Тимур Шерзад Тимур Шерзад Как приблизит победу новая группировка войск «Север»

В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

16 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
8 ноября 2007, 12:39 • Культура

Ирина Коробьина: «Отсутствие политической подоплеки…»

Ирина Коробьина любит архитектуру и канал Культура

Ирина Коробьина: «Отсутствие политической подоплеки…»

Tекст: Екатерина Ключникова

Вместе с телеканалом «Культура» мы начинаем серию бесед с самыми известными и интересными людьми, работающими на этом канале. Первой своими мыслями по поводу юбиляра, а так же размышлениями о собственной работе с читателями ВЗГЛЯДА делится Ирина Коробьина, директор Центра современной архитектуры.

- Для чего необходимо понимание законов архитектуры?

Фильмы, посвященные архитектурным проблемам интересны тем, кому не безразличен стиль, уровень и качество жизни…

- Чтобы совершенствовать мир, среду существования. Человеку XXI века необходимо понимать, что это в принципе возможно и в его силах. Он должен иметь представление об основных законах, по которым происходит формирование окружающей среды средствами архитектуры. Ему необходимы позитивные примеры и получать информацию, о том, что, где и как происходит в архитектуре, в доме, в городах, в мегаполисах планеты.

Опираясь на эти ориентиры, человек готов осмысленно формулировать требования и к своему жилищу, и к своему месту обитания. Наверно, именно так происходит формирование «социального» заказа, который зависит от уровня общей культуры и понимания законов архитектуры обществом.

- Могут ли архитектурные проекты влиять на сознание или общества? Или все-таки архитектура отражает состояние социума?
- Архитектура – зеркало, а часто, «портрет» общества. Она требует строительных усилий, значительного финансирования и всегда выполняет чье-то желание, чей-то заказ. В ее создании задействован огромный комплекс разнонаправленных интересов.

Однако, было время в нашей истории, когда архитектура выполняла пассионарную роль. Это советский авангард 20-х годов ХХ века. Тогда архитекторы предлагали новые формы организации совершенно нового образа жизни и новаторские символы материального мира. Реализовано было совсем немного, но революционные идеи советских авангардистов перевернули консервативное сознание, ощутимо повлияли на развитие архитектуры и современной культуры во всех странах мира.

- Может ли архитектура влиять на другие виды искусства, или наоборот, музыка, литература, живопись - на архитектуру?
- Все искусства взаимосвязаны, современная архитектура вбирает в себя все. Появляются поэмы, начертанные на фасадах, живопись давно сопутствуют зодчеству, вспомните хотя бы фрески.

В новейшей архитектуре используются интерактивные искусства – есть здания, которые реагируют звуком, светом, теплом на процессы, происходящие в них. Так звуки, к примеру, складываются в странную музыку, которая живет и развивается по своим законам, реагируя на датчики в стене.

Это еще одна очень интересная тема: новые средства коммуникации меняют природу архитектуры, стирают границы между общественным и личным, домом и работой, интерьером и экстерьером…

Телевидение активно задействовано в процесс создания виртуальной архитектуры – телемосты, виртуальные студии… Мир изменился, и изменяется в ускоренном темпе: понятия реального, ощутимого, материального становятся чуть ли не условными, и архитектура, как всегда, отвечает на заказ нового времени.

- Архитектура – это среда, в которой живет человек. Что здесь в первую очередь важно – удобство, комфорт, принципы гармонии и красоты?
- Римский зодчий Витрувий, автор трактата «Десять книг об архитектуре», еще в I веке до нашей эры, вывел триаду, в которой показал три главных и равновеликих по значению параметра любого архитектурного сооружения: польза – прочность – красота. На нее опирались и архитекторы эпохи Возрождения, и позже – классицисты. Не утратила она актуальности и сегодня

- Как началось ваше сотрудничество с телеканалом «Культура», как возникли циклы «Архитектурная галерея» и «Проекции авангарда»?
- С развитием капитализма архитектура в России очень коммерциализировалась. Это как раз то, чему противостоял канал «Культура», и что абсолютно совпадало с нашими принципами.

Для архитекторов было важно показать людям высшие достижения профессии, а не пытаться заработать на ширпотребе, на скрытой рекламе, в чем часто упрекают телевидение. В то время мы смогли себе позволить роскошь быть свободными, идеологически и финансово независимыми, благодаря поддержке Фонда Форда.

Начало нашей эфирной жизни на канале «Культура» пришлось на 2000 год. Первый выпуск программы символично посвящался миллениуму, как точке отсчета новой эры. Мы показали, как ее отметил Запад строительством Миллениум центра в Лондоне, а Россия – «римейком» Храма Христа Спасителя.

Екатерина Андроникова, руководитель студии художественных программ, принимавшая у нас программу, сказала: «Блеск!» С тех пор мы сотрудничаем уже почти десять лет. «Архитектуная галерея» еженедельно выходила в эфир почти четыре года. За это время мы создали порядка 150 программ.

А вот цикл из восьми фильмов «Проекции Авангарда» - одна из последних наших работ, которая для нас очень важна. Он посвящен проблемам охраны наследия советского архитектурного авангарда, который сегодня находится на грани исчезновения.

Мы очень надеемся, что наши фильмы помогают борьбе за его спасение, о чем неоднократно получали подтверждение от отечественных и зарубежных коллег. Цикл дважды был в эфире и вызвал международный резонанс в профессиональной среде.

- Когда вы работали над программами, вы учитывали формат телеканала «Культура»? И существует ли, на ваш взгляд, этот формат?
- Формат есть. Возможно, поначалу мы его не осмысливали, но чувствовали всегда. У нас ведь уже был опыт сотрудничества с другими каналами. И когда мы обсуждали свои идеи, то всегда звучало: это для «Культуры», или нет, это не подойдет.

Главные параметры заданного каналом формата – отсутствие политических подоплек, достаточно глубокое проникновение в проблематику, не характерное для тележурналистики, отсутствие скандальных интонаций и спекулятивности, уважительное отношение к зрителю.

Архитектура – искусство в большой степени зависимое и от капитала, и от политиков. Иногда нам хотелось раскрыть тайну, объяснить работу этих сложных механизмов, но мы всегда понимали, для канала «Культура» – это табу.

Сегодня у канала яркий фирменный стиль, в основном, благодаря его вниманию к проблемам современной культуры. Канал приглашает в эфир интересных людей, именно сегодня реализующих себя в искусстве, литературе, театре, кинематографе.

Очень важную роль сыграло оформление, разработанное Леной Китаевой. Оно отличается от всего, что мы видим на других каналах - конечно, в лучшую сторону. Уровень работ Елены соответствует мировому, при этом она никого не копирует.

Это очень свежий и абсолютно самостоятельный стиль.

Музыка Антона Батагова на заставках также в большой степени формирует «эстетическую среду» канала. Из всего вместе складывается тот самый формат, художественная ценность которого сегодня чрезвычайно высока.

- Как вы представляете своего зрителя?
- Студенты архитектурных, дизайнерских, строительных институтов. Приезжая с лекциями в города России, видела в библиотеках нескольких институтов и колледжей наше «полное собрание сочинений» - программу «Архитектурная галерея», записанную за все время ее существования на «бытовые» кассеты.

Знаю, что до сих пор ее используют в преподавании. Знаю, что многие архитекторы, некогда принципиально не имевшие телевизор, завели в свое время «ящики» в мастерских, чтобы смотреть нашу программу. Подозреваю, что модный ресторан «Галерея» на углу Петровки и Бульварного кольца в Москве, также появился под влиянием передачи – на его стеклянном фасаде протянута практически наша заставка: арочная галерея библиотеки Сан Марко в Венеции архитектора Сансовино.

Думаю, что фильмы, посвященные архитектурным проблемам интересны тем, кому не безразличен стиль, уровень и качество жизни. Ведь архитектура - это основная составляющая той части мирового пространства, в котором проходит вся жизнь человека, семьи, общества.

В проблемах архитектуры наш зритель не очень образован. Но у него есть интерес к современному искусству, к технике, к технологиям, к недвижимости. А еще, потенциально, он заказчик – ведь каждому приходится заниматься домом, офисом, дачей…

Архитектура – искусство в большой степени зависимое и от капитала, и от политиков
Архитектура – искусство в большой степени зависимое и от капитала, и от политиков

- Как вы оцениваете ситуацию на российском телевидении?
- Почему-то считается, что широкая публика любит смотреть только нечто простое, незатейливое. Не раз слышала слова от влиятельных персон ряда каналов, что аудиторию интересуют только секс и насилие.

Не пыталась выяснять истинные предпочтения, но повсеместно, и в Москве и в поездках по России, люди жалуются, что смотреть становиться нечего. Им последовательно навязывают чудовищную эстраду, низкопробные сериалы, кошмарных юмористов, убогие реалити-шоу. А сверхагрессивная реклама, которая всех напрочь замучила!? Все это просто «за гранью» - и не умно, и не талантливо, и не весело. А вот бессмысленно ли?

Говорят, что весьма значительная часть населения «подсаживается», втягивается в каждодневный монотонный ритм и ждет продолжения жизни в параллельном TV мире. В таком случае, лучше вообще исключить «ящик» навсегда из своей жизни!

- В ваших передачах вы показали, как возможен «роман» архитектуры и телевидения. В вашем понимании, этот роман основан на равноправии или все-таки телевидение является лишь удобным способом для «продвижения» архитектуры?
- Нашей идеей было – при помощи телевидения объяснять людям, чем на самом деле является архитектура, какое место занимает в нашей жизни, какие проблемы она решает, и с какими сталкивается.

Так же мы хотели дать людям какие-то визуальные ориентиры, показать позитивный опыт в решении архитектурных проблем у нас в стране и за рубежом. А еще привлечь внимание к необратимым утратам, угроза которых усугубилась с приходом «коротких денег», капитализма.

Мы старались создать особый жанр телевизионного информационно-аналитического фильма об архитектуре, который был бы при этом самостоятельным продуктом и структурной составляющей телецикла об искусстве архитектуры.

Когда мы только начинали, я для себя определяла этот жанр, как «архитектурные истории», когда здание играет роль героя. И, собственно, фильм должен раскрыть сложный, зашифрованный смысл архитектурного решения, по возможности не занудно, желательно остроумно и с правильной интонацией.

Затем, мы стали глубже анализировать проблемы: развитие мегаполисов, сохранение наследия, западное влияния и поиск самоидентичности в отечественной архитектуре, и т.д. Поняли, что необходимы моно выпуски об архитекторах – мастерах советского авангарда, мировых звездах и наших коллегах, работающих сегодня и собственно создающих современную российскую архитектуру.

Жанр, в котором мне особенно интересно работать – «пограничный», когда раскрывается суть проникновения архитектуры в различные области жизни с привлечением аргументов из современного искусства, истории, самых разносторонних проявлений нашей многогранной культуры. И это отвечает природе архитектуры – она вбирает в себя все.

- Ваше понимание проблем архитектуры как-то изменилось после работы над телевизионными циклами?

- Работая с архитектурной темой в телевизионном формате, я все больше проникаюсь идеей социального значения архитектуры. Поэтому, для меня все более важными становятся градостроительные аспекты и проблемы трансформации городской среды, которые достаточно сложно предъявлять на телевидении в популярном и занимательном формате, но абсолютно необходимо, так как от этого во многом зависит наша жизнь и жизнь следующих за ними поколений.

Я вижу, что реакция на мои передачи - непосредственная и очень искренняя. Люди говорят, что они стали другими глазами смотреть на город. «Архитектурная галерея» уже не выходит несколько лет, но на нее до сих пор существуют ссылки и спрос. К нам постоянно обращаются с вопросами, как получить копии и пр. Но главное – архитектура стала актуальной, модной темой в СМИ. Надеюсь, что с нашей подачи.

Имена лучших российских архитекторов, таких как Норманна Фостера, Заха Хадида, которые сегодня не сходят со страниц газет и журналов, российская публика впервые услышала в нашей программе. Часто, я узнаю нашу интонацию в подаче архитектурного материала на телевидении, иногда вижу кадры из наших архивов – все это только радует, потому что так и было задумано.

- Как вы оцениваете развитие телеканала «Культура» за прошедшие десять лет?
- Очень высоко. Помню самое начало: когда я включила первый раз кнопку канала «Культура», там компания симпатичных ребят пела песню про «пьяную, помятую пионервожатую». Это было обаятельно, но больше напоминало домашнее видео. Затем был «строгий» период, напоминавший о репрезентативном телевидении советского застоя.

Сейчас – другое дело: современное, динамичное, достаточно глубокое освещение культурных проблем. И – вот огромное достоинство – отсутствие рекламы!

Я редко смотрю телевизор, совсем нет времени, а в телеэфире очень мало достойного внимания. «Культуру» смотрю чаще всего.

- Какие ваши новые проекты могут увидеть телезрители «Культуры» в будущем?

- У нас задуман цикл, посвященный градостроительству и архитектуре мегаполисов мира. Другая идея – показать, как современная жизнь входит, вливается в памятники архитектуры без ущерба для них. Сейчас мы обдумываем новый формат «Архитектурной галереи» с элементами ток-шоу, которую мы бы хотели вернуть в эфир.

А еще, возможно, займемся градостроительными и архитектурными расследованиями нашего недавнего и давнего прошлого. Важно, чтобы люди, наконец, поняли разницу между недвижимостью и искусством архитектуры, между квадратными метрами и градостроительством.

Опыт создания коммерческой недвижимости высокого класса в стране уже давно накоплен, а современного доступного жилища так и не появилось. Строительство идет с небывалым размахом, а бездомных не становится меньше.

Развитие мегаполиса опережает все мыслимые темпы, а градостроительство в полном упадке… Причины этого нужно искать, прежде всего, в сфере экономики и политики.

В таком материале необходимо оперировать цифрами, статистикой, ценовыми параметрами, ссылками на законодательство и т.д. Естественно, форма изменится вслед за содержанием.

В реалиях наших городов наметилась необходимость архитектурного прорыва в будущее без ущерба нашему культурному прошлому...

Впрочем, это - неисчерпаемая тема уже для канала «Культура».

- Что вы можете пожелать «Культуре» в дни его десятилетия?
- В новой долгой и счастливой телевизионной жизни телеканала не забывать про современную архитектуру, современных архитекторов и Центр Современной Архитектуры, которые всегда были, есть и будут верными друзьями «Культуры».

..............