Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
5 августа 2006, 14:37 • Культура

Лето для искусства

Лето для искусства

Tекст: Максим Шульц

Странное впечатление производят события на московской арт-сцене. Казалось бы, ничего особенного. Но это только на первый взгляд. Почему-то именно этим летом все наиболее характерное для нашего искусства решило взять да и проявиться. Не иначе как всему виной близящаяся вторая Московская биеннале.

По непреложной русской традиции именно в преддверии чего-то масштабного нужно выискать все существующие и несуществующие проблемы, а после того как это «масштабное» наконец сойдет на нет, взяться их решать. Остается только смотреть и диву даваться.

Ребрендинг для Fine Art

Маша Шубина. Лето
Маша Шубина. Лето

В галерее Fine Art открылась двенадцатая по счету летняя выставка. С 1994 года Fine Art не тратит особых усилий на выдумывание концепции: коль на дворе лето, значит, лето должно быть и на картинах. Оригинального мало, но разве скажешь что-то против традиции? Год назад в Fine Art можно было видеть работы совсем юных художников – выпускников небезызвестного института им. Сурикова. Выставка провалилась, треск был слышен до самого МКАДа. Дело в том, что если непосредственно по художественной части у суриковских воспитанников все было более-менее, часть концептуальная хромала на все имеющиеся ноги.

В этом году галерея решила не делать резких движений – на стенах уютного подвальчика Fine Art картины художников, давно работающих с галереей. Здесь и Дмитрий Шорин, и Маша Шубина, и Сергей Шаблавин. Однако нынешнее Fine Art’овское «Жаркое лето» (так называется выставка) не очень-то радует глаз. Просто потому, что на протяжении нескольких лет в галерее можно видеть похожие работы этих, а также неотличимые от них и друг от друга работы других авторов. Но это только часть проблемы. Молодые художники Fine Art так и не вышли из класса «подающих надежды». Галерея в последнее время редко балует зрителя разнообразием. Несложная для восприятия, легкая, ироничная и, не побоюсь этого слова, гламурная живопись художников Fine Art банально приелась. Вообще довольно скользкая ситуация: вроде бы у галереи есть свои традиции, ее куратор Ирина Филатова великолепно чувствует искусство и адекватно представляет себе современный арт-процесс, ан нет – скучны выставки, каждая новая скучнее предыдущей. Может быть, пришло время что-то пересмотреть? В голове вертится приснопамятное яйцо телефонной компании МТС вкупе с актуальным нынче словом «ребрендинг».

Центр современного искусства «М’АРС» провел ребрендинг, когда переехал в свое новое, просторное здание на Сухаревке. Произошло это довольно давно – с тех пор минуло больше двух с половиной лет. Тогда у М’АРСа были амбициозные планы по захвату отечественной арт-сцены. Пока не получается. Но замечательное пространство М’АРСа никуда не делось – оно принимает один большой проект за другим. Сейчас это «Сам против себя» – детище горячих финских фотографов. Проект создавался в ходе серии мастерских, проведенных в Финляндии и России художником Теему Мяки. При помощи гримеров и костюмеров участники мастерских получали возможность оказаться на месте своих кумиров и самых страшных врагов, чтобы воплотить и проанализировать объекты своего восхищения и ненависти.

Новое пространство для импрессионистов

 Anna Aseeva as her enemy, colour-print on aluminium, 90
Те же импрессионисты в залах бывшего Музея личных коллекций смотрятся далеко не лучшим образом

Что на этой неделе действительно наделало шуму, так это открытие Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Музей личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина перенесен, а в его здании разместилась указанная галерея. Сюда свезли всю живопись ГМИИ, начиная с позднего романтизма. Перед открытием директор ГМИИ Ирина Антонова заявила, что было бы неплохо привезти в Москву европейское искусство, выставленное сейчас в Эрмитаже, воссоздав таким образом коллекции Щукина и Морозова, некогда поделенные между петербургским музеем и Музеем Пушкина. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в долгу не остался и сказал, что, по этой логике, все греческие вещи должны вернуться в Грецию, египетские – в Египет, чешские – в Прагу, а работы старых мастеров, давным-давно «брошенные на усиление» именно ГМИИ, – обратно в Эрмитаж. Таким образом, отношения между двумя музеями, похоже, серьезно испортились.

Некоторые авторы уже успели оросить обильными слезами газетно-журнальные полосы: де, нет больше того самого зала импрессионистов, где в нежном возрасте будущих критиков с головой накрывала волна Прекрасного. Надо полагать, тех, кому не посчастливилось родиться под хмурым столичным небом, накрывала совсем другая волна. Например, я вспоминаю, как, после четырех часов тряски в душном икарусе (именно столько времени занимал путь в Москву из моего маленького провинциального городка), импрессионисты приняли меня в свои объятия. Из-за особенностей моего вестибулярного аппарата, мне приходилось постоянно переводить взгляд с Моне на бумажный пакетик. И – обратно – с бумажного пакетика на Моне.

Импрессионисты расплывались перед глазами и наворачивались слезы – отнюдь не умиления и восхищения. Прекрасное думало настигнуть меня под сводами ГМИИ позже, в студенческие годы, но я спасся, ловко расчленив его на дискурсы и месседжи.

Да, те же импрессионисты в залах бывшего Музея личных коллекций смотрятся далеко не лучшим образом. Но это не навсегда, всего на пять-шесть лет, пока ГМИИ не отреставрирует принадлежащую ему усадьбу Вяземских-Долгоруких. Тогда импрессионисты переедут снова.