеопортретов голливудских звезд и животных

Актеры с трудом выдерживали авторскую установку: замереть на несколько минут и «ни о чем не думать». Но их внутренняя натура протестовала против видеоклетки, поэтому самыми выразительными получались жесты нетерпения и досадные вздохи. Уилсон не смог до конца убить в своих моделях человеческое. Режиссер утверждает, что «идеальный актер – это робот».

Что касается братьев наших меньших, то в «Портретах VOOM» запомнился ролик, где американский скунс пересекает шубу, сшитую из шкурок его соплеменников. Однако старине Уилсону далеко до садистской изобретательности братьев Чапмен.

7. Премьера проекта звезд английского СИ (группа YBA/Young British Artists) Джейка и Диноса Чапменов «Твой разум – это пожирающий тебя кошмар. Теперь жри ты…» в галерее «Триумф»

Вот вырвать собаке глазик и покормить ее им же – это настоящая «жесть» (полотно «Глотай, собачка», 2007). Черепа с червями, дети с фаллосами вместо носов и анусами вместо ртов, разлагающиеся солдаты, висящие на электрических столбах. Если смерть в работах Уилсона является оборотной стороной машинерии, то братишки Чапмен работают в сфере «простой» биологической смерти: все по-пиратски ясно и недвусмысленно. Они утверждают, что своим творчеством выражают идею капитала.

Их коллега Дамиан Херст воплотил ее наиболее лаконично: в виде черепа, инкрустированного бриллиантами, с названием «Ибо это есть любовь к Богу» (его планируют выставить в мае 2008-го в Эрмитаже), взятым из Библии. У западного СИ четкая атеистическая, антихристианская направленность. Мы в Стране Советов это уже проходили (только с поправкой на другой «капитал» – Маркса). Вероятно, поэтому последняя работа классика российского концептуализма Дмитрия Александровича Пригова была религиозного содержания.

8. Последняя прижизненная экспозиция Дмитрия Александровича Пригова (1940–2007) в ГЦСИ в составе коллективной выставки «Слово и изображение»

Здесь был представлен его потрясающий видеоперформанс «Евангелист» (2007). Монах тщательно просматривает Библию, спорит с ней, соглашается. Еще и еще раз проглядывает, встряхивает – ничего ли не выпадет? И убедившись, что «впитал» весь текст, кладет ее перед собой и благоговейно замирает.

Уместно вспомнить цитату Пригова из недавнего интервью: «У людей, втянутых в деятельность по уничтожению смерти и утверждению вечности (а это прежде всего культура), есть страх не успеть сделать нечто, что тебя переводит из сферы смертного – в вечное».

Получается, наши левые радикалы, тот же Пригов, левые больше по форме, что касается содержания, их цель – «уничтожение смерти», а не тиражирование ее. Пожалуй, что «утверждал вечность» и самый «смертельный» из русских художников – Борис Свешников.

9. К 80-летию со дня рождения выдающегося российского художника Бориса Свешникова (1927–1998) галерея «Новый Эрмитаж» подготовила его наиболее полную коллекцию (100 полотен и рисунков)

Свешников принадлежит к поколению шестидесятников-нонконформистов и является одним из самых мистических и загадочных мастеров. На его сине-зеленых «мозаичных» полотнах хватает образов, связанных со смертью (та же лягушка с берегов Стикса), но там всегда есть свет надежды. Смерть в виде скелета («Последний поезд», 1991) разделяет мужчину и женщину, однако, судя по их влюбленным взглядам, она не сможет разлучить их уже за гранью земного существования. Любовь сильнее смерти!

У Херста или Чапменов художественная система однополярна: есть только ад (или «Вид Ада», как называется одна из работ пиратских братишек). Заплати бабки за вход и – «оставь надежду, всяк сюда смотрящий». Эти ребята показали темный предел, стенку, дно. Наши мастера, такие как Кулик или Осмоловский, решили двигаться в обратную сторону: пора вернуть человеку надежду. А там, глядишь, и вера с любовью объявятся. Российское СИ начинает противопоставлять себя западному.

10. 250-летний юбилей своего существования Российская академия художеств отметила масштабной выставкой в Манеже. Там были представлены почти все гиганты российской академической живописи: от Брюллова до Глазунова

Я не придерживаюсь мнения некоторых кураторов, что «современному художнику вовсе не обязательно уметь рисовать, достаточно рождения новых идей».

Почему-то фигуристов и архитекторов настойчиво учат ремеслу. Если этого не делать, первые будут сами калечиться, вторые – калечить других. Не менее опасно (хоть и не сразу заметно), когда эстетически неразвитые художники калечат чьи-то души.

Конечно, у всех российских новаторов были конфликты со Школой, поскольку они расширяли границы восприятия. Мощные художественные открытия XX века были сделаны вне стен Академии (см. пункт 1). И я вовсе не за тупость, я – против дилетантизма.

..............