Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
25 ноября 2007, 13:11 • Культура

Пугачева и Гейнор обошли Pink Floyd

Пугачева и Гейнор обошли Pink Floyd
@ Светлана Мальцева/NEWSmusic.ru

Tекст: Гуру Кен

Как-то случилось само собой, что в России любят ретрозвезд. И гастроли давно забытых в Европе музыкантов проходят с сумасшедшим успехом, и рейтинги ретрорадиостанций и отдельных передач чрезвычайно высоки. Собственно, именно из передачи «Авторадио» с говорящим названием «Дискотека 80-х» родился когда-то самый успешный бренд среди отечественных поп-фестивалей.

Удивительно, но привозы актуальных западных звезд на премии Муз-ТВ или MTV не привлекают столько зрителей. Впрочем, привозили в основном рэперов, а к ним отношение в России более чем прохладное. «Дискотека 80-х» показывает, что востребованы у нас артисты, на которых росли нынешние 30–40-летние. У них есть деньги и свободное время, но не на «Фабрики звезд» же им ходить.

Нынешний, шестой по счету фестиваль побил все собственные рекорды по посещаемости. И побил рекорды самого «Олимпийского» – самой крупной закрытой концертной площадки в стране. Обычно концерты там проводятся на ополовиненной площадке. Сцена стоит в центре поля перед одной широкой трибуной полукругом. Максимальная вместимость тогда – 15–17 тысяч. Для самых горячих концертов сцена сдвигается к стене. Так вот, на «Дискотеку 80-х» продано более 25 тыс. билетов. Предыдущий рекорд принадлежал самому Pink Floyd, который в 1989 году собрал 23 тыс. зрителей.

Что такое «сбитый летчик»?

На «Дискотеку 80-х» продано более 25 тыс. билетов. Предыдущий рекорд принадлежал самому Pink Floyd, который в 1989 году собрал 23 тыс. зрителей

С другой стороны, есть какая-то неловкость в том, что артистов причисляют к ретро. Скажем, какая Алла Пугачева – ретро? Любой стадион соберет, и свежих хитов уйма. Но повод именно таков, так что спросить про самоидентификацию артистов со «сбитыми летчиками» все-таки у музыкантов пришлось. Вопрос корреспондента деловой газеты ВЗГЛЯД вызвал на предфестивальной пресс-конференции эффект разорвавшейся бомбы. Прежде всего протестовали организаторы.

Генпродюсер фестиваля Юрий Костин заявил, что «сбитые летчики» могут быть только в России. Настоящие же артисты внесли свой вклад в культуру и не могут быть забыты. Matia Bazar, Gloria Geynor и Kim Wilde вызывают, по его мнению, ажиотаж в любой стране и на каждом концерте. Руководитель концертного агентства «Атак Концерт» Юрий Горный призвал не путать настоящих звезд с однодневками. Он видел, как Gloria Geynor зал приветствовал стоя, слышал, какие большие туры работает Kim Wilde. А Matia Bazar два года назад выиграли конкурс в Сан-Ремо.

Музыканты отвечали куда спокойнее. Клавишник «Матиа Базар» Piero Cassano уточнил, что он уже 30 лет в шоу-бизнесе. Это серьезная часть жизни, и он вполне доволен, что его относят к ретрозвездам 80-х, к которым можно также отнести Rolling Stones, Led Zeppelin и U2. А превосходно выглядящая Kim Wilde рассказала трогательную историю о том, почему она на 10 лет ушла из шоу-бизнеса. В 36 лет она встретила настоящего мужчину, которого полюбила и от которого захотела родить детей.

А поскольку ранее она дала себе зарок, что при встрече с таким человеком тут же уйдет из шоу-бизнеса, то она так и сделала. Сейчас у нее двое детей и появилось свободное время давать концерты и записывать новые песни. Она уже выпустила новый альбом Never Say Never (2006) и провела небольшое европейское турне с его презентацией.

За предыдущие пять лет существования фестиваль действительно показал едва ли не всю плеяду эстрадной и танцевальной музыки тех лет. Многие популярные артисты приезжают на «Дискотеку 80-х» по несколько раз, например Bad Boys Blue и Ricchi e Poveri. Впервые на фестивале появились королева диско Gloria Gaynor, англичанка Kim Wilde, греческий тенор Demis Roussos, изысканные итальянцы Matia Bazar, данс-звезды Trans-X и Den Harrow, латино-диско Maywood из Голландии, австрийская певица Gilla и другие.

Не меньший (а то и больший) интерес зрителей вызывают российские участники. В этом году главный хедлайнер, конечно, Алла Пугачева. Специальный сет подготовил Вячеслав Бутусов. Остальные артисты тоже вполне репрезентативны: Валерий Леонтьев, Владимир Кузьмин, Владимир Пресняков-младший, Александр Иванов, Крис Кельми, «Самоцветы», Салтыков, «Сладкий сон», «Земляне», «Здравствуй, песня» и другие.

Как это было

Валерий Леонтьев вышел в своем технократичном костюме с сотней светящихся фонариков
Валерий Леонтьев вышел в своем технократичном костюме с сотней светящихся фонариков

Посмотреть на многих артистов интересно хотя бы с антропологической точки зрения. Что они? Как они? Но тот же Matia Bazar многие ждали ради чудной песни Vacanze Romane, а вместо аристократического модерн-танго прозвучал банальный прямолинейный поп-рок. Из «Землян» недавно ушел фронтмен Сергей Скачков, поэтому «Каскадеры» вызвали некоторый когнитивный диссонанс – было живое ощущение, что поет Скачков, а на сцене стоит между тем совсем молодой парень.

«Самоцветы» с бодрой и свежей Еленой Пресняковой отыграли заводной микс из всех своих хитов нон-стопом. Хотя именно к «Самоцветам» выражение «все хиты» употреблять опасно, уж слишком их много. Так что упомянем о том, что «Не надо печалиться», «Увезу тебя я в тундру» и «Все, что в жизни есть у меня» прозвучали. Владимир Кузьмин напомнил про свой электропоп-регги «По-прежнему вдвоем».

Певица Gilla, захиревшая после ухода своего продюсера Фрэнка Фариана к делам исключительно Boney M, не утрудила себя записью новой фонограммы и отбарабанила свои хиты под старую фанеру. Так что Johnny получился веселеньким, если не смотреть на сцену.

Едва ли не главный итальянский хит 80-х в мире Mamma Maria всегда к месту. Ricchi e Poveri приезжают в Россию часто, но спрос всегда велик. Один припев группа постаралась пропеть живьем – получилось не очень. Потом второй – с тем же успехом. Лучше бы и не начинать.

А вот Maywood не приезжал раньше, многие помнят его по виниловому гиганту от фирмы «Мелодия» Different Worlds (1985) с хитами Rio и Pasadena.

От дуэта осталась только одна сестра Caren Wood, и это уже неплохо. Учитывая тот непреложный факт, что группа распалась еще в 1995 году. Приятно было прослушать те самые треки 20-летней давности из «Утренней почты».

Александр Иванов сначала спел про части Вселенной сам, а затем вызвал Преснякова-младшего, и, обнявшись, они дуэтом исполнили «Я буду помнить» под минусовую фонограмму. Сам Пресняков напомнил о хите «Недотрога» и тоже пел его живьем.

Сенсацией мог бы стать выход Демиса Руссоса. И зал бурно приветствовал певца. Однако состояние здоровья грека не позволяет ему двигаться по сцене. За кулисами он ходил с палкой и на очень короткие расстояния. На сцене же вовсе просидел все время на стуле, пел под фанеру и стал скорее символом концертной программы, нежели активным участником. Souvenirs, тем не менее, прозвучал.

Салтыков попытался петь «Белые ночи» живьем, но то ли аппаратура подкачала, то ли еще что-то, но было довольно неловко за опытного вокалиста. Kim Wilde так экспериментировать не стала, тем паче бронебойный хит Cambodia говорит сам за себя.

Валерий Леонтьев вышел в своем технократичном костюме с сотней светящихся фонариков и порадовал зал энергичным мини-сетом из шлягеров «Дельтаплан», «Маргарита» и «Вдвоем с тобой».

Любимчики зала

Но все-таки самую бурную реакцию в зале вызвали три других исполнителя. Алла Пугачева, Вячеслав Бутусов и Глория Гейнор.

Конечно, все ждали от Гейнор гимна всех дискотек мира I Will Survive. И конечно, он прозвучал. Но диско-королева показала еще великолепное владение вокалом, буквально дирижирование огромной аудиторией «Олимпийского» и харизматичную энергетику. Да, она стала немного задыхаться ближе к коде песен, но это честная и веселая одышка. Возраст все-таки. Она веселилась и веселила, показав себя действительно превосходным артистом.

Вячеслав Бутусов потребовал для себя полностью живой звук. Причем unplugged. Организаторы пошли на все его условия и оказались в серьезном выигрыше. Рев «Олимпийского» нарастал все время, пока музыканты только настраивались. Появление же Бутусова вызвало настоящую овацию. «Я хочу быть с тобой» – овации и массовое пение. «Звезда по имени Солнце» Виктора Цоя – овации и массовое пение. «Гуд бай, Америка» – овации и массовое пение.

На видеоэкранах крутятся фрагменты из фильма «Игла» с участием Цоя, а на сцене стоит гитарист того самого «Кино» Каспарян. Для тех, кто не ходит на концерты «Ю-Питера», это был момент возрождения 80-х из пепла. Стоящие рядом со мной две женщины, по виду типичные бухгалтерши, плакали обнявшись.

И завершила фестиваль мощным взрывным выступлением Примадонна и 80-х, и 90-х, и каких угодно лет. Любопытно, что Алла Борисовна пришла за кулисы еще к началу выступления Леонтьева – очень хотела посмотреть его выступление – и тепло поздравила Валерия Яковлевича с отличным сетом. А потом скромно села на стульчик ждать своего выступления.

Кстати, Пугачева еще в прошлом году давала согласие на участие в фестивале, но не получилось из-за плотного гастрольного графика певицы. Теперь же, после открытия радио «Алла», не выступить на празднике дружественного «Авторадио» (обе станции входят в холдинг ВКПМ) было совсем невозможно. И она вышла на сцену переполненного «Олимпийского».

– Привет, восьмидесятые мои! Привет, молодость моя! – широко улыбнулась Пугачева бушующему от восторга залу.

И спела такой набор песен, который редко звучит в ее концертах, вообще весьма нечастых в столице. Четыре песни – «Алло», «Поднимись над суетой», «Без меня» и «Этот мир» – прозвучали под фонограмму, но не в альбомных версиях. А пятую музыканты сыграли живым звуком, и «Миллион алых роз» получился удивительно похожим на регги. Впрочем, Пугачева почти и не пела. Три четверти песен пропел зал, она просто протягивала микрофон в зал – и этого было достаточно.

– Мы любили друг друга под эти песни, мы гуляли весело – и тогда, и сейчас. Я буду помнить ваши цветы, ваши улыбки… И мы еще споем! – жизнерадостно закончила Пугачева.

Лучшего финала нельзя себе представить. Фестиваль получился. Странный, ностальгический, но живой и такой нужный фестиваль «Дискотека 80-х».