Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
19 января 2007, 09:14 • Культура

Удиви меня!

Кинопремьеры: «Престиж», «Снежный пирог»

Удиви меня!
@ film.ru

Tекст: Александр Фолин

Фильмы про фокусников и иллюзионистов – штука редкая. Не так-то просто снимать кино о ловкости рук, не разрушив хрупкий мир волшебства. Однако в Голливуде, как известно, идеи парами ходят, и вслед за «Иллюзионистом» Нила Бергера на экраны выходит «Престиж» Кристофера Нолана, также посвященный кудесникам конца XIX – начала XX века.

Фильм поставлен по одноименному мировому бестселлеру Кристофера Приста, рассказывающему о противостоянии двух талантливых иллюзионистов, которое перерастает в кровопролитную войну.

«Престиж»

Остальные герои, включая главного, которого играет блистательный Алан Рикман, на ее фоне выглядят как-то отрешенно и бледно

Роберт Энжер и Альфред Борден были хорошими друзьями и вместе работали в шоу своего учителя – инженера-изобретателя Каттера. Они попеременно выполняли функции помощника на сцене и подсадной утки в зале. Ассистенткой Каттера выступала жена Энжера. Борден, одержимый придумыванием все более изощренных трюков, однажды проявил инициативу, и девушка погибла. Вина Бордена была очевидна, и Энжер возненавидел друга.

Теперь они работали сами, изо всех сил стараясь не только превзойти соперника, но и всеми возможными способами сорвать его выступление. Со временем их соперничество окончательно вышло из-под контроля и стало понятно, что это закончится только тогда, когда кто-то из них умрет.

Кристофер Нолан – из тех немногочисленных голливудских режиссеров, которые не только имеют свой ярко выраженный стиль, но и заслужили право подбирать проекты под себя, делая их авторскими уже на этапе подготовки к съемкам. То, что «Престиж» идеально пристегивается следующим звеном к цепочке работ, состоящей из «Помни…», «Бессонницы» и «Бэтмен: начало», было понятно сразу. Лента предполагала мрачность и атмосферу тайны, являющиеся фирменными знаками Нолана. Однако оставался ряд вопросов.

Одним из главных было, как решит режиссер проблему отсутствия в повествовании положительного героя. Ведь ни Энжер, ни Борден таковыми не являются. Эти двое попеременно то располагают к себе зрителя, то совершают очередную гадость, разрушающую все ранее достигнутое. В конечном итоге оба закрепляются в имидже неприятных типов, которым лучше не доверять.

А как еще относиться к людям, готовым на все ради удовлетворения своих глупых мужских амбиций? Да-да, в какой-то момент становится совершенно ясно, что дело не в мести Энжера, который мечтает отомстить за любимую жену, – все куда банальнее, а от того противнее. Но и это не самое страшное.

Любой фильм о фокусах обычно построен на том, что все самые невероятные загадки объясняются вполне материалистически: никакой вам мистики или фантастики, сугубо инженерное искусство и мастерство исполнителя. Таковым, кстати, является и «Иллюзионист», хотя его объяснение трюка с апельсиновым деревом выглядит, если подумать, смехотворно неправдоподобно.

Что же до «Престижа», то в кульминационный момент он ударяется в чистую фантастику, и, что особенно странно, она связана с единственным реальным историческим персонажем в фильме – изобретателем Николой Теслой. И зачем было ломать все окончательно – совершенно неясно.

Что остается от сказки потом, после того, как ее разломали? Парадоксально захватывающая и вместе с тем тягомотная история, в которой чрезмерный хронометраж и претензии не способны нивелировать даже как всегда потрясающие Кристиан Бейл, Майкл Кейн и Хью Джекман. Посмотреть можно, но для такой личности, как Нолан, это провал.

«Снежный пирог»

Кадр из фильма «Снежный пирог»
Кадр из фильма «Снежный пирог»
К только что вышедшему из тюрьмы неразговорчивому англичанину Алексу Хьюзу в придорожной забегаловке подсаживается юная Вивьен с фиолетовыми прядками в пышной шевелюре. Девушка болтает без умолку и потихоньку растапливает сердце Алекса. К тому моменту они уже ехали по направлению к Виннипегу. И вот когда Алекс и Вивьен сидели в припаркованной у дороги машине и радостно слушали мажорную музыку, в них на полном ходу влетел грузовик.

Алекс отделался легким испугом, а вот Вивьен погибла. После всех разбирательств в полиции подавленный Хьюз, прихватив вещи девушки, отправился к ее матери, но та была больше озабочена тем, чтобы он аккуратно поставил ботинки на половичок, чем смертью дочери. Линда – аутистка, ей нравится смотреть на блестящие вещи и есть снег, она равнодушна к окружающим, но не дай бог сдвинуть какую-то вещь в ее доме.

Аутисты не часто появляются на экране. Особенно такие тяжелые. Сигурни Уивер, играющая Линду, улыбается с совершенно безумным огоньком в глазах и с жадностью поедает вынесенный в заглавие снежный пирог. Ее поведение выглядит занимательно, но лента подает его так, что Линда походит на забавную мартышку в клетке.

Остальные герои, включая главного, которого играет блистательный Алан Рикман, на ее фоне выглядят как-то отрешенно и бледно. В фильм не вносят динамики даже отношения Алекса и соседки Линды Мэгги в исполнении Кэрри-Энн Мосс. Развязка включает признание Хьюза, объясняющее его заботу о Линде, но это уже ничего не меняет – к этому моменту отношение к картине Марка Эванса железобетонно упрочивается в позиции «милое доброе кино без затей».

«Не говори никому»

Кадр из фильма «Не говори никому»
Кадр из фильма «Не говори никому»
Фильм Гийома Кане рассказывает о враче, потерявшем жену и обвиненном в ее убийстве. Не желая сесть в тюрьму за преступление, которого не совершал, он убегает от полиции и пытается сам раскрутить это дело, чтобы найти настоящего убийцу.

Ничего не напоминает? При чтении этих строк не встает перед глазами перекошенное от внутреннего напряжения лицо Харрисона Форда? Впрочем, я специально подбирал слова таким образом, чтобы все звучало максимально похоже на «Беглеца» и его российский клон – убожество под названием «Побег». В действительности сходство не такое сильное.

Между тем Кане основывался в своей работе на американском продукте, а именно на одноименном романе Харлана Кобена, названном New York Times бестселлером года. Книга была существенным образом переработана – Кане счел должным вставить в нее кучу отсебятины, которая, как он думал, сделает фильм более французским. Может, и сделало, только вместе с европеизацией в картину пришли ненужные в триллере измышления и чуждые жанру аллюзии, ставящие экшену палки в колеса.

Это не значит, что фильм плохой. В нем есть какая-никакая интрига, прекрасные актеры, добротный видеоряд. Другое дело, что это все совсем не так хорошо, как могло быть, принимая во внимание по меньшей мере увлекательную литературную основу. И даже если Кобену фильм Кане понравился (есть такая информация), этого слишком мало, чтобы говорить о творческой удаче.

«Престиж» (The Prestige)

Звезды – Хью Джекман, Кристиан Бейл, Майкл Кейн, Скарлетт Йоханссон, Дэвид Боуи, Пайпер Перабо, Энди Серкис

Жанр – фантастическая драма

Про что – про двух иллюзионистов, чья погоня за званием лучшего переросла в настоящую войну.

«Снежный пирог» (Snow Cake)

Звезды – Алан Рикман, Сигурни Уивер, Кэрри-Энн Мосс

Жанр – драма

Про что – про водителя, отправившегося к матери девушки, которую он подвозил и которая погибла, когда в их машину врезался грузовик.

«Не говори никому»(Ne le dis a personne)

Звезды – Андре Дюссолье, Кристин Скотт Томас, Жан Рошфор, Гийом Кане, Натали Бай

Жанр – триллер

Про что – про педиатра, чья жизнь круто переменилась, когда его начали подозревать в убийстве жены, погибшей от руки загадочного убийцы восемь лет назад.

..............