Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
21 ноября 2007, 11:24 • Культура

Денис Мацуев: «Музыка лечит…»

Культовый Мацуев о музыке и о себе

Денис Мацуев: «Музыка лечит…»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Ключникова

Вместе с телеканалом «Культура» мы продолжаем серию бесед с самыми известными и интересными людьми, работающими на этом канале. Первым своими мыслями по поводу юбиляра, а также размышлениями о собственной работе с читателями газеты ВЗГЛЯД делится известный пианист Денис Мацуев.

– Как вы относитесь к записям своих концертов на телеканале «Культура»?
– Я их нечасто слушаю, иногда они помогают мне увидеть и осознать свои ошибки.

Я люблю больше life, чем записи. Я ощущаю потребность в живом общении с публикой, даже пусть в зале стоят микрофоны, но я все равно чувствую энергетику зала. Я больше могу передать слушателю…

Хотя в живых концертах существуют опасности промахов, которые будут замечены всеми. Я не смог бы работать так, как делал это Глен Гульд, посвятивший себя полностью студийной записи.

Тем не менее я понимаю огромную значимость записей или прямых трансляций, которые позволяют приблизиться к пониманию многих феноменов современной музыкальной жизни.

Искусство потому и вечно, что позволяет пережить многие беды и страдания...

– Если бы вам предложили сделать свою программу на телевидении, то чему она была бы посвящена?
– Я не думаю этим заниматься. Мне не хочется лезть в то дело, в котором я не являюсь профессионалом. Я же не телевизионщик. Но если бы это случилось, то, думаю, свою программу я посвятил бы творчеству молодых талантливых музыкантов.

Я знаю много превосходных исполнителей, которые пока мало известны в нашей стране, но уже достигли больших высот за рубежом. Именно для такой цели и был создан мой фестиваль Crescendo. Я считаю, что эта поддержка им необходима.

– На телеканале «Культура» недавно прошел VIII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» – уникальный проект, который был создан телеканалом «Культура». Его целью тоже является поддержка молодых музыкантов. Правда, совсем молодых – не старше 14 лет. Как вы считаете, телевизионный формат конкурса способствует его большему резонансу?
– Да, я знаю этот конкурс. Вижу, что он становится все более популярным и востребованным в музыкальном сообществе. Конечно, я всячески поддерживаю эту инициативу. В этом конкурсе я вижу еще одну высокую миссию: помимо поддержки юных исполнителей, он способствует повышению статуса наших педагогов.

Я помню то время, когда публика как безумная ждала приезда звезд в свои города
Я помню то время, когда публика как безумная ждала приезда звезд в свои города

Нужно не забывать роль учителей. Именно благодаря их стараниям наша исполнительская школа и сегодня считается одной из самых сильных в мире. Я недавно выступал на Совете президента по культуре и искусству с вопросом о музыкальном образовании и поднимал проблемы, которые нужно решать в ближайшее время.

Многие наши педагоги уезжают за рубеж, особенно много – в Китай. Там сейчас уже сто миллионов пианистов, и воспитывают их наши российские педагоги. В этой стране самый прибыльный бизнес – открытие частных музыкальных школ, я подчеркиваю, частных. А преподают в основном музыканты из Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре… Представляете?

Я считаю, это огромная трагедия. Когда я выступал на совете при президенте, я предлагал возродить на новом уровне советскую систему распределения рабочих мест. Понятно, что в ней были свои минусы и свои плюсы, но никто не оставался на улице, выпускники преподавали, работали, занимались своим делом.

Государство должно позаботиться о том, чтобы специалисты могли реализовывать свои возможности. И в этом нужен комплексный подход. Надеюсь, эта ситуация скоро изменится. Вот сейчас же решили вопрос с детским вещанием.

У нас появился «Бибигон», эфир которого распределен в сетке трех телеканалов – «России», «Культуры» и «Спорта». Хочется верить, что и ситуацию с музыкальным образованием мы изменим.

– Сегодня в карьере начинающего музыканта телевидение играет значимую роль?
– Безусловно. Юные исполнители учатся находиться на публике, владеть собой, разговаривать с журналистами. Однако телевидение – это палка о двух концах. Здесь есть и свои минусы.

Юный музыкант может возомнить о себе слишком многое, принять одну победу как окончательную вершину. Но, щелкунчики, я к вам обращаюсь, – все только начинается! Я лично знаю ребят, только начинающих свою исполнительскую карьеру, которые ведут себя непристойно, позволяют себе хамство и грубость.

Вот от этого нужно беречь одаренных детей.

– Сегодня многие говорят о том, что телеканал «Культура» слишком академичен. Вы с этим согласны?
– Нет. Канал абсолютно нестаромоден. Он очень модный – в хорошем смысле этого слова. Сейчас «Культурой» найден свой особенный стиль, все сбалансировано – и по подаче материала, и по выбору персон, тем. Многие говорят о рейтингах как о главном критерии в оценке качества телеканала. Но по-моему, все эти рейтинги являются выдумкой, они не отражают настоящей ситуации. На мой взгляд, в работе телеканала «Культура» все очень продуманно и стильно.

– Денис, вы часто говорите в своих интервью, что телеканал «Культура» – это ваш талисман. А какую роль, на ваш взгляд, играет телеканал «Культура» в жизни современной России?
– Трансляции телеканала «Культура» позволяют людям в различных российских городах быть в курсе самых важных и актуальных культурных событий. Я помню то время, когда публика как безумная ждала приезда звезд в свои города, она на них молилась. А теперь существует «Культура», которая изменила эту ситуацию… Появившаяся возможность иметь свободный доступ к высоким образцам влияет не только на общий культурный уровень страны.

Недавно я открыл очень важный смысл, который настоящее искусство привносит в нашу жизнь – очень часто трагическую и сложную. Я это понял после моего недавнего выступления в Беслане.

Об этом очень тяжело и трудно рассказывать. Мы вместе с Михаилом Плетневым приехали в эту школу, где произошла трагедия. Там ничего не изменилось с тех страшных событий. На полу запекшаяся кровь… А на стенах – 300 детских фотографий. Через 10 минут после нашего приезда нужно было играть прямо там, в спортивном зале. Мы исполняли Первый концерт Чайковского.

Мне до этого момента казалось, что это очень радостная и жизненная музыка. Но когда мы закончили наше выступление, я ее заново пережил. Михаил Плетнев подошел ко мне и сказал: «Теперь ты понял, о чем эта музыка?»

Потом мне показалось, что после нашего концерта что-то изменилось в той атмосфере, произошло какое-то очищение. Музыка лечит…

Мне кажется, искусство потому и вечно, что позволяет пережить многие беды и страдания. И «Культура», показывая в своем эфире самое лучшее из того, что создано человечеством, способствует этому.

..............