Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
7 августа 2006, 16:58 • Культура

Феномен мертвого телесезона

Феномен мертвого телесезона
@ GettyImages

Tекст: Екатерина Сальникова

Это совсем не тот особый период, когда ничего не происходит. Это период, когда у телевидения нет сил и желания с полной самоотдачей проживать происходящее. Когда человеческие возможности эмоционального реагирования исчерпаны и нуждаются во временном отключении. Хотя ужасная жизнь мирового сообщества идет своим чередом.

Ноги вместо политики

Если понажимать кнопки пульта в середине дня, можно долго перескакивать с рекламы отбеливающей зубной пасты на рекламу антицеллюлитных массажеров (фото GettyImages)
Если понажимать кнопки пульта в середине дня, можно долго перескакивать с рекламы отбеливающей зубной пасты на рекламу антицеллюлитных массажеров (фото GettyImages)

Зимой, весной и осенью все ведущие новостных выпусков ощущают некий энергетический подъем при наличии экстраординарных событий, будь то падение самолетов, обострение ливано-израильского конфликта, политические перипетии в Грузии или на Украине. А летом лица ведущих, вынужденных сообщать о весьма серьезных и даже катастрофических событиях, приобретают какой-то мучительно постный вид. Словно они переживают не столько само происходящее, сколько неуместность драматизма большой политики в период отпусков. Этим летом безрадостная озабоченность чуть сильнее и явственнее. Как будто только сейчас до работников ТВ всерьез дошло то, что не они распоряжаются Временем. И что у истории – своя «сетка» общественно-политических процессов, необратимых и непрерывных. Оттого и некоторый рост наигранного благодушия и веселости в менее серьезных и драматичных сюжетах новостей. Вроде как надо радоваться. А радоваться не получается, потому что очевидно, насколько в современном мире все происходит не вовремя, то есть без перерывов на каникулы. Значит, мир так и остается неуправляемым…

Беспокоиться о таком мире – никаких душевных сил не хватит. Поэтому в качестве необходимого противовеса и психологической компенсации возрастает жажда заботы о себе как о живой и смертной физической оболочке. Надо успеть стать лучше, пока это видно, пока не влез в куртку, шубу, джинсы и сапоги.

Прошлые летние сезоны отличались патологическим засилием рекламы пива всех цветов, сортов и стран-производителей. Этот сезон умерил жажду легких горячительных напитков и, кажется, переключился на проблемы внешности и здоровья. А всякое резкое переключение грозит в телеиндустрии зацикливанием. Если понажимать кнопки пульта в середине дня, можно долго перескакивать с рекламы отбеливающей зубной пасты на рекламу антицеллюлитных массажеров, с программы о возможностях современной косметологии на программу о борьбе с избыточным весом, с сюжета о новых типах тренажеров на сюжет о замечательных клиниках стоматологического или гинекологического профиля.

Но лидерство принадлежит, пожалуй, разнообразным средствам для депиляции. И вот уже кажется кошмарным сном бесконечное «тестирующее» осязание в рекламных кадрах. Гладкую поверхность кожи икр поглаживают ухоженные ручки счастливых обладательниц. По загорелой правой ножке плавно скользит шелковый платочек. Да, не повезло левой ножке, обработанной чем-то старомодным и неэффективным. Ноги готовы оторваться от тела и воспарить к небесам от резко возросшей самооценки, дарованной им телерекламой XXI века.

Как всегда запаздывая на несколько лет, мы наконец нагнали Запад и вступили в эру маниакального увлечения рукотворной красотой, достигаемой уже не только в косметических салонах, соляриях и фитнес-клубах, но на операционных столах, в процессе косметологических манипуляций с помощью новейшей техники. Телевидение отражает очередной прилив человеческой веры в преодоление возраста и природного несовершенства. И телевидение же создает новый миф о человеческой индивидуальности как Индивидуальности Тела, продаваемой и получаемой по эксклюзивным заказам.

Искусство без комплексов

В сетку Первого канала попало даже «Иваново детство», никак не вписывающееся в идеологию летней беззаботности и расслабленности
В сетку Первого канала попало даже «Иваново детство», никак не вписывающееся в идеологию летней беззаботности и расслабленности

На фоне политической журналистской апатии роль центра автоматически переходит к программам об искусстве. Опять же – не потому, что на лето приберегли какие-то особо выдающиеся передачи, и не потому, что их сейчас больше, чем обычно. Просто они более заметны. И у этих программ на летний период как бы исчезает комплекс заведомой второстепенности перед лицом общественно-политического вещания.

И тогда цикл «Телетеатр. Классика» («Культура») воспринимается с особой ностальгической страстью. Поскольку высвобождаются силы признать, что за советские годы существования феномена телетеатра была создана подлинная классика этого вида искусства, которой можно гордиться не меньше, чем шедеврами театра и кино в чистом виде. С недежурным энтузиазмом телевидение отмечает юбилеи Веры Марецкой и Николая Бурляева. Ставят в сетку «Культуры» давно не шедший хит своей эпохи – спектакль «Странная миссис Сэвидж», высокое слово о псевдосумасшедших, произнесенное нашим искусством с помощью зарубежной жанровой драматургии, как всегда достаточно аполитичной и мирной. Но косвенно в этой постановке выражался отечественной гуманистический протест против использования психиатрических клиник в борьбе с инакомыслием. Хотя с миссис Сэвидж боролось не государство, а всего-навсего ее порочные родственники. В сетку Первого канала попало даже «Иваново детство», никак не вписывающееся в идеологию летней беззаботности и расслабленности.

Сейчас наше телевидение с простодушной невзначайностью роняет в аудиторию шедевры. В отличие от прочих времен года, при этом не слышится привкуса рациональных уступок – вроде «ну, вечером в пятницу надо чего-нибудь поставить поприличнее…» или «ладно, пускай почувствуют, что сегодня воскресная ночь». В воскресенье в прайм-тайм может идти «Васса» Глеба Панфилова («Культура»), настраивающая на предельно невеселый, почти трагический разговор о судьбах дореволюционного капитализма и его магнатов в России. А «Фотоувеличение» Антониони запускается хотя и поздновато, но в четверг по РТР, параллельно с «Энни Холл» по НТВ – оба фильма, в особенности шедевр Антониони, не частые гости наших каналов.

Вообще пока лето не кончилось и художественных картин в сетке объективно много, вдруг видишь, что весь кинематограф теперь делится на кино XX века и кино XXI века. И Антониони с Вуди Алленом, весьма далекие друг от друга по эстетике и мироощущению, вдруг начинают восприниматься как фигуры во многом родственные. Их объединяет не только ушедшая эпоха, но и целое столетие, первое для истории кинематографа и фактически чужое для новых поколений зрителей.

Предел подобным не самым актуальным размышлениям положит, видимо, обновленное вещание канала «ТВЦ». Оно начнется ровно в середине августа, возвещая финал мертвого сезона. В данный же момент с особым напряжением думается о том, чем новый логотип канала лучше предыдущего. И лучше ли он на самом деле. От символики канала зависит не только его имидж, но и самоощущение. С последним у ТВЦ всегда были проблемы. И на данный момент они не исчезли, а скорее усугубились.