Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы лакируем действительность, жалеем деточек. Поэтому, когда в эту отредактированную реальность с неумирающими хомячками и сказками только с хорошим концом, вдруг врываются мошенники, психика ребенка не может понять, как реагировать.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
20 декабря 2007, 09:13 • Культура

БГ – фрик

БГ – фрик
@ Светлана Мальцева/NEWSmusic.ru

Tекст: Гуру Кен

«Аквариум» не может быть скучен. На концерте «Лунного тура», который заявлен группой как рождественский, не произнесено ни одного слова о Рождестве, а сцену украшает гигантских размеров изображение многорукого Шивы с ситаром. Ну и «Харе Кришна» в колонках, разумеется. Похоже, именно так представляет себе БГ празднование католического Рождества в России.

Гребенщиков всегда острее многих чувствовал абсурд. Нынешнее время замечательно тем, что у населения громадной страны с богатым культурным наследием начисто отсутствует какой-либо четко выраженный единый религиозный или нравственный императив. Играться смыслами в такой обстановке дело безопасное и приятное для острого ума. Понимающие – оценят. Где-то тут кроется причина того, отчего «Аквариум» со времен «Русского альбома» сменил немалую часть своей паствы. Остались те, для кого игра в бисер – самодостаточна.

Игра в бисер

Мне вот БГ откровенно напомнил сатира. Того самого, древнегреческого. Жизнерадостного, козлоногого, пьющего и любвеобильного…

Выбор песен для «Лунного тура» неординарен. Многие из них БГ не пел давно, некоторые – очень давно. Та же «Великая железнодорожная симфония» исполнялась в последний раз аж в 1996 году, на презентациях «Снежного льва» в целехоньком еще ГЦКЗ «Россия». И уж совсем раритет – живое исполнение «Песни о Ваньке Морозове» Булата Окуджавы. БГ как-то пел ее, точно так же под небрежную акустическую гитарку, как раз в этом же МХАТе в 2003 году.

Кстати, у Бориса Гребенщикова* явно завязывается еще одна традиция. По неизвестной науке причине, выступая в «женском» МХАТе, каждый раз он поет «Железнодорожную воду»! Этому факту он сам же и посмеялся:
– Перед концертом вспомнил, что в другом МХАТе много десятков лет назад пел эту песню. Песню, которую мы пели в одном времени, во втором… Можно спеть и в третьем!

Если 2003 и 2005 годы считать за разные времена, то ровно так и есть. Мажорная бодрая мелодия отчего-то аранжировкой вдруг напомнила о нетленках «Машины времени». Всё-таки незримая связь между аксакалами русского рока существует.

Мешаем водку гвоздем

Весь концерт Гребенщиков разбил на семантически очевидные, но не очень предсказуемые блоки. Начал с лунной темы из «Пси» (1999), заявленной в названии. Редко исполняемая «Луна, успокой меня» превосходно оттенилась лукавой и жидковато сыгранной песней «Маша и медведь» из этого же альбома, про то, что «это солнце едва ли закатится». Сюда же – «Имя моей тоски», когда из позвякиваний, тонких звонов, хрустящего пиццикато рождается упругий драйв. Словно разные группы на сцене играют, подумалось в этот момент.

Затем прошлогодняя новинка «Дуй, ветер», пока неизданная. Это явный реверанс в сторону Tom Waits, и особенно его Clap Hands из альбома Rain Dogs (1985). Примерно так звучал бы русский народный Том Уэйтс, если бы не было на свете группы Billy’s Band с их аутентичным педантизмом. Хриплоголосый Борис Борисыч, призывающий мешать водку гвоздем, – это теперь наше всё. Собственно, и соло-гитаре есть где развернуться.

«Аквариум» играет этот тур расширенным составом. «В еще небывалом составе, который соберется специально для этих концертов», – как туманно-загадочно расписывалось в пресс-релизе. На самом деле, семеро музыкантов – это действительно размах для экономно-аскетичного в последнее время «Аквариума». Ударные усилены перкуссией. Гитара БГ – соло-гитарой. Остальное – без изменений. К скрипке приложен саксофон с комплектом дудок. Бас-гитара и непременные клавиши. Таков весь «небывалый» состав.

После переходной «Там, где взойдет Луна» начался блок Zoom Zoom Zoom (2005). Из него БГ выбрал «Народную песню из Паламоса», «Бессмертная сестра Хо» и заглавную. Еще одна прокладка в лице «Центра циклона», и тут немногословный БГ изволил пошутить:
– Что-то вы засиделись. Пора переходить к народной музыке!
– Три луны! – крикнул кто-то из зала.
– Три голубых! – мгновенно отозвался БГ.

Народная музыка – это, конечно, «Стаканы». Для «Аквариума» новейшего периода они стали как «Ой-йо» для «Чайфа» – талисманом, оскоминой и хитом в одном флаконе. Бурные аплодисменты в зале…

Следующий блок – лирика. Камерно и проникновенно спелась Voulez Vous Coucher Avec Moi. БГ зажег свечу, поставил перед собою. После органного вступления – гитарная баллада «8200». И пресловутая акустическая «Песня о Ваньке Морозове», вошедшая уже в народный фольклор. На «Звездочке» к гитаре деликатно присоединилась скрипка. В качестве воспоминания – «Железнодорожная вода», и снова лирика-акустика. Старинный «Чай» из «Синего альбома» (1981) прозвучал так, как будто не пролетела уже четверть века. Все те же задорные перкашны, и тот же бархатисто-успокаивающий голос. Продолжил лирическую тему изящный инструментал на 6/8 и соло на дуде.

Наконец, Борис Гребенщиков вскочил со стула и начал жечь сердца давно не исполнявшейся «Феечкой», а затем и сакраментальным «Человеком из Кемерово». Разошедшись не на шутку, Борис Борисович принимается на песне «Туман над Янцзы», сложив ладони в восточном приветствии, весьма пародийно живо приседать, размахивая ногами в разные стороны. Что должно изображать, видимо, отечественного адепта одной из древних религий. Учитывая что в зале сидит один из видных гуру учения Шри Чинмоя (к которому близок в последнее время сам БГ и «учение» которого относится по классификации православного Центра св. Иринея Лионского к обычным тоталитарным сектам), это было как минимум забавно.

«Красота (это страшная сила)» вновь вернула зрителей в Zoom Zoom Zoom. После чего прозвучала мелодия нечеловеческой красоты – «Великая железнодорожная симфония». Чтобы уж напоследок удивить зал совсем, «Аквариум» аутентично шарахнул нетленкой «Дерево» и «Желтой луной» из «Песен рыбака» (2003). Можно уходить на бис.

А на бис группа одарила мир медитативной «Плоскостью» с переменным углом атаки на уши слушателя и почти затертым до дыр романсом «Серебро Господа моего» (тут ярче яркого осветили многорукого Шиву с ситаром, имеющего, видимо, непосредственное отношение к сей песне). Напоследок прозвучал марш «Партизаны полной луны» и короткий свежий «Сокол».

Игрок

– Любимые, спасибо, что пришли сегодня! – ободряюще улыбнулся БГ.

Бритоголовый, с длинной трясущейся бородой, он непременно кого-то напоминал. Такая яркая внешность не может кого-нибудь не напомнить, в зависимости от степени ассоциативного мышления.

Мне вот откровенно напомнил сатира. Того самого, древнегреческого. Жизнерадостного, козлоногого, пьющего и любвеобильного. Ох, не надо бы сиятельному БГ пританцовывать так красноречиво…

Но важен сам факт. Образ наголо обритого джентльмена с худосочной козлиной бородкой превосходно подменяет суть на медийном поле. Не хотите слышать музыку – посмотрите на яркую телекартинку. Так гласит первая заповедь современного шоу-бизнеса. И БГ в этом смысле потрясающе современен. Нахлобучив оранжевые очки, выкрасив бородку в галлюциногенные цвета, почтенный рокер БГ в игре. А он – игрок. И какой игрок! Он увлеченно комбинирует явления и интерпретации, религиозность и атеизм, синонимы и антонимы.

Нынешний БГ – не что иное, как фрик. В самом британском смысле этого слова. Он купается в отстранении от привычного, сиюминутного. Он хочет вызывать эмоции! Начиная с костюма. Начиная с бороденки. Он хочет играть на одном поле с Веркой Сердючкой и Миком Джаггером, имея в рукаве фору за границами игровых полей.

БГ – фрик. И это великолепно.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом